Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 23:05, дипломная работа

Краткое описание

Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения с положениями оперативно-розыскной деятельности, внесения научно обоснованных новелл в уголовную политику и законодательство относительно использования оперативных данных в уголовном процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и порядок их представления……………………………………………………….7-31
§ 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве………………………………………………………………...7-14
§ 2. Нормативно-правовая база использования результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………..15-20
§ 3. Порядок и пределы предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд……………………………………………………………………………….20-31
Глава 2. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве………………….32-73
§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела………….32-39
§ 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………………………39-52
§ 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий………..52-60
§ 4. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий………..60-73
Заключение………………………………………………………..……..74-81
Список литературы…………………………………………………….82-85
Приложение 1 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд………………………………………..………………………………………86-91

Вложенные файлы: 1 файл

Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве (1).docx

— 215.34 Кб (Скачать файл)

Данное определение включает в себя основной видовой признак результатов оперативно-розыскной деятельности как фактических данных о признаках конкретного свойства, а также указание на субъектов и порядок их получения.

В этой связи следует отметить, что если речь идет о фактических данных, то они должны соответствовать объективной действительности и не могут вызывать сомнения с точки зрения их достоверности. Однако не все результаты оперативно-розыскной деятельности и не всегда можно признавать в качестве достоверных, поскольку их необходимо проверять при помощи других данных, и только по их совокупности можно с достаточной долей вероятности утверждать, что эти данные являются объективными и достоверными.

Информация может быть неконкретной, неполной, ориентирующей, предположительной, а иногда непроверяемой, содержать определенную долю субъективизма, исходящего от предоставившего ее источника. В частности, информация, поступающая от конфидента, подлежит проверке не только в силу ее субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован, не преследует интересов оперативно-розыскным органам, сознательно вводит в заблуждение оперативного работника и т.д. Соответствующая оперативная информация не отражает фактических данных, тем не менее, нельзя не признать, что она также является результатом оперативно-розыскной деятельности.

Следует отметить и то, что отсутствие реального (фактического) результата тоже есть результат, потому что опровержение информации либо ее неподтверждение позволяет, например, сократить круг версий, определить новые направления работы и др. Поэтому как получение первичной информации, так и ее дальнейшее опровержение в равной мере могут являться результатом оперативно-розыскной деятельности.

В определении Конституционного Суда РФ, как и в УПК РФ, также отмечается, что результаты оперативно-розыскной деятельности являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.7 Соответственно, в процессуальном смысле о результатах оперативно-розыскной деятельности как о фактических данных говорить преждевременно, а речь может идти лишь о сведениях, фактах, которые предстоит установить.

В оперативно-розыскном смысле результаты оперативно-розыскной деятельности также не всегда являются фактическими данными. Хотя они и могут быть использованы для проведения оперативно-розыскного мероприятия в качестве оснований для проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определения тактики его проведения, такого рода действия (решения) могут основываться и на предположениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит проверить, после чего сведения при их подтверждении можно будет рассматривать как сведения о фактах.

В частности, результаты проведения одного оперативно-розыскного мероприятия могут являться основаниями для проведения другого. Проведению, например, такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется тактика реализации этого мероприятия.

Результаты оперативно-розыскной деятельности используются как обоснование оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении конкретного лица и т.д.

То, что результаты оперативно-розыскной деятельности (сведения, оперативные данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи оперативно-розыскной деятельности, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование первичной информации, дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь сам процесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем использование его результатов (фактических данных).

Термин «результаты оперативно-розыскной деятельности» (в смысле фактических данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи.8 Вместе с тем такое понимание результатов оперативно-розыскной деятельности применительно к этой деятельности представляется ограниченным и с точки зрения Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности приемлемым только по отношению к уголовному судопроизводству, да и то не полностью, поскольку информационная завершенность является весьма относительной.

В частности, применительно к возбуждению уголовного дела достаточно лишь сведений, данных, указывающих на признаки преступления, причем их совокупность не всегда должна быть исчерпывающей, а бывает достаточно лишь отдельных признаков объективной стороны. Все остальное должно быть установлено в процессе расследования уголовного дела.

Вместе с тем проведение таких оперативно-розыскных мероприятий не накладывает отпечатка на достоверность сведений, данных, полученных с нарушением закона как субъектами ОРД, так и иными лицами. Соответственно, если такие сведения, данные, в том числе ограничивающие конституционные права граждан, получены не субъектами ОРД, но в дальнейшем обнаружены органами, уполномоченными на осуществление этой деятельности, то эти данные могут быть официально использованы в уголовном судопроизводстве и нелегитимность их происхождения не может подвергать сомнению легитимность их получения. Что касается результатов ОРД, полученных с нарушением Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности самими субъектами этой деятельности, то они, тем не менее, могут использоваться как вспомогательные средства для подготовки и проведения ОРМ и (или) следственных действий. Это объясняется тем, что результаты ОРД не являются доказательствами, и, следовательно, не нарушают конституционного положения о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением Федерального закона.9

В соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (статья 11) результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.10

Исходя из содержания данных норм Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности можно выделить следующие основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве (Схема №1)

 

Схема №1. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Нормативно-правовая база использования результатов оперативно-розыскной деятельности

 

Под нормативно-правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих использование результатов оперативно-розыскной деятельности.

         В нормативно-правовую базу по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности составляет  Конституция РФ,11 федеральное законодательство, затрагивающее вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Судебная практика представлена разъяснениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, решениями федеральных судов.

            В части 1 статьи 11 Федерального закона  об оперативно-розыскной деятельности  отмечается, что результаты оперативно-розыскной  деятельности могут быть использованы  для проведения оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Следует иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности.

Результаты оперативно-розыскной деятельности используются как обоснование оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении конкретного лица и т.д.

Термин «результаты оперативно-розыскной деятельности» (в смысле фактических данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи.12 Вместе с тем такое понимание результатов оперативно-розыскной деятельности применительно к этой деятельности представляется ограниченным и с точки зрения Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности приемлемым только по отношению к уголовному судопроизводству, да и то не полностью, поскольку информационная завершенность является весьма относительной.

В соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (статья 11) результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

         Анализ получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности информации позволяет разделить ее на стратегическую и тактическую. Первая (стратегическая) информация позволяет определить тенденции развития противоправной деятельности (в т.ч. распределение по регионам страны, межгосударственный характер, изменение по видам и направленности, поражению различных слоев и категорий населения и другие элементы инфраструктуры), вторая (тактическая) - содержит сведения о конкретных лицах, преступных группировках, событиях, подлежащих изучению, проверке и использованию.

          В свою очередь оперативная информация тактического характера традиционно подразделяется на следующие виды: 1) имеющая непосредственное доказательственное значение (фактические данные); 2) носящая вспомогательный характер (указывает на возможные источники фактических данных, служит для выбора организационных и тактических приемов проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий).

          На этапе подготовки к проведению следственных действий оперативно-розыскная информация имеет важное значение преимущественно в организационно-тактическом аспекте: с ее помощью орган дознания, следователь могут наиболее оптимально определить время, место, участников производства следственного действия, привлечь необходимые научно-технические и транспортные средства, конкретных специалистов, оперативных работников для оказания содействия, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения следственных действий.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на этом этапе ничем, кроме необходимости обеспечить соблюдение правил конспирации, не ограничено.

         Здесь необходимо сделать оговорку, касающуюся использования в сфере уголовного процесса результатов оперативно-розыскной деятельности, которые ст.12 Закона об ОРД относит к государственной тайне. Первое. Результаты ОРД, полученные с использованием гласных сил, средств и приемов (действий), не могут быть отнесены к государственной тайне. Второе. Результаты, полученные при проведении некоторых оперативно-розыскных мероприятий, не подлежат оглашению только на этапе ведения дела оперативного учета. После его реализации сведения, представленные органу дознания, следователю для использования в уголовном процессе, по постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, расконспирируются и перестают носить негласный характер. Третье. Часть результатов оперативно-розыскной деятельности, даже после завершения производства по делам оперативного учета, не подлежит приданию гласности как составляющая государственную тайну. Их расконспирация в соответствии с ч.2 ст.12 Закона об ОРД допускается с письменного согласия соответствующих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под использованием результатов оперативно-розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов: а) при принятии решения о производстве этих действий, б) при непосредственном их проведении.

          Принципиальная возможность использования оперативно-розыскной информации при принятии решения о проведении следственных действий заложена в самом уголовно-процессуальном законодательстве. При конструировании оснований производства следственных действий законодатель исходит из того, что основанием для проведения любого следственного действия (а значит, и для принятия решения об этом) является совокупность фактических данных, указывающих на возможность достижения определенных целей, получения новых сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Некоторые следственные действия (например, очная ставка) проводятся только на основании фактических данных (доказательств), содержащихся в уголовном деле.

Основанием проведения других следственных действий может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно-розыскных источников. Так, в соответствии со ст.168 УПК РСФСР обыск производится при наличии “достаточных оснований полагать”, что в определенном месте находятся объекты, имеющие значение для дела, т.е. закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Оперативно-розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, устанавливающих обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Если, например, задержанный за кражу на допросе показал, что он приезжий, постоянно в городе не проживает, временно остановился у знакомых, то оснований для производства обыска в квартире знакомых в данном случае недостаточно. При получении же не вызывающего сомнений в достоверности сообщения конфиденциального источника о том, что задержанный совершил ряд краж и похищенное находится в помещении, где он временно проживает, эти совокупные фактические данные (процессуальные и оперативно-розыскные) являются достаточными для принятия решения о производстве обыска.

Информация о работе Использование результатов деятельности подразделений уголовного розыска в уголовном судопроизводстве