Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:50, доклад
В марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России - как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве
и защите его интересов.
Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России.
В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики,
в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.
История института президентства РФ
В марте 1990 года на 3-ем съезде
народных депутатов был учрежден
пост Президента СССР. Стало ясно, что
Президент нужен и России - как
высшее должностное лицо, которое
будет заботиться об укреплении самостоятельности,
о представительстве
и защите его интересов.
Выбор оптимальной модели
института президентства в
В конституционной комиссии стал вопрос:
быть ли Президенту главой исполнительной
власти, или исполнительная власть должна
возглавляться правительством. Конституционной
комиссией был поддержан вариант президентской
республики,
в воплощенный с незначительными коррективами
в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.
При разработке президентской
модели стоял вопрос, либо Президент
должен быть ответственным перед
народом за суверенитет государства,
за надежность и целостность государственной
системы, за разумное сотрудничество государственных
органов, либо он должен быть хозяйственником
- управленцем. Было принято решение,
что «Президент
не должен быть всероссийским «управдомом».
Он должен управлять властью, на основе
строгого разделения властных функций.
Роль «управдома» должно было взять на
себя Правительство - Совет Министров,
избираемый парламентом и отвечающий
перед ним». Критики учреждения в системе
государственных органов РСФСР поста
Президента считали, что тем самым создаются
реальные условия для сосредоточения
власти в руках одного человека, и что
учреждение поста Президента России будет
способствовать
не укреплению Союза ССР, а его разрушения.
Сторонники института президентства доказывали
неспособность депутатского корпуса проводить
радикальные изменения
в политической и экономической жизни
государства, они противопоставляли законодательной
власти мобильную исполнительную власть.
Концепция института президентства, где президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.
Статья 5 Закона «О Президентстве
РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила
Президентские полномочия, которые
стали фундаментом института Президентства
в России, сочетающего два основных компонента
статуса Президента: фактического главы
государства и конституционного главы
исполнительной власти.
Но даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по-прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»
После проведения референдума
были приняты законы РСФСР от 24 апреля
1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах
Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года
«О вступлении в должность Президента
РСФСР». Были внесены соответствующие
изменения и дополнения в Конституцию
РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная
глава. На основе этих законодательных
актов первый Президент России был избран
путем всеобщих, прямых, равных выборов
при тайном голосовании 12 июня 1991 года.
Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого
должность председателя Президиума Верховного
Совета РСФСР.
Введение поста Президента
России стало следствием прогрессивных
демократических процессов в
российском обществе и в его политической
системе. Оно отразило процесс трансформации
политической власти из системы партийных
органов
и организаций в систему государственных
органов и организаций, включая институт
президента и Советы.
Существовали и другие причины:
Во-первых, стремление заполнить
с помощью введения поста Президента
РСФСР своеобразный «вакуум», который
возник в процессе проведения экономических
и политических реформ, когда «старая
система, в которой партия была верховным
органом управления изжила себя и демонтируется.
Происходящие процессы оказались неподкрепленными
в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих
и взаимоконтролирующих структур в государственной
системе, роль которых выполняла раньше
партия».
Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.
В-третьих необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.
В-четвертых необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.
Помимо всего прочего
учреждение поста Президента РСФСР связывалось
в определенной мере с необходимостью
за счет оперативности президентской
власти принимать быстрые решения по текущим,
требующим оперативного вмешательства
вопросам.
Президент РСФСР в соответствии
с законодательством 1991 года наделялся
широкими полномочиями. Он обладал
традиционными для глав всех государств
законодательными полномочиями; подписывал
и обнародовал законы, принятые Верховным
Советом РСФСР, и мог вернуть
закон для повторного рассмотрения
в Верховный Совет (полномочия не распространялись
на акты высшего законодательного органа
- Съезда народных депутатов РСФСР), обладал
правом законодательной инициативы.
Президент наделялся широкими
полномочиями в сфере исполнительной
власти: назначал и освобождал от должности
всех членов Совета Министров (согласие
Верховного Совета требовалось только
для назначения Председателя Совета
Министров
и для принятия Президентом отставки Правительства
в целом); принимал меры по обеспечению
государственной и общественной безопасности
и т.д.
Однако институт президентства
в России до 12 декабря 1993 года в полной
мере
не отрицал полновластия Советов, поскольку
закреплял подотчетность Президента Съезду
народных депутатов.
Указа Президента РФ № 1400 от
21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного
Совета, Съезда народных депутатов
России и проведении выборов в
Федеральное Собрание и Выборов
Президента РФ» ломал действующую
государственную систему
и фактически вводил президентскую республику.
«Была подведена черта под советской формой
государственной организации в России.
Вслед за Верховным Советом были ликвидированы
советы нижестоящих уровней».
декабря 1993 года состоялись
выборы в новые органы законодательной
власти
и референдум по новой Конституции. Согласно
Конституции 1993 Президент занимает
в системе федеральных государственных
органов, сформировавшихся после 1993 года,
особое положение, которое будет рассмотрено
ниже.
Таким образом, из всего вышеперечисленного
можно сделать вывод, что в
начале 90-х годов введение института
президентства в России было жизненно
необходимо,
в связи с создавшейся политической и
экономической обстановкой. Оно отразило
процесс трансформации политической власти
из системы партийных органов и организаций
в систему государственных органов и организаций,
включая институт президентства
и Советы.