Использование новых информационных технологий в работе органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы характеризуется началом XXI века отчетливо выраженными явлениями глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые информационные технологии, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс. Целью является разработка вопросов использования информационных технологий правоохранительными органами РФ.

Содержание

Введение………………….......................................................................................3
Глава I. Теоретико-правовые основы развития информационных технологий 5
1.1. Теоретические основы информационных технологий в органах власти....5
1.2. Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями…………………………………………………………………….10
1.3. Цели и задачи информационной технологии в органах власти……..…...17
Глава II. Информационные технологии в деятельности МВД………………..22
2.1. Функционирование информационных технологий в органах МВД…….22
2.2. Применение информационных технологий в МВД….…………………...26
Глава III. Направление по совершенствованию и развитие использование информационных технологий в МВД………………………………………….34
3.1. Совершенствования информационных технологий в МВД…………..….34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы ………………...………………………..38
Приложение……………………………………………………………………....40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ГМУ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают: создание развитой системы  информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления; создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.

Информационные технологии в органах МВД.

Разработка, создание и  использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются органами МВД в соответствии федеральным законодательством. Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые органами МВД или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Использование органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

Федеральный орган исполнительной власти устанавливает требования, которым должны отвечать информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения.

2.2. Применение информационных технологий в МВД

Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»6 в ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета  заводятся в целях собирания  и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной  деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при наличии следующих оснований:

-  Наличие возбужденного уголовного дела.

-  Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1)      признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2)      событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3)      лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4)      лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

-  Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

-  Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

-  Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

-  Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у опер-работников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

-  о правонарушителях и преступниках;

-  о владельцах автомототранспортных средств;

-  о владельцах огнестрельного оружия;

-  о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

-  о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

-  а также другая информация, подлежащая хранению.

В информационном обеспечении  органов внутренних дел центральное  место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет – это система  регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

В целом по России в  последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

Главный информационный центр – самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией – статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных.

Наряду с учетами  в органах внутренних дел ведутся  экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ) МВД России (федеральные) и экспертно-криминалистических управлениях (ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и Картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и  криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД  России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250–300 млн. учетных документов.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа  обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.

Автоматизированные учеты  состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых7 систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.

1.  АИПС «КАРТОТЕКА» – автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

2.  АИПС «ОПОЗНАНИЕ» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

3.  АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплательщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

4.  АИПС «ОРУЖИЕ» позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

5.  АИПС «АВТОПОИСК» содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными – государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

6.  АИПС «АНТИКВАРИАТ» выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

7.  АИПС «ВЕЩЬ» информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

8.  АИПС «СЕЙФ» позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

В целом в органах  внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно – розыскного и  справочного назначения с количеством  обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

Cотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий, кибернетики, психологии, психолингвистики. Понятно, что в настоящее время такой подход реализовать довольно трудно ввиду слабой подготовки сотрудников МВД РФ в области современных информационных технологий.

Учитывая неотложность решения задачи по стабилизации преступлений в области информационных технологий оперативно-розыскная деятельность в области высоких технологий в настоящее время, на наш взгляд, должна базироваться на трех дополнительных специальных принципах:

-  стратегия и тактика ОРД в области информационных технологий должно строится на основе самого широкого использования современных достижений в области данных технологий;

-  на этапе разработки стратегии и тактики ОРД в области высоких технологий гласно и негласно должны привлекаться высококвалифицированные специалисты по информационным технологиям;

-  арсенал оперативной техники необходимо пополнить современными техническими приборами и устройствами (в т.ч. компьютерными программами), разработанными и успешно применяемыми в информационно-технологической сфере народнохозяйственного комплекса;

-  личному составу специализированных оперативных подразделений необходимо пройти соответствующую подготовку (переподготовку) по применению такой техники.

Без использования самых  современных технических средств эффективность оперативно-розыскной деятельности в сфере высоких технологий резко снизиться.

В деятельности подразделений  органов внутренних дел может  использоваться как универсальное, так и специальное программное  обеспечение.

Универсальные программы (информационно-поисковой системы, редакторы, электронные таблицы и т.п.) общего назначения не только повышают производительность труда и эффективность работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, но и поднимают ее на качественно новый уровень.

Специализированные программы могут быть ориентированы на непосредственное их применение при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в направлении борьбы с информационной (в т.ч. компьютерной) преступностью.

Определенную информацию можно извлечь, анализируя сетевой трафик локальных и региональных компьютерных сетей.

Прогнозирование может  успешно осуществляться в основе первичных материалов оперативного учета, так как его банки информации создаются на основе прогноза вероятности  преступного поведения определенных криминогенных контингентов. Естественно, вопросы моделирования и прогнозирования необходимо решать, используя современные информационные технологии в процессе информационно-аналитической деятельности.

А.Я. Минин определяет информационно-аналитическую работу как исследовательско-познавательную функцию, осуществляемую специализированными подразделениями органов внутренних дел с помощью информационных технологий, системы организационных мероприятий и методических приемов при изучении явлений, представляющих оперативный интерес».

Оперативно-аналитический  поиск дает возможность для раскрытия  преступлений в сфере высоких  технологий использовать компьютерное моделирование. Одним из перспективных  направлений компьютерной инженерии  является использование имитационных моделей. Повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в сфере высоких технологий в настоящее время невозможно без интеграции в их деятельность новых информационных технологий.

Информация о работе Использование новых информационных технологий в работе органов власти