Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:58, контрольная работа
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Введение
Исполнительное производство
представляет собой установленный
законом порядок
Задачами исполнительного производства являются
правильное и своевременное исполнение
судебных актов, актов других органов
и должностных лиц, а в предусмотренных
законодательством Российской Федерации
случаях исполнение иных документов в
целях защиты нарушенных прав, свобод
и законных интересов граждан и организаций
(ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Несложно заметить, что задачи исполнительного
производства полностью согласуются с
задачами судов по рассмотрению и разрешению
дел — правильному и своевременному2.
Под своевременностью исполнительного
производства понимается исполнение исполнительных
документов в сроки, установленные законом
для совершения соответствующих действий.
Правильное исполнение — исполнение,
соответствующее требованиям закона.
Таким образом, исполнительное производство
— отрасль законодательства, регулирующая
деятельность ФССП по принудительному
исполнению судебных актов и актов других
органов. Исполнение судебных актов, урегулированное
нормами исполнительного права, является,
по существу, тем конечным результатом,
по которому можно судить об эффективности
всей правоохранительной деятельности.
Российское исполнительное право есть
система процессуальных правовых норм,
регулирующих исполнительное производство
в Российской Федерации, которое представляет
собой установленный законом порядок
деятельности судебных приставов-исполнителей
и иных органов по принудительной реализации
актов, указанных в статье 12 Федерального
закона "Об исполнительном производстве",
а именно:
) исполнительных листов, выдаваемых
судами общей юрисдикции и
арбитражными судами на
) судебных приказов;
) нотариально удостоверенных
) удостоверений, выдаваемых
) актов органов, осуществляющих
контрольные функции, о
) судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
) постановлений судебного
) актов иных органов в случаях,
предусмотренных федеральным
Сущность исполнительного
Участники исполнительного производства занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом прав и обязанностей. Поэтому по процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру заинтересованности они делятся на следующие большие группы:
1) органы принудительного исполнения;
2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
3) стороны исполнительного производства;
4) лица, содействующие процессу исполнения.
1. Органы принудительного
исполнения как субъекты
2. Суды общей юрисдикции
и арбитражные суды как
3. Стороны исполнительного производства. В исполнительном производстве две стороны – взыскатель и должник, которыми в основном становятся бывшие истец и ответчик (если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта). В случае удовлетворения встречного иска ответчик становится взыскателем, а должником – истец. Определение сторон в исполнительном производстве дается в ст. 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. Стороны являются основными участниками исполнительного производства как урегулированной законом разновидности юридического процесса.
4. Лица, содействующие процессу
исполнения судебных актов и
актов иных органов. К числу
лиц, содействующих процессу
2. Порядок осуществления исполнительного производства
Исполнительное
производство представляет собой установленный
законом порядок принудительной
реализации актов юрисдикционных органов,
имеющий своей целью
1.
исполнительные листы,
принимаемых ими судебных актов;
решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
решений
иностранных судов и
решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
2. судебные приказы;
3.
нотариально удостоверенные
4.
удостоверения комиссии по
5. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
6. постановления судебного пристава – исполнителя;
Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом – исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа. Исполнение судебных актов и актов других органов производится судебным исполнителем по месту жительства, месту работы должника либо по месту нахождения его имущества, если должником является гражданин. Если должник — юридическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или по месту нахождения его имущества. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов1. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства2. Применение принудительных мер осуществляется после истечения срока для добровольного исполнения. В случаях, указанных в ст. 19 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель может отложить совершение исполнительных действий — перенести их на более позднее время. Однако по общему правилу он не может этого сделать по своей инициативе — это возможно только по заявлению взыскателя или на основании определения судьи. И только при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе. В случае отложения исполнительных действий судебным приставом - исполнителем он выносит соответствующее постановление, о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава - исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок3. Приостановление исполнительного производства в ряде случаев носит обязательный либо факультативный характер. Исполнительное производство в обязательном порядке приостанавливается в случаях: смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом; подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; вынесения постановления, определения судом (судьей) или должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом; предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу (ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства осуществляется на срок до прекращения существования обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления (например, до определения правопреемника, до назначения недееспособному должнику опекуна и т.д.)- При этом установленные законом сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом. По приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не совершаются. После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя. С возобновлением исполнительного производства возобновляется и течение давностных сроков. Прекращение исполнительного производства представляет собой одну из форм его окончания без реального исполнения (полностью или частично) исполнительного документа, при которой взыскатель лишается права на повторное предъявление этого документа к исполнению. Согласно ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случаях: принятия судом отказа взыскателя от взыскания; утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником; смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего; недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя; истечения установленного законом срока для данного вида взыскания; отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, в силу закона являющегося исполнительным документом; отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. Вступившее в законную силу определение суда о прекращении исполнительного производства и исполнительный документ с соответствующими отметками судебного пристава-исполнителя направляется в суд или другой орган, выдавший этот документ. Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по исполнению юрисдикционного акта отменяются. Само же прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь. Возвращение исполнительного документа следует отличать от прекращения исполнительного производства взыскателю. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено неполно, возвращается взыскателю: по заявлению взыскателя; если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению; если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда законом предусмотрен розыск должника или его имущества); если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными; если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа; если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (ст. 26 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 27) устанавливает основания окончания исполнительного производства. К ним относятся: фактическое исполнение исполнительного документа; возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя; возвращение исполнительного документа по основаниям, указанным в Законе (ст. 26); направление исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направление исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие; прекращение исполнительного производства. Во всех случаях окончание исполнительного производства оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.
Заключение
Исполнительное производство
представляет собой установленный
законом порядок принудительной
реализации актов юрисдикционных органов,
имеющих своей целью
Список литературы
1
2
3