Историческое развитие института обращений граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:19, доклад

Краткое описание

Доктрина предполагает 6 видов обращений, но ведь так было далеко не всегда. Само по себе возникновение права на обращение именно как конституционного права появилось только в эпоху конституций, но ведь так или иначе оно проявлялось и в гораздо более ранних законодательных актах, даже и древних памятниках права. Конечно, в средние века, когда, по сути, исполнительная власть была и судебной, и законодательной, очень сложно было отделить обращение от судебного иска.

Вложенные файлы: 1 файл

Историческое развитие института обращений граждан.docx

— 27.52 Кб (Скачать файл)

После создания СССР был  принят ряд новых документов, регламентировавших работу с обращениями граждан. Особо  следует отметить Постановление  ЦИК СССР от 14 декабря 1935 года “О положении  дел с разбором жалоб трудящихся”, в котором впервые были подробно прописаны правила работы с жалобами граждан, до того определявшиеся ведомствами  самостоятельно. Установленные этим документом правила действовали  более 30 лет, да и потом постоянно  воспроизводились в многочисленных инструкциях по делопроизводству и  работе с обращениями граждан  в различных министерствах и  ведомствах как Союза, так и Союзных республик. Так что в значительной степени, установленный тогда порядок продолжает действовать по сей день.

Следует отметить также две существенных особенности института обращений граждан в советское время. Во-первых, право на обращение в течение очень длительного времени не было конституционным правом, хотя Советское государство имело богатую конституционную традицию. Следовательно, регулирование вопросов, связанных с рассмотрением обращений граждан, и, что самое главное, с гарантиями своевременного разрешения поднятых в них проблем оставалось делом нормативных актов более низкого порядка. А во- вторых, начиная с 1922 года, советские органы государственной власти стали всё больше подменяться партийными структурами. Это очень быстро поняли граждане и, следовательно, старались обращаться, прежде всего туда, так как добиться решения какого-либо вопроса через посредство партийных структур было намного проще и эффективнее, чем через государственные органы. В итоге основной поток жалоб, заявлений и т.д. направлялся, прежде всего, в органы Коммунистической партии, а там порядок их рассмотрения определялся уже различными внутрипартийными инструкциями. Таким образом, в регулировании работы с обращениями граждан внутрипартийные акты играли едва ли не большую роль, чем нормативные акты государства.

После 1935 года существенных изменений в нормативном регулировании  работы с обращениями граждан  длительное время не происходило. Только 33 года спустя был издан знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке  рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб граждан”, действующий  по сей день. Этот документ представлял  собой значительный шаг вперёд хотя бы потому, что в нём впервые  прямо закреплялись такие виды обращений  как заявление и предложение. В этом нормативном акте порядок  работы с обращениями граждан  прописывался достаточно детально, а  также устанавливались юридические  гарантии своевременного рассмотрения обращений (включая ответственность  должностных лиц). Также значительной новацией было признание как особой разновидности обращений граждан “предложений, заявлений и жалоб граждан, поступающих из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, а также выступлений и опубликованных в печати материалов, связанных с предложениями, заявлениями, жалобами..”, которые до того не рассматривались государственными органами как “не поступившие в их адрес”.

В заключение данной главы  хотелось бы отметить следующее - институт обращений граждан в России имеет  богатейшую историческую традицию. Впервые  он был законодательно закреплён  ещё в XV веке - раньше, чем во многих других государствах. Разумеется, большую  часть своей истории российское государство было авторитарным, поэтому  и институт обращений носит оттенок“челобитья”- мольбы низшего к высшему “снизойти к убожеству”. В современном Российском демократическом государстве необходим принципиально иной - партнёрский - подход к регулированию вопросов, связанных с обращениями граждан. Однако тот огромный опыт работы с обращениями и нормативный и юридико-технический материал, который был накоплен в предшествующие годы может оказаться чрезвычайно полезным при формировании новой нормативно-правовой базы работы с обращениями граждан в современной демократической России.


Информация о работе Историческое развитие института обращений граждан