Исполнительная власть: понятие, функции, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 22:24, реферат

Краткое описание

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..………… 3
1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти ……………. 5
1.1. Понятие и признаки органов исполнительной власти ………………… 5
1.2. Виды органов исполнительной власти ………………………………. 7
2. Основные функции исполнительной власти ……………………………. 10
2.1. Понятие функции исполнительной власти …………………………… 10
2.2. Регистрационно-учетная функция исполнительной власти ………..... 10
2.3. Планово-программирующая функция ……………………………….. 13
2.4. Разрешительно-лицензионная функция ……………………………… 17
3. Субъекты исполнительной власти ……………………………………… 19
Заключение ………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы ……………………………………… 24

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

Таким образом, планово-программирующая функция исполнительной власти играет важную роль в управлении государством.

 

2.4. Разрешительно-лицензионная функция

Разрешительно-лицензионная функция представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.

В качестве общеправовых принципов лицензирования выступают законность как основное правовое начало государственного управления, а также принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Последний является конституционным принципом, основанным на ч.1 ст.8 Конституции РФ. Непосредственное выражение он имеет в нормах о действии лицензий на всей территории Российской Федерации, установлении единого перечня лицензируемых видов деятельности, а также установлении единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

Вторую группу принципов образуют принципы, определяющие основные подходы к институциональной составляющей лицензирования (институциональные принципы). В эту группу принципов включены принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; принцип обязательности лицензирования, обеспечиваемый применением негативных правовых последствий, среди которых особо можно выделить меры административной ответственности; принцип гласности и открытости, определяющий информационную ценность лицензирования как формы государственного управления; принцип публичности, выражающийся в том, что лицензирование является формой государственной деятельности и осуществляется уполномоченными органами публичной власти; акт выдачи лицензии являет собой публично-правовой акт.

Третья группа принципов определяет функционирование лицензионной системы и может быть обозначена как функциональные принципы. К ним относятся: заявительный характер, выражающийся в том, что лицензионная процедура возбуждается только на основании заявления соответствующего субъекта; платность - лицензирование осуществляется на возмездной основе, за плату, которая находится в режиме налогового сбора.

Лицензионное производство представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой реализуется разрешительно - лицензионная функция органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.

Обоснована необходимость разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, дифференцированы на обязательные и факультативные.

Основные элементы лицензирования как функции исполнительной власти:

1. Лицензирующий орган - уполномоченный  орган исполнительной власти, реализующий  контрольно-учетные функции в  зависимости от сферы или отрасти  управления применительно к конкретному  содержанию объекта лицензирования.

2. Акты лицензирования - акты уполномоченного  федерального органа исполнительной  власти, осуществляемые посредством  внесения в государственные реестры, регистры различных сведений и влекущие определенные правовые последствия. При этом акты лицензирования должны обладать всеми основными признаками, определяющими их юридическую природу.

3. Процедура лицензирования - нормативно  установленная последовательность  совершения определенных юридически  значимых действий субъектами  административно-правовых отношений  в сфере лицензионной деятельности. Необходимость нормативного урегулирования  процедуры лицензирования обусловлена  задачами вынесения законного  акта лицензирования и соблюдением  прав граждан, юридических лиц  при проведении лицензирования.

В целом же нормативная модель процедуры лицензирования должна четко определять:

1) целевое назначение процедуры;

2) тип основных отношений;

3) круг лиц, участвующих в процедуре (для реализации основного отношения  могут понадобиться дополнительные  субъекты - помимо тех, кто участвует  в основном отношении);

4) акты поведения, которые могут  и должны совершить участники  поведения;

5) последовательность совершения  актов поведения;

6) сроки и место осуществления  отдельных процедурных действий  и процедуры в целом;

7) правовые средства, обеспечивающие  функционирование процедуры.

 

3. Субъекты исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

- Президент РФ;

- Правительство РФ;

- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);

- правительства субъектов РФ;

- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1. Число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

2. Субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

3. Должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4. Органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

5. Государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также, на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

 

Заключение

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально - компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством Российской Федерации фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации от 25 декабря 1993г (с учетом  поправок внесенных законами  Российской Федерации о поправках  к Конституции Российской Федерации  от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).

2. Комментарий к Конституции  Российской Федерации, 4-е издание. Москва, 2009.

Литература:

3. Бахрах Д.Н. Административное право М., Норма, 2005.

4. Габричидзе Б.Н. Административное право, М., Проспект, 2003.

5. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции //Вестник МГУ, Сер. "Право", 1992.

6. Конин Н.М. Административное право России. М., Проспект, 2006.

7. Кравченко О.Б. Информационное обеспечение регистрационных процедур /О.Б. Кравченко //Проблемы формирования правового, социального государства в современной России: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2008 - 22 с.

8. Овчарова Е.В. Российское административное право. Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак., Москва, 2007.

9. Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

10. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005.

11. Хапаев А.О. Административное право в вопросах и ответах. М., 2007.

12. Четвериков В.С. Административное право. Москва, Форум, 2009.

13. Административное право / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2008.

14. Административно-процессуальное право: курс лекций. /Под ред. докт. юрид. наук И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 199 с.

1 Административное право. http://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-konspekt-lekczij/56-gosudarstvennoe-upravlenie-ispolnitelnaya-vlast.html

 

 


Информация о работе Исполнительная власть: понятие, функции, субъекты