Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 23:06, дипломная работа
Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения с положениями оперативно-розыскной деятельности, внесения научно обоснованных новелл в уголовную политику и законодательство относительно использования оперативных данных в уголовном процессе.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и порядок их представления……………………………………………………….7-31
§ 1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве………………………………………………………………...7-14
§ 2. Нормативно-правовая база использования результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………..15-20
§ 3. Порядок и пределы предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд……………………………………………………………………………….20-31
Глава 2. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве………………….32-73
§ 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела………….32-39
§ 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………………………39-52
§ 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий………..52-60
§ 4. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий………..60-73
Заключение………………………………………………………..……..74-81
Список литературы…………………………………………………….82-85
Приложение 1 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд………………………………………..………………………………………86-91
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
8. Представление
оперативными подразделениями
9. При
подготовке материалов
10. Представление результатов включает в себя:
11. В
каждом конкретном случае
12. Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
13. Вводная
часть включает в себя
14. В
описательной части
15. В
резолютивной части
16. В
случае необходимости, одновременно
с постановлением готовится
17. Постановление
о представлении результатов
ОРД подготавливается в одном
экземпляре, подписывается руководителем
органа и приобщается к
18. Результаты ОРД могут представляться в виде обобщённого официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
19. При
подготовке и оформлении для
передачи органу дознания, следователю,
прокурору или в суд
20. В
случаях, не терпящих отлагательства
и могущих привести к
21. Представление
результатов ОРД, полученных при
выполнении поручения органа
дознания, следователя, прокурора или
определения суда (постановления
судьи) о производстве оперативно-
При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.
IV. ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ ОБ
ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-
22. Орган,
представивший результаты ОРД, использование
которых в уголовном процессе
сопряжено с возможностью
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
23. В
целях обеспечения
24. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предание гласности сведений о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
25. При
представлении органу дознания,
следователю, прокурору или в
суд результатов ОРД, получаемых
в процессе длящегося
26. Результаты ОРД не представляются:
- если
невозможно обеспечить
- если их использование в уголовном процессе создаёт реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности").
Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
О принятом решении уведомляется инициатор запроса.
1И.И. Карпец Преступность: иллюзии и реальность. – М., 2008. – С. 45.
2Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2010) // РГ от 25.12.1998, № 237, СЗ РФ от 17.10.2010, № 42, - С 12.
3 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2010) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), С - 492, СЗ РФ от 06.06.2010, № 23, ст. 220.
4 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2009) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 359, СЗ РФ от 30.08.2009, № 35, ст. 360.
5И.А. Виниченко, С.И. Захарцев, В.И. Рохлин Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2004. – С. 62.
6См. приказ ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и СВР РФ «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., № 23.
7См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. № 18-0 по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Гарант.
8Г.М. Миньковский Уголовно-процессуальный кодекс: Коммент. / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2008г.С – 65.
9К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист, 2009 г. С – 91.
10Я.В. Давыдов Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2009 г. С – 72.
11Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2010) // РГ от 25.12.1998, № 237, СЗ РФ от 17.10.2010, № 42, С – 42.
12См.: Г.М. Миньковский Уголовно-процессуальный кодекс: Коммент. / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2008 г.С – 122.
13Е.С. Дубоносов Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2006. С-139.
14И.А. Виниченко, С.И. Захарцев, В.И. Рохлин Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2004. С – 65
15Ю.П. Дубягин, О.П. Дубягина, Е.А. Михайлычев Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г. С - 62
16 Кассационное определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. № 4-014/03 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2007 г., № 11.