Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:22, реферат

Краткое описание

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ — разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами. Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Конституционные правоотношения многообразны

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОе право.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичный подход отражен в Законе Российской Федерации  от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" (часть 2 статьи 2 актуальной редакции), где предусматривается, что "владение, пользование и распоряжение государственным  фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации".

Приведенная концепция  представляется не вполне убедительной, поскольку отражает только одну качественную сторону российского народа - его многонациональный характер. Определение народа только как совокупности национальных общностей (народов), проживающих внутри России, стирает грань между гражданами и иностранцами, выводит за грань народа граждан страны, проживающих за рубежом. Ставится под сомнение идея единого суверенитета народа, что дает повод заинтересованным лицам ставить вопрос о суверенитете республик, о необходимости восстановления республиканского гражданства. По данной проблеме в связи с запросом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Конституционный Суд России даже сформулировал правовую позицию: "Тот очевидный факт, на который ссылается заявитель, - что население (народ) Российской Федерации "распределено" по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя по терминологии запроса, можно говорить о "населении" или "народе республики"), - не дает оснований говорить о наличии конституционных оснований для установления республикой (государством) как субъектом Российской Федерации своего гражданства" (Определение от 6 декабря 2001 года N 250-О). Что для определения категории "народ", помимо гражданства, полиэтничности, необходима иная качественная характеристика, позволяющая считать совокупность граждан различных национальностей единым целым - народом страны. Таким объединяющим началом выступают общие, публичные интересы. Еще в I веке до н.э. римский философ и политический деятель Цицерон указывал, что народ есть "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов".Понимание общих интересов подвержено трансформации по мере развития цивилизации, укрепления суверенитета народа, демократизации юридического статуса личности на основе принципов свободы, равноправия, гуманизма. Так, М.М. Сперанским во введении к Уложению государственных законов 1809 года проводилось жесткое разграничение интересов людей, имеющих собственность (люди с "правильным усмотрением"), и лиц, собственности не имеющих и не допускаемых к осуществлению политической власти в силу их многочисленности и неспособности к "правильному" выбору. Отсюда и отсутствие общности населения, разделяемого М.М. Сперанским на три сословия: 1) дворянство; 2) люди среднего сословия; 3) народ рабочий.В современной Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24, под национальными (общенародными) интересами России понимается "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства общественными организациями".Нельзя забывать и о духовных, нравственных началах, объединяющих людей в суверенную общность, отличающуюся особой культурной самоидентификацией. Как справедливо отметил в Послании Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории".

Таким образом, под народом следует понимать совокупность граждан государства, связанных общими интересами долгосрочного  характера в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Гегель определял  гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). К правовым основам гражданского общества он относил равенство людей как субъектов права, их юридическую свободу, индивидуальную частную собственность, незыблемость договоров, охрану права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.К. Маркс и Ф. Энгельс обоснованно связывали возникновение выражения "гражданское общество" с высвобождением отношений собственности из-под жесткого государственного контроля античных времен и Средневековья. Укрепление частной собственности, развитие горизонтальных связей между людьми на основе договоров и соглашений привело к тому, что "государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его". Термин "гражданское общество" как более высокая степень в развитии социума, "мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности" получил широкое распространение в отечественной литературе с начала 90-х годов двадцатого столетия. Г.Н. Чеботарев определяет гражданское общество как "целостную общественную систему, характеризующуюся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, демократичностью политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную". М.В. Баглай и В.А. Туманов считают, что понятие "гражданское общество" охватывает "совокупность неполитических отношений в обществе, т.е. отношения в сфере экономики, духовной жизни, образа жизни... это сфера реализации экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина, его личных свобод и интересов".Гражданское общество независимо от государства, но не противопоставлено ему. Гражданское общество диктует государству свои интересы, второе зависимо от первого и его потребностей. Именно из представителей гражданского общества формируются органы государства; за осуществление государственной власти борются добровольно создаваемые гражданами объединения - политические партии. Однако если в сферы социально-экономических, лично-семейных, культурных, межнациональных и некоторых других отношений, где удовлетворяются частные интересы, вовлечено гражданское общество, объединяющее все постоянное и временное население страны (включая законно проживающих иностранцев), то во взаимоотношения с государством, реализующим интересы публичные, вступает только та часть гражданского общества, которая связана с ним особой политико-правовой связью - гражданством. Данная часть гражданского общества именуется народом.В отечественной Конституции словосочетание "гражданское общество" не представлено, хотя в проекте Основного Закона, подготовленном в 1990 году Конституционной комиссией Съезда народных депутатов, присутствовал соответствующий раздел. Идею включения в Основной Закон страны норм о гражданском обществе активно отстаивал ответственный секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев. Отсутствие подобных норм, писал он, "препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй". Данная позиция подвергалась обоснованной критике. Так, по мнению А.В. Мицкевича, вектор конституционного регулирования должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию. В итоге раздела и термина "гражданское общество" в действующей Конституции нет, а соответствующие нормы распределены между ее первой и второй главами. На уровне российских регионов категория "гражданское общество" присутствует в преамбулах к Уставам восьми субъектов Федерации (Краснодарский край, Тамбовская, Магаданская, Московская и др. области), а также в статье 7 Конституции Республики Саха (Якутия), которая гласит: "Настоящая Конституция устанавливает основы гражданского общества и государственного устройства Республики Саха (Якутия)". Такую норму-принцип нельзя признать точной, ибо общество возникает само по себе и становится гражданским отнюдь не по воле законодателя, да и сфера частного права не относится к ведению регионального законодателя. Под общественностью мы понимаем граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, участвующих в деятельности общественных объединений и иных некоммерческих неправительственных организаций, трудовые, научно-педагогические коллективы. При этом иностранные граждане и лица без гражданства не могут представлять общественность, если она привлекается к деятельности государственных органов (такое привлечение производно от права исключительно граждан России участвовать в управлении делами государства). Участие общественности во властеотношениях ограничено формами, установленными федеральным законом. В частности, она не может осуществлять власть как таковую - это делает весь народ: непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако институты прямой демократии не годны для повседневного использования, а представительная демократия имеет существенный недостаток - опасность утраты связи представителей народа с самим народом, а значит, и подмены публичных интересов личными потребностями государственных и муниципальных служащих. В этой связи в механизме государства необходимы инструменты, позволяющие обеспечить повседневное сотрудничество публичной власти с населением через общественный контроль, независимое консультирование, правотворческую инициативу и т.д. В этих процедурах объективно может принять участие только наиболее активная часть народа - общественность. Из представителей общественности формируется Общественная палата России и общественные палаты субъектов Федерации, создаваемые для выдвижения и поддержки гражданских инициатив, проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, выработки рекомендаций государственным органам. Перспективной задачей является формирование общественных советов при исполнительных органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" представители общественности включаются в состав квалификационных коллегий судей, обладающих широкими полномочиями в отношении судей в части назначения, оценки профессиональной деятельности и наложения взысканий. Российское государство - субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений:

В юридической  науке государство как субъект  права и правоотношений изучено  явно недостаточно. В значительной степени это объясняется слабой разработанностью данной проблемы в  общей теории права и государства, где проблема субъекта права и правоотношений традиционно рассматривалась на примере личности и в лучшем случае отмечались лишь отдельные особенности государства в этом качестве. 

В юридической  науке существует множество определений  государства, позволяющих понять его природу и общественно-политическую сущность. Сложность и многовариантность государства как явления и понятия, а также субъективность его восприятия разными авторами объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и разнообразного толкования. Более того, по справедливому замечанию М.Н. Марченко, "множественность определений понятия государства является не только оправданной, но и объективно необходимой", открывая широкие возможности для более глубокого и разностороннего познания как самого государства, так и его понятия (разумеется, при условии, что эти определения не носят "умозрительный, оторванный от жизни, государственно-правовой действительности характер").Современные подходы к определению сущностных характеристик государства подтверждают и справедливость высказывания М. Вебера о том, что понятие государства, как бы оно ни было сформулировано, является синтетическим, создаваемым лишь для определенных целей познания. Признавая безусловную важность многоаспектного, всестороннего анализа столь сложного феномена, коим является государство, следует отметить, что далеко не все определения государства в равной мере помогают уяснить особенности государства как субъекта права и правовых отношений, дать его характеристику в этом качестве. В этом отношении наибольший интерес представляет классическое, или так называемое элементное, определение государства: когда определение государства выводится через характеристику его признаков. Определение государства посредством выделения совокупности его признаков было особенно популярно в марксистско-ленинской теории государства и права.В конституционном праве государство может быть определено в качестве политической организации всего российского народа и российского общества в целом как самой многочисленной социальной общности, объединяющей все население страны, высшей формы объединения и организации, самоорганизации человеческих сообществ, индивидов, между которыми в результате исторического развития в пределах определенной территории сложились устойчивые экономические, социальные, культурные, этнические, духовно-психологические связи и отношения. Верховная власть, исходящая от народа, находит свое воплощение в государстве в целом как способе народной самоорганизации в рамках социума. Государство в целом представляет все общество в совокупности, от его имени принимает законы и иные властные решения, обязательные для выполнения всеми членами общества, в отношении каждого из которых государство, в свою очередь, несет обязанность признавать, соблюдать и защищать его основные права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).В этой связи едва ли можно согласиться с С.И. Архиповым, предлагающим единое определение государства как субъекта права. По его мнению, государство является "сложной системой корпораций, связанных между собой общими принципами построения и функционирования". "Государство (как правовая корпорация) предстает не единым суверенным замкнутым образованием, а оказывается множеством открытых, взаимодействующих между собой правовых союзов (муниципальных, региональных и т.д.)".В целях адекватного отражения государственно-правовой действительности определение Российского государства в качестве субъекта конституционного права должно, во-первых, отталкиваться от определения субъекта права, сформулированного теорией права как лица, организации или иного образования, за которыми законом признается способность быть носителем субъективных прав и обязанностей; во-вторых, учитывать различные дефиниции государства, сформулированные в правовой и политической науке, призванные отразить социально-политическую сущность и назначение государства, его связь с народом и обществом; в-третьих, учитывать производность государственной власти и государственного суверенитета от власти народа (ст. 3 - 4 Конституции РФ), а также главное конституционное предназначение и единственную обязанность государства, прямо сформулированную Основным Законом, - создавать такие условия жизнедеятельности общества, когда человек, его права и свободы являются высшей социальной ценностью (ст. 2 Конституции РФ); в-четвертых, данное определение призвано "материализовать" понятие "государство", выяснить, что же представляет собой эта "организация" как субъект общественных отношений с точки зрения ее строения и структуры, т.е. определить феномен государства в институциональном аспекте. В этом аспекте государство - это организация, ассоциация, "интегрируемая публично-властными отношениями и институтами", "комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера". Институциональный аспект в понимании государства позволяет представить этого субъекта конституционного права достаточно определенно: это система всех органов государственной власти.Таким образом, государство как субъект конституционного права (конституционно-правовых отношений) представляет собой политическую организацию всего российского народа и общества в целом, выступающую в качестве системы всех органов государственной власти, реализующих полномочия и функции государства как важнейшей формы народовластия, осуществляющих социальное назначение государства и выполняющих его роль в обеспечении прав человека и гражданина.Классическая теория правоотношений в России разрабатывалась в 70 - 80-е гг., и сегодня она не в состоянии объяснить специфику Российского государства как субъекта конституционного права и правоотношений, раскрыть содержание его основополагающих конституционно-правовых связей с народом, обществом, человеком и гражданином. В самом деле, с позиций "узкого" понимания правоотношений, связывающего их возникновение с действием юридических фактов, невозможно, например, понять, с какого момента российское правовое государство должно выполнять свою конституционную обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) или создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)?!

Отразить одну из наиболее ярких особенностей конституционно-правовых отношений с участием государства, их "многоструктурность", "многослойность" позволяет концепция общих правоотношений. С одной стороны, это отношения, так сказать, в чистом виде (традиционные конкретные отношения, субъекты которых "определены путем поименной индивидуализации"), с другой - это общие конституционные принципы, правовые состояния, отражающие сущностные черты Российского государства и общества, положения в нем человека и гражданина. Различные формы правового общения, взаимосвязи, взаимодействия Российского государства с иными субъектами (прежде всего человеком и гражданином, народом, обществом) складываются в результате реализации конституционно-правовых норм разной степени определенности: нормы конкретно-регулирующего действия реализуются в конкретных правоотношениях, общерегулирующего - в общих.Государство участвует в конституционно-правовых отношениях как непосредственно (выступая как система органов государственной власти), так и тогда, когда от имени государства вступают в правоотношения органы государства, реализующие конституционно-правовую правосубъектность государства. В первом случае речь идет об участии государства в общих правоотношениях, а во втором - в конкретных. Поскольку в конституционно-правовых отношениях государство выступает как носитель государственного суверенитета, представляют государство в конкретных конституционно-правовых отношениях, реализуют его конституционно-правовую правосубъектность высшие органы власти и должностные лица, главным образом осуществляющие суверенные права государства и его функции. В деятельности этих органов проявляется верховенство и независимость как суверенные свойства государства и государственной власти, выражающие ее политико-правовую сущность (это прежде всего Президент РФ, а также Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ). Таким образом, в одних случаях Президент РФ и другие высшие органы государственной власти действуют как самостоятельные участники конституционно-правовых отношений - органы государства (т.е. в этом случае участниками конституционно-правовых отношений является не государство в целом, а соответствующие органы). Когда же названные государственные органы реализуют суверенные права государства - они олицетворяют собой участие в правоотношениях самого государства. Так, фактически имеет место участие в правоотношениях самого государства, когда Президент РФ определяет основные направления его внешней и внутренней политики, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, совершает конкретные действия для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействие органов государственной власти, реализует иные суверенные права государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80, 83 - 90 Конституции РФ). Государство в лице Президента и иных высших органов власти вступает в конкретные конституционно-правовые отношения с человеком и гражданином, например, в связи с: приемом в гражданство, его восстановлением и прекращением; награждением орденами, медалями, знаками отличия Российской Федерации, а также лишением государственных наград Российской Федерации; рассмотрением предложений и жалоб, адресованных Президенту РФ, иным высшим органам государственной власти; назначением референдума РФ, всенародных обсуждений по наиболее важным вопросам государственного значения и т.д.

Значения в  конкретных конституционно-правовых отношений  с участием Российского государства, следует подчеркнуть особую важность общих правоотношений (правовых состояний), между государством, народом, личностью. Несомненная ценность концепции общих правоотношений, прежде всего, состоит в том, что она позволяет конструктивно подойти к изучению механизма непосредственного (прямого) действия норм Конституции РФ (ст. 15), согласно которому с момента ее введения в действие все конституционные нормы должны жить, работать - реализовываться. Государство, его органы обязаны реализовывать положения Конституции независимо от наличия конкретизирующих правовых актов.Именно в этих правоотношениях, складывающихся в результате реализации конституционно-правовых норм, и в первую очередь норм Конституции, закрепляющих устои, сущностные черты российского общества и государства, государство в каждодневной деятельности в направлениях, в общей форме очерченных Конституцией (ст. 2, 3, 7, 8, 13 - 15), реализует свои обязанности в политической, социально-экономической, духовной сферах жизни общества.Поскольку для возникновения общих правоотношений не требуется юридических фактов (они возникают непосредственно из закона и прекращают свое существование лишь тогда, когда соответствующий закон отменяется), не требуется какого-то механизма "перевода" Российского государства из субъекта конституционного права в субъект конституционно-правовых отношений: оно одновременно существует и выступает и в том и другом качестве. В литературе предложено ввести понятия субъектов конституционно-правовых отношений "в широком" и в "узком" смысле слова: в первом случае речь должна идти о государстве - участнике общих правоотношений, а во втором - конкретных правоотношений, которые складываются лишь при наступлении соответствующих юридических фактов. Но, учитывая основополагающее значение именно общих правоотношений как основного средства реализации конституционных прав и обязанностей Российского государства, можно говорить о том, что нахождение в постоянных, длящихся правовых связях с народом, обществом, человеком и гражданином является важнейшей качественной характеристикой и свойством государства - субъекта конституционного права: именно в этих взаимоотношениях Российское государство раскрывает свои основные характеристики как демократического, федеративного, правового, социального и светского (ст. 1, 5, 7, 13, 14 Конституции РФ). Но, с другой стороны, государство как субъект права является необходимым элементом состава конституционно-правовых отношений.Диалектическая взаимосвязь качеств и свойств государства как субъекта конституционного права и правоотношений проявляется и при рассмотрении государства в иных правовых аспектах. В частности, для рассмотрения конституционно-правового статуса Российского государства как субъекта права и правоотношений представляет интерес характеристика субъекта права как "правового лица" или "юридической личности".Понятие лица в юридическом смысле не совпадает с понятием человека, индивида, и к правовым лицам относятся юридические лица, различные организации. Представляется, современное правовое государство в полной мере обладает качествами (признаками) правового лица. К числу последних в литературе, в частности, относят: свойства обособленности, автономности лица; возможность его идентификации; способность обладать волей и быть ее носителем; способность проявлять себя в качестве участника, стороны социальных отношений и связей.Таким образом, государство как правовое лицо в общественной жизни проявляет себя в качестве участника, стороны общественных отношений, части данных отношений, элемента состава конституционно-правовых отношений. Выступая в этом качестве, государство не может "произвольно отказаться от своей правовой роли, снять "правовую маску", оно "обязывается правом исполнять свои функции участника правоотношений" независимо от воли и желания конкретных личностей, составляющих властвующую элиту или персональный состав органов государственной власти, персонифицирующих и представляющих государство во взаимоотношениях с обществом, народом, человеком и гражданином. Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

Информация о работе Исполнительная власть