Исполнительная власть: ее место и функции в системе разделения властей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:09, курсовая работа
Краткое описание
Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Исполнительно-распорядительная деятельность регулируется нормами различных отраслей права, и при этом важное место среди них принадлежит административному праву.
Содержание
Введение 2 Глава I. Теоретико-правовые основы функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации 4 1.1. Понятие и признаки исполнительной власти 4 1.2. Функции исполнительной власти 7 Глава 2. Место исполнительной власти в системе разделения властей 10 2.1. Система сдержек и противовесов. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в России 10 2.2. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации: вопросы взаимодействия 14 2.3. Проблемы соотношения президентской и исполнительной власти в России 18 Заключение 24 Список литературы 26
Конституционным правом развитых
демократических государств к настоящему
времени выработана эффективная система
сдержек и противовесов во взаимоотношениях
трех ветвей власти.
Так, законодательная деятельность
«первой власти» - парламента - контролируется
институтами конституционного надзора;
представительные органы не имеют права
вмешиваться в оперативную работу правительства;
некоторые законы могут быть приостановлены
правом veto, налагаемым исполнительной
властью. В свою очередь исполнительная
власть нередко наделяется полномочиями
издавать некоторые нормативные акты
законодательного характера, которые,
однако, могут быть заблокированы законодателями
при условии квалифицированного большинства
в две трети депутатских голосов. В то
же время глава исполнительной власти
может быть отрешен от должности парламентом
при соответствующей санкции Конституционного
суда. Этот институт также не является
органом, находящимся вне контроля со
стороны других властных институтов. (В
США, например, президент имеет право «доукомплектовать»
состав Верховного суда, разумеется, вводя
в него своих сторонников).
ГЛАВА II.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Исполнительная власть - есть
способность и возможность оказывать
определяющее воздействие на деятельность,
поведение, а также право и возможность
подчинять своей воле других. Отличительным
признаком этой ветви власти выступает
то, что она реализуется в отношении как
к коллективным так и индивидуальным элементам
государственно-организованного общества,
то есть в общегосударственном масштабе
и в качестве специфической государственной
функции правоприменитель-ного (правоисполнительного)
характера. Это является наиболее важной
характеристикой исполнительной власти,
поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую
природу, позволяет разграничить исполнительство
такого рода и исполнительство, присущее
любой организованной ячейке социума
в качестве средства управления собственными
делами (самоорганизация).
Будучи ветвью единой государственной
власти, исполнительная власть не тождественна
виду государственной деятельности. Соответствующий
вид такой деятельности - не сама сласть,
а лишь форма ее практической реализации.
А потому исполнительная власть не тождественна
исполнительной деятельности: власть
- сущностное выражение этой деятельности,
ее функциональной направленности и компетенционной
определенности, то есть категория базового
характера. Следовательно, исполнительная
власть не тождественна государственному
управлению, поскольку оно выступает определенным
видом государственной властной деятельности.
Принципиальное качество и
назначение исполнительной власти выражаются
в особом виде государственной деятельности,
в правоприменительной ее сути. Причем
в отличие от правоприменительной судебной
власти (где исполнение требований закона
осуществляется преимущественно в негативных
случаях) для исполнительной власти характерно
в основном правоприменение позитивного
характера, то есть прямое исполнение
требований законодательства в целях
нормальной и эффективной работы находящихся
под ее воздействием объектов экономики,
политики, права, культуры и т.п.
Исполнительная власть реализуется
через деятельность специальных субъектов,
наделенных исполнительной компетенцией.
В государственно-властном механизме
она представлена органами исполнительной
власти. Через деятельность государственных
органов - субъектов исполнительной власти,
исполнительная власть приобретает динамические
качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской
Федерации федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской
Федерации. Таковы четко определенные
конституционные границы, необходимые
для понимания субъектной характеристики
исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции
РФ сводит всю исполнительную власть исключительно
к деятельности Правительства Российской
Федерации, что вызывает определенные
сомнения.
В соответствии с Конституцией
РФ исполнительная власть организуется
и осуществляется на началах федерализма,
то есть законодательным путем проводится
разграничение предметов ведения и полномочий
между федеральными и исполнительными
органами и аналогичными органами субъектов
федерации. Ведущая роль при этом принадлежит
Федеративному договору и иным договорам
о разграничении предметов ведения и полномочий
(ст. 11).
Это разграничение проводится
суммарно, то есть применительно к законодательным
и исполнительным органам государственной
власти (ст. 71-72). Конкретизация этого разграничения
между соответствующими субъектами исполнительной
власти осуществляется при оформлении
организационно-правового статуса тех
или иных субъектов.
Следует особо подчеркнуть
неправомерность отождествления исполнительной
и административной власти. Административная
власть связана с реализацией полномочий
внесудебного, то есть административного
принуждения, которое является лишь одним
из средств достижения целей, стоящих
перед исполнительной деятельностью.
Но содержание исполнительной власти
не исчерпывается применением в необходимых
случаях чисто принудительных мер. Большинство
юридически властных полномочий, которыми
наделены все субъекты исполнительной
власти, реализуется именно во внесудебном
порядке. В подобном же порядке реализуются
полномочия органов законодательной власти,
но это не означает, что они осуществляют
административную власть.
В распоряжении субъектов исполнительной
власти находятся все наиболее существенные
атрибуты государственной власти: финансы,
армия и иные воинские формирования, милиция,
важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые
учреждения, служба внутренней и внешней
безопасности и т.п. Несмотря на то, что
в Конституции Российской Федерации нет
упоминаний о государственном управлении,
тем не менее оно - реальность, без которой
не может работать государственно-властный
механизм. Но Конституция и действующее
законодательство Российской Федерации
не предложили синонима государственному
управлению, в них ничего не говорится
об исполнительной деятельности; субъекты
этой деятельности налицо, а характер
ее не определен. Однако система разделения
властей исходит из того, что каждая ветвь
единой государственной власти реализуется
в деятельности их субъектов. Поэтому
государственное управление по своему
назначению представляет собой не что
иное, как вид государственной деятельности,
в рамках которого практически реализуется
исполнительная власть.
Государственное управление
осуществляется и в рамках системы государственной
власти, основанной на началах разделения
властей. Исполнительная власть как проявление
единой государственной власти, приобретает
реальный характер в деятельности особых
звеньев государственного аппарата, именуемых
исполнительными органами, являющимися
органами государственного управления.
В этом смысле государственное управление
понимается как исполнительно-распорядительная
деятельность и не противопоставляется
реализации исполнительной власти, понимаемой
как деятельность субъектов этой ветви
власти.
Необходимо подчеркнуть, что
понятие «государственное управление»
более широкое по сравнению с исполнительной
властью. В известном смысле последняя
производна от государственного управления.
Она призвана определить объем и характер
государственно-властных полномочий,
реализуемых в процессе государственно-управленческой
деятельности. С другой стороны, государственное
управление - это и есть тот вид деятельности,
который направлен на практическую реализацию
исполнительной власти. Исполнительная
власть составляет содержание деятельности
по государственному управлению, выражая
прежде всего ее функциональную (исполнительную)
направленность.
Сейчас происходят процессы,
свидетельствующие об уменьшении удельного
веса государственного управления некоторыми
областями жизни, прежде всего экономикой.
Это не умаляет роли исполнительной власти
и государственно-управленческой деятельности
в целом. Наоборот все настойчивей звучит
тезис о необходимости сильной исполнительной
власти, способной обеспечить должный
уровень управляемости общественных отношений
во всем их многообразии.
Исполнительная власть в ее
государственно-управленческом понимании
в известной мере «отказывается» от функций
непосредственного управления, столь
характерного для условий безраздельного
господства государственной собственности,
то есть почти полного обобществления
всех сфер жизни. На этой основе проявляется
тенденция становления системы государственного
регулирования, что особенно заметно в
экономической области. Главные ориентиры
управляющего воздействия связываются
с самостоятельностью тех или иных структур,
с их известным обособлением.
В настоящее время функциями
исполнительной власти являются следующие:
Разработка и реализация политики,
выражающаяся в государственных программах
общефедерального и регионального масштабов
(например, демонополизации, приватизации,
инвестиционная, энергетическая, жилищная
и т.д.).
Установление и эффективное
проведение в жизнь правовых и организационных
основ хозяйственной жизни (например,
обеспечение равноправия всех форм собственности,
государственное стимулирование предпринимательства,
охрана прав потребителей, пресечение
монополизма и недобросовестной конкуренции,
защита прав собственника и т.п.).
Управление учреждениями и
предприятиями государственного сектора.
Регулирование функционирования
различных объектов негосударственного
сектора.
Координация функционирования
национализированного и денационализированного
секторов хозяйственного, социально-культурного
и административно-политического строительства.
Обеспечение реализации прав
и обязанностей физических и юридических
лиц в сфере государственного управления.
Осуществление государственного
контроля и надзора за работой управляемой
и регулируемой сфер.
Общественные отношения, возникающие,
развивающиеся и прекращающиеся в сфере
государственного управления, то есть
в связи с организацией и функционированием
системы государственной власти на всех
национально-государственных и территориальных
уровнях Российской Федерации регулируются
административным правом. Административное
право, осуществляя регулятивную функцию,
использует определенную совокупность
правовых средств или способов регулирующего
воздействия своих норм на управленческие
отношения, на поведение их участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исполнительная власть представляет
собой относительно самостоятельную ветвь
(вид, разновидность) единой государственной
власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую
с законодательной и судебной ее властями.
Разделение властей нельзя абсолютизировать,
доводя дело до признания полной независимости
каждой ветви. Все они взаимосвязаны.
Исполнительная власть самостоятельна,
но только в функционально-компетенционном
смысле. Ее функции связаны с практической
реализацией законов в общегосударственном
масштабе (исполнительством), для чего
используется определенная часть государственно-властных
полномочий. Другая часть таких полномочий
приходится на долю законодательной и
судебной властей. Следовательно, исполнительную
власть можно характеризовать в качестве
подсистемы в рамках системы единой государственной
власти или же ее механизма.
Однако необходимо учитывать,
что действующим законодательством Российской
Федерации фиксируются функции и компетенция
не самой исполнительной власти, как государственно-правового
института, а лишь субъектов, реализующих
ее на том или ином уровне государственной
организации (например, статус федеральных
и региональных органов исполнительной
власти).
Исполнительная власть - необходимый
атрибут государственно-властного механизма,
построенного на разделении властей. До
принятия Конституции Российской Федерации
1993 года законодательная власть осуществлялась
только на федеральном и республиканском
уровнях. Разделение властей в буквальном
смысле имело известные формальные ограничения.
Сейчас таковые отсутствуют, так как все
субъекты федерации вправе осуществлять
собственное правовое регулирование,
включая принятие законов (ст. 76). Естественно,
что на указанных уровнях осуществляется
исполнительная и судебная власть. Там
же, где отсутствуют три ветви государственной
власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом
(конституционном) значении не функционирует.
Например, ее нет на уровне отдельных государственных
предприятий и учреждений, негосудапрст-венных
формирований.
БИБЛИОГРАФИЯ
Брэбан Г. Французское административное
право. М., 1988.
Собрание законодательства
Российской Федерации. М., 1995.
Конституция Российской Федерации.
М., 1996.
Собрание актов Президента
и Правительства Российской Федерации.
Филиппов Г.Г. Социальная организация
и политическая власти. М., 1985.
Токвиль А. О демократии в Америке.
М., 1897.
Лазарев Б.М. Компетенция органов
управления. М., 1972.
Никитин А.Ф. Политика и право.
М., 1995.
Локк Дж. Избранные произведения.
М., 1960.
Монтескье Ш.Л. Указ. соч., СПб.,
1900.
Новгородцев П. Кризис современного
правосознания. М., 1909.
Бихари М. Парламентаризм //
Мир политики. Суждения и оценки западных
политологов. М., 1992.
Блондель Ж. Политическое лидерство.
М., 1992.
Нерсесянц В.С. Правовое государство:
история и современность. // Вопросы философии.
1989. № 2.