Законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:01, реферат

Краткое описание

Зарубежный опыт законодательного регулирования противодействия экстремизму и терроризму
Существует большое число международно-правовых актов противодействия терроризму, запрещения дискриминации по религиозному признаку.
Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями противодействия терроризму и экстремизму являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

В некоторых субъектах  Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы  и методы противодействия политическому  и религиозному экстремизму, а также  принципы ответственности граждан  и организаций за политический и  религиозный экстремизм. Это, например:

Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 года № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 года № 6-РЗ «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 года«О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» и др.

Существующая система  российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия  терроризму и экстремизму, в целом  обладает достаточно полным набором  правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом  и экстремизмом.

Однако имеющийся  потенциал мер правового противодействия  терроризму не всегда используется в  полной мере в силу недостаточной  эффективности правоприменительной  деятельности, а также в связи  с существующими пробелами в  законодательном регулировании  борьбы с терроризмом, что требует  дальнейшего совершенствования  нормативно-правовой базы с учетом международного и зарубежного опыта. Работа над текстом законопроекта  о противодействии терроризму будет  завершена в 2005 году, считает председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев1.

По словам В. Васильева, одной из основных составляющих законопроекта  является выстраивание системы управления в случае террористической угрозы.

«Законопроект предполагает выстроить систему единого управления с федерального уровня до оперативного штаба», — пояснил депутат. Кроме  того, документ регулирует организацию  управления штабом и на местах. «Хорошо  бы было иметь уровни угрозы по степеням или по цвету. Когда есть угроза теракта, общество информируется об этом, и  каждый предупрежденный человек  может стать активным борцом с  терроризмом», — сказал В. Васильев.

Вместе с тем, он признал, что в настоящее время  разработчики законопроекта «топчутся  на месте». По его словам, это связано  с тем, что в ходе разработки возникает  множество вопросов. В частности, не все понимают, что такое режим  террористической угрозы, к чему приведет введение этого режима, пояснил В. Васильев.

Он выразил надежду, что в ближайшее время удастся  выйти на стадию второго чтения законопроекта. Правда, этот законопроект, как и  любой другой, должен быть обеспечен  финансированием, отметил В. Васильев.

В настоящее время  в Российской Федерации действует  целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих  проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. В истекшем году наметилась тенденция  к несколько более строгому применению этих актов к лицам, совершившим  преступления на национальной и религиозной  почве. Но в целом исполнительная власть и суды проявляют малопонятную снисходительность по отношению  к профашистским, экстремистским националистическим группировкам. Анализ правоприменительной  практики демонстрирует серьезное  несоответствие законодательства и  реального положения дел в  этой сфере. Вопрос состоит в том, чтобы применять существующие нормы  систематически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального  и религиозного экстремизма на обычное  хулиганство, как это, к сожалению, сплошь и рядом все еще происходит. Принципиально важно также, чтобы  борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе2».

Как отмечается в  научной литературе, государственная  система противодействия экстремизму  функционирует не столь эффективно, как того требуют современные  реалии.

Общество еще  не в полной мере осознало степень  опасности этого явления для  российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа.

Не наработана в  достаточной степени правоприменительная  практика борьбы с религиозным экстремизмом, что, в первую очередь, связано с  декларативным характером некоторых  правовых норм, а также со сложностью формирования доказательной базы.

Важнейшим условием повышения эффективности противодействия  экстремизму и терроризму является разработка общегосударственной комплексной  программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты     по     устранению     социальных     условий,     способствующих     развитию террористических операций с учетом их типологии, форм подготовки и проведения, а также мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития терроризма.

Как указывается  в научных исследованиях, для  решения данной задачи необходима концептуально  обоснованная, многоуровневая система  мер предупреждения экстремизма  и терроризма, которая должна включать в себя: нормативно-правовое обеспечение  антитеррористических действий, совершенствование  законодательства о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды; превентивные мероприятия, позволяющие выявлять намерения  террористов и оперативно пресекать  террористические действия на стадии их реализации; централизацию руководства  всеми антитеррористическими действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней; обеспечение взаимодействия и координации действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном масштабе, контроль за деятельностью международных террористических объединений, их центров и штаб-квартир, баз подготовки боевиков и других террористических структур, выявление и ликвидация источников финансирования террористических групп, включая легитимные и криминальные доходы террористов; всестороннее информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности, выявление и ликвидацию центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, идеологическое дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников, переориентацию СМИ на противодействие пропаганде насилия и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.

Необходимо отметить, что в отечественной юридической  литературе терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма. Под экстремизмом (экстремистской деятельностью) в российской правовой доктрине понимается: 1) деятельность физических лиц и различных организаций (религиозных, общественных и т.д.) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности РФ, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности и т.д.; 2) пропаганда и публичная демонстрация нацистской и сходной с ней атрибутики или символики; 3) публичные призывы к указанной деятельности; 4) финансирование указанной деятельности.

Зарубежные исследователи  выделяют следующие виды терроризма: психический и преступный (Дж. Белл); революционный, субреволюционный и репрессивный (П. Уилкинсон, Р. Шульц); ядерный, экономический, технологический, экологический идр.

Терроризм можно  классифицировать на следующие самостоятельные  виды: по территориальному признаку: международный; внутригосударственный; в зависимости от преступной мотивации: политический;  религиозный; националистический; экономический.

Наказание за терроризм  по УК России. Статья 205 Уголовного кодекса России 1996 г. предусматривает ответственность за терроризм, — то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях.

Наказание за терроризм, предусмотренное санкцией ст. 205 УК РФ представляет собой лишение свободы: по ч. 1 — на срок от пяти до десяти лет; по ч. 2 — на срок от восьми до пятнадцати; по ч. 3 — на срок от десяти до двадцати лет.

Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В их числе имеются и непосредственно уголовно-правовые меры. В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма. Добровольный отказ от преступления — это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца. Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:  добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;  совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;  осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца. Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые «внесли» в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч. 4 ст. 31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем. Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал. Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм. Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч. 1-3 ст. 31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) — ч.ч. 4,5 ст. 31 УК РФ. Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий: 1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма; 2) лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратило его); 3) если в действиях такого лица не содержится признаков иного преступления.

Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке теракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном  «сотрудничестве» террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих теракт действий.

— УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за совершение преступлений террористического характера;

— Закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа  от 10 января 2000 г. № 24) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 (в ред. Указа  от 2 августа 2006 г.) «О мерах по противодействию терроризму»(вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете);

— приказ МВД РФ от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России».

---------------

1. Васильев: работа  над законом о терроризме будет  завершена в этом году //  РИА «Новости». 18.10.2005.

2. Доклад о деятельности  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации в 2004 году (Извлечение) // http://www.rusoir.ru/news/28-04-2005-16-31-20.html

 


Информация о работе Законодательство