Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:24, контрольная работа
Римское право занимает в истории человечества совершенно
исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времени - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии.
В отношении качественной классификации юридических норм наиболее важными следует признать следующие: по характеру, по правосодержанию и по объему правового действия.
По
характеру юридические нормы
могут воплощать строгое право
(jus strictum) или справедливое право (jus
aequum et bonum). Первые формируются точным
предписанием источника права как
в отно шении объема, так и в
отношении объекта и
По своему правовому содержанию юридические нормы могут представлять принудительное право (jus cogens) и разрешительное, или дозволительное, право (jus dispositum). Смысл правового предписания римское право усматривало в том, чтобы «повелевать, запрещать, разре шать, наказывать». Принудительные нормы не допускают свободного усмотрения участников правовых отношений, они требуют только пред писанного поведения, не могут изменяться по усмотрению участников пра воотношений. Таковы в большинстве нормы, на которых основываются отношения граждан и государства, а также отдельные институты гражданской жизни общественной значимости (брак, воспитание детей сле дование нормам нравственности и т.д.). Принудительные нормы в свою очередь подразделяются на повелительные, или предписующие, которые однозначно указывают на содержание должного правового поведения — например, обязанность воспитывать собственных детей, и на запретительные, которые указывают на осуждаемое правовое поведение (безраз лично прямым ли нарушением или «всего лишь» в обход закона) и, как правило, подразумевают наказание за эти нарушения — таковы все пред писания уголовного права. Дозволительные нормы предоставляют учас тникам правоотношений, подразумевая их равноправными и равнозначными, возможность самим определить форму реализации дозволенного правового поведения. Большинство норм, регулирующих отношения по поводу имуществ, сделок и т.п., относятся к диспозитивным. Причем кон кретный вид самих этих норм и создается, как правило, путем свободно го исторического выбора гражданского оборота.
По
объему правового действия юридические
нормы подразделя ются на право общее
(jus generale) и право исключительное,
или специ альное (jus speciale). Общее
право выражает общий смысл источника
права по поводу регуляции того или
иного вопроса правоотношений, эта
нор мы применяются всегда, если
нет прямого указания на особенности
юри дической оценки рассматриваемых
обстоятельств применительно к
тем или другим условиям. Общее
право может представать в
виде двух кате горий: права обыкновенного
(jus commune), заключающего всеобще при
нятые положения, или права особенного
(jus singulare), которым органи зуются допускаемые
общими рамками правовой регуляции
отступления или отклонения от однозначных
общих принципов. Нормы особенного
права формировались
Юридические нормы, кроме того, могли различаться по времени действия (только на будущее время или с подразумением обратной их силы), по территории (общегосударственные, местные, экстерриториальные), по порядку прекращения действия (изначально временные нормы, возобновляемые, подразумеваемые отмененными с принятием новых по данному поводу, с обязательной прямой отменой и т.д.). Эти последние классификации получили наибольшее развитие только при менительно к нормам закона и в тесной связи с общим качеством зако на по римскому праву.
(I.2.3) Система римского права.
Система
римского права, не будучи разработанной
и установленной единовременно,
а сложившаяся в ходе длительной
традиции юридической практики и
разработок юрис пруденции, отличается
от отраслевого (или иного) подразделения
право вых систем современности.
Главным квалифицирующим
Подробной
и законченной дифференциации этих
двух областей права в римской
юридической культуре не сложилось,
и подразделение носило условно-категориальный
характер. Так, римский юрист-классик
Ульпиан в качестве поясняющего
примера отмечал, что «публичное
пра во есть то, что обращено к
положению Рима, к святыням, жрецам,
магист ратам... частное же право
относится к пользе отдельных
лиц». Спецификация сформировалась только
в области правозащиты и
Взаимоотношения
требований публичного и частного права
так же были отрегулированы условно.
Категорично признавалось, что «пуб
личное право нельзя менять частными
соглашениями», однако в строгом
смысле это означало лишь, что вопросы,
признанные предметами регу лирования
публичного права, не могут регулироваться
соглашениями частных лиц, и вовсе
не требовало, чтобы сделки частного
характера сле довали установлениям
государства (например, соглашение двух
лиц о порядке деятельности судебных
органов или форме сбора
Вторую
важнейшую особенность римского
права, особенно клас сического периода,
представляет отсутствие столь привычной
современ ной правовой культуре четкости
разделения на материальное и процессу
альное право. Более того: римское
право, главным образом частное,
это имманентно исковое право; признание
собственно правомочия субъек та в
отношении ли вещи, в отношении
совершения какого-то значимого юридического
действия в римском праве означало,
что наличествуют точ но определенные
и установленные формы правовых
требований — и что не может
быть не охраняемых и не гарантируемых
прав. Неразрывность материального
содержания права и его судебно-
ВОПРОС №4
Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:
Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного)
права, формирование и развитие которого
приходится на VI в. — середину III в. до н. э.
Нормы древнейшего права регулировали
отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.
Расширение торговли, развитие сельского
хозяйства, ремесел, частных имущественных
отношений, в целом рабовладельческой
системы хозяйства вызвали дальнейшее
развитие частного права. Нормы квиритского
права уже не в состоянии были регулировать
развитие торгово-денежных отношений.
Поэтому рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.
В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.
Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.
Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права инормы права Греции, Египта и некоторых других государств.
В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.
Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.