Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:03, курсовая работа
Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе. Современные условия способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи - обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти. В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России.
Введение………………………………………………………………..3
1.История развития административного права в России………….6
2. Современный этап административного права в России………..19
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.История развития
2. Современный этап
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Административное право является одной из
древнейших и фундаментальных отраслей
правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное
значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений,
складывающихся в обществе. Современные
условия способствуют обусловленности
государственного управления с постановкой
основной задачи - обеспечение согласованной,
упорядоченной деятельности всех составляющих
частей механизма исполнительной власти.
В своей совокупности механизм исполнительной
власти представляет государственную
администрацию с полномочиями реализации
своих прав в масштабах России. Органы
исполнительной власти администрируют,
то есть управляют экономикой, социально-культурной
и административно-политической сферами
жизни общества, обеспечивают практическую
реализацию законодательных актов. Естественно,
что их деятельность носит административный
(управленческий, исполнительный, внесудебный)
характер. Сам термин "административное"
происходит от латинского слова «administration»
и означает руководить, управлять.
Если административное право как отрасль права,
система юридических норм регулирует действия
разных субъектов, то наука административного права
изучает, анализирует, систематизирует
нормы, выявляет их роль и качество. Итоги научных исследований
отражаются не в нормах, а в научных выводах,
обобщениях, предложениях. Формами реализации
научных достижений являются научные доклады,
статьи, книги, учебники. Наука российского
административного права – важнейшая
отрасль правоведения. Ее назначение предопределено
ролью в российской действительности
государственной администрации, норм
административного права.
У административно-правовой теории, как у всякой
отраслевой юридической науки, более широкий
предмет, чем у отрасли права:
во-первых, наука
обязана изучать и нормы, и
соответствующие им общественные отношения,
выявлять качество тех и других,
анализировать влияние норм на социальные
процессы, особенности их реализации.
во-вторых, научный анализ административно-правовых
явлений предполагает изучение их динамики,
их прошлого, выявление процессов их развития.
в-третьих, наука обязана «заглядывать»
в будущее, разрабатывать рекомендации
по совершенствованию структуры и деятельности
государственной администрации, системы
административно-правового регулирования,
административного судопроизводства.
В настоящее время первостепенное значение
имеет разработка проблем улучшения административно-правового
обеспечения реализации и защиты прав
граждан, государственного регулирования
экономических отношений в условиях существования
частной собственности.
в-четвертых, наука призвана выявлять
наиболее существенные признаки, связи
административно-правовых явлений, принципы
их функционирования.
Условие эффективного
контроля за государственным управлением
может показаться второстепенным по сравнению с конституционными
гарантиями. Однако исторический опыт
свидетельствует о том, что никакая конституция
не может полностью обеспечить защиту прав
человека, если государственная администрация неподконтрольна
в своей деятельности и освобождена от необходимости соблюдать
Административное право, предметом которого
является, прежде всего, исследование
государственного влияния на общественные
отношения, управление общественными делами,
имеет продолжительную и давнюю историю
и ее развитие немыслимо без изучения
основных этапов формирования, ранее применявшегося
законодательства, существовавших концепций
по соответствующим проблемам.
История развития административного права в России
Эта наука сравнительно молодая. В ее развитии
на территории России можно выделить три этапа:
имперский (дореволюционный), советский
(постреволюционный) и российский (современный).
В дореволюционной России первые публикации
по вопросам деятельности государственной администрации
появились во второй половине XVIII века.
Среди научных исследований, затронувших
некоторые вопросы темы, следует назвать
труды видных российских историков, таких
как Н. М. Карамзин, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов,
С. М. Соловьев и другие. В своих трудах
они коснулись лишь внешней стороны развития
государственного управления, наметив
общее историческое развитие задач и форм
управления. Кроме того, в XVIII веке сочинения
Волынского, Татищева, Посошкова, Абрамова,
затрагивающие дела внутреннего управления
(хлебопашество, паспорта, переписи, народное
образование и т.п.), были достоянием узкого
круга ученых и широкого обсуждения их
исследования не получили. Научная юридическая
литература в России получает широкое
распространение в ХIХ веке. К числу первых
российских юристов следует отнести С.
Е. Десницкого и З. А. Горюшкина.
В этих работах впервые была подчеркнута огромная
значимость изучения права с применением
сравнительно-исторических данных как
метода. Нашли наиболее полно отражение
взгляды идеологов Просвещения, считающих,
что цель государства - достижение наибольшего количества
благ наибольшим числом людей. Лучшей
формой организации власти С. Е. Десницкий считал
конституционную монархию. Усвоив достижения
юриспруденции Англии и Франции, он привнес
их политико-юридическую концепцию и в
вопросы государственного управления.
В стенах московского университета с 1786
года, по приглашению его директора Фонвизина,
стал преподавать З. А. Горюшкин. Наилучшим из
многочисленных трудов З. А. Горюшкина,
по праву считается его "Руководство к познанию
российского законоискусства", опубликованное
в Москве в 1811 и 1816 годах. З.А. Горюшкин
первым указал на значимость изучения
обычаев (нравов и пословиц) русского народа,
как на источник юриспруденции, и первым
ввел в преподавание русского законодательства
исторический элемент. Он указал также
на важность и значимость древних памятников
законодательства. Во всяком случае, попытка
З.А. Горюшкина дать юридический обзор
древних русских указаний, в том числе
и в государственном управлении, была
одной из самых удачных вплоть до издания
"Опыта истории российских законов"
профессора Рейца. В России административное
право как наука и первые исследования
появляются в 1830 - 40-х годах. Первоначальный
курс (по университетскому уставу) преподавался
под именем "Законы государственного
благоустройства и благочиния". В этот
период закладываются основы административного
(полицейского) права. В трудах Ободовского,
Якоба, Гуляева, Рождественского, Платонова,
Власьева, Степанова и других определялось
понятие о полицейском праве, уточнялось
содержание важнейших институтов "государственного
благоустройства", проводилась сравнительная
характеристика российского управления
с управлением ведущих европейских государств:
Франции, Англии и Германии. В трудах Степанова
и Власьева впервые даны исторические
очерки развития "государственного
благоустройства", излагается и критикуется
литература о полицейском праве, даются
очерки истории русской полиции и действующих
тогда полицейских установлений.
Ряд новых идей в развитие науки полицейского
права в России были внесены в 1860 - 80-х годах,
в ходе буржуазных реформ, переменивших
облик страны. Новую группу ученых представили профессора
Лешков, Бунге, Андреевский и другие.
В 1880 - 90-х годах среди российской научной интеллигенции
мнения о наименовании предмета и науки разделились,
также как и в среде европейских юристов.
Имели применение несколько наименований,
таких как "государственное
Называя полицейское право общественным,
профессор Лешков, к примеру, находил соединяющее звено
между принципом свободы (элемент гражданского
права) и принципом принуждения (элемент государственный)
в понятии об обществе как социальном элементе,
исходя из которого, рождалась идея о самоуправлении
и союзном строе. Н. Х. Бунге изложил только
право благосостояния, подробно остановившись
на ее экономической основе. Профессор
И. Андреевский рассматривал деятельность
не только государства и его органов в вопросах
полицейского права, но и органов самоуправления.
В работах А. Оскольского, А. И. Васильчикова
раскрываются вопросы истории и соответственно
та эпоха административного строя
В работе А.И. Васильчикова "О самоуправлении"
были изложены, на основании сравнительно-исторического
метода, только ряд разделов права внутреннего
управления в ведущих государствах Западной
Европы и России.
Кроме этого, в России с ХVIII века имели хождение
ряд переводных изданий зарубежных авторов,
посвященных праву внутреннего управления.
Несомненно, большой вклад в реформы полицейского
права и науки административного
В начале XX века российские ученые-юристы
вплотную подошли к детальной проработке
основополагающих понятий административного
Революция 1905-1907 годов привела к превращению неограниченной
самодержавной власти в конституционную монархию.
Система источников нрава в этот период
пополняется новыми элементами-постановлениями
Совета министров и мнениями Государственного
Совета. Эти реформы хотя и носили подзаконный характер,
однако, имели обязательную силу для всех
исполнительных органов. Появляется большое число
актов, именуемых "временные правила".
Возникая как чрезвычайные, направленные
на вполне конкретную ситуацию, акты принимали
характер законов. Наряду с постановлениями
Совет Министров издавал также положения,
носившие статусный, правоустанавливающий
характер и часто определявшие структуру
и функции новообразуемых органов власти
и управления.
В большом количестве издавались указы,
как правило, направленные на проведение
вполне конкретных правовых акций и преобразований.
Кодификационная работа проводилась в ряде
учреждений: особое отделение госканцелярии,
департаменты Сената, Госсовет и Государственная
Дума, Совет Министров и отдельные министерства
и управления.
По пространству действия, законы делились
на: общие, действовавшие на всей территории
империи; местные, действовавшие на ее
части; особенные - особая категория дел;
специальные, действовавшие в отношении особых
категорий лиц. Одной из основных задач законодателя
становится правовое регулирование экономики,
уточняется понятие юридического лица.
Юридические лица подразделялись на публичные
(казна, ведомства, учреждения, органы
местного самоуправления) и частные (общества,
товарищества и учреждения).
В условиях революции 1905 - 1907 годов, вершиной
развития административно-правовых отношений
признается уже не полицейское, а правовое
(конституционное) государство. Исследователи
подчеркивали противоположность отношений
между населением и правящей властью,
отмечая, что в полицейском государстве
эти отношения определялись не правом,
а простым усмотрением представителей
власти. Взаимные отношения между государственными
и частными лицами были исключены. В правовом
государстве, наоборот, эти отношения
объединены в культурной деятельности
представителей государственной власти
и частных лиц и строятся на праве (законе),
имеют место развитые органы самоуправления
и частные общества.
Следует отметить, что А.И. Елистратов фактически
является создателем общей части науки
В науке административного права были уточнены
понятия административной деятельности
государства и государственной деятельности
вообще: "...административная деятельность
является лишь одним видом или формой государственной деятельности,
заметно отличающаяся от законодательной
и судебной как своим содержанием, так и теми
формами, в которых она проявляется...".
Следовательно, развитие науки административного права шло
в неразрывной связи с
Советский период. После октябрьских событий
1917 года в России создается советское
С 1919 по 1925 годы Советское правительство предприняло ряд
мер (репрессии, ссылки, высылки и т.п.) против
профессуры не согласной с идеями большевистской
диктатуры в РСФСР.
В составе правовых эмиграционных волн
из России было немало правоведов. Юридические школы,
сложившиеся в России в дореволюционный период,
оказали заметное влияние на развитие правовой
теории в эмигрантской научной среде. Русские ученые-правоведы
включились в работу зарубежных университетов
и научных центров, воспринимая и перерабатывая,
в свою очередь, современную западноевропейскую
правовую традицию.
Особым явлением стало образование в зарубежье
В начале 1920-х годов центрами сосредоточения
юридических кадров из России стали Харбин,
Прага, крупные университетские города
в Югославии. Часть юристов осталась в Варшаве,
Риге, Берлине и Париже. Большая группа
правоведов добралась до Берлина на известном
"философском пароходе", отплывшем из
Петрограда в 1922 году.
В Харбинском юридическом факультете
среди многих российских ученых трудились и специалисты
по государственному (административному)
праву. К их числу следует отнести профессора
В. В. Энгельфельда, который много внимания
уделил анализу систем государственного
управления и устройства Советской России
и Китая, был признанным авторитетом в области
административного права.
Над концепцией "регулятивного права"
работал другой крупный ученый, профессор Г.
К. Гинс, который относился к представителям
психологической школы права, сформированной
в России А. И. Петрожицким. Важнейшими
работами Г. К. Гинса стали: "Право и сила"
(1929), "На путях к государству будущего"
(1930), "Новые идеи в праве и основные проблемы
современности" (1931).
Работая над концепцией "регулятивного
права" Г. К. Гинс создал (совместно с русскими
юристами харбинской школы) принципы так называемого
"юридического солидаризма", которые перекликались
с теорией "корпоративного государства",
рожденной в фашистской Италии, и теорией
"корпоративного права", разработанной
некоторыми германскими и советскими
юристами в начале 1920-х годов.
Идеалом солидаризма являлась "индустриальная
демократия", в которой сочетаются договорные
и принудительные начала управления.
При Карлове университете в Праге с мая 1922
года был образован русский юридический факультет,
где государственное право
В свою очередь А. А. Богомолов - представитель русской
Таким образом, русская юридическая наука за
рубежом в течение 1930-х годов смогла поднять
ряд новых научных и политико-правовых
проблем, недоступных для исследователей
в Советской России.
Русские правоведы-эмигранты вели свои
исследования, основываясь на традиционных
принципах российской государственной,
психологической, социологической и других
научных школ и направлений.
В 1935 году, учитывая важность разработки
административно-правовых проблем в связи с принятием
Конституции СССР, в Академии Наук СССР
произошла перестройка, результатом которой стало появление трех
важнейших секторов будущих юридических
исследований. Среди них выделена была
секция "Государственное и административное
право". Лишь только с 1940 - 50-х годов советская
С 1950 - 60-х годов в СССР начинается разработка
институционной системы административного
Разрабатывались вопросы советского административного права,
роли прокуратуры в советском государственном управлении,
укрепления государственной дисциплины.
Основная задача, ставшая перед исследователями
в административном и государственном
управлении, была вскрыть конкретные специфические черты
С апреля 1974 года при Академии Наук СССР
была сформирована секция по правовым
проблемам управления, которая вызвала к жизни организацию
Всесоюзного координационного совещания
по вопросам науки управления и административного
права. Формирование подобного научно-
Одним из значительных результатов в истории советского
административного права явилось обоснование
В них, спустя многие десятилетия существования и накопления
административных норм в СССР, была осуществлена
кодификация обособленной группы норм,
регулирующих вопросы административной
ответственности, полномочия субъектов административной
юстиции и производство по делам об административных
правонарушениях.
Разработку проблем вели советские административисты,
к числу которых следует отнести труды Б.
М. Лазарева, А. Е. Лунева, Ю. М. Козлова,
Н. Г. Салищевой, В. А. Лория, Ю. А. Денисова,
А. П. Коренева, Л. Л. Попова, И. И. Ве-ремеенко
М. Я. Саввина, В. Э. Краснянского, Л. А. Николаевой,
А. П. Шергина, Е. В. Шориной и многих других.
В большинстве работ 1970 - 80-х годов в СССР
ставились вопросы более углубленного
изучения субъектов административного
В ходе государственных реформ М. С. Горбачева,
последующего кризиса и распада СССР, исследователи
административного права
Вместе с тем ряд проблем остались нерешенными в
советской науке
Понятие советского административного
права, как одной из отраслей социалистического
права, определялось как система юридических норм,
регулирующих общественные отношения в сфере
Третий этап развития науки административного права
Современный
этап административного права в
Современное административное право как правовая
отрасль и соответствующая область
В определении предмета административного
права РФ учитывают сферу
Под предметом административного права понимают
многообразные одиночные общественные
отношения, в рамках которых реализуются задачи,
функции и полномочия исполнительной власти,
внутриорганизационные управленческие
отношения в процессе деятельности субъектов законодательной
и судебной власти, а также органов прокуратуры,
управленческие отношения с участием субъектов местного
самоуправления, отдельные управленческие
отношения в сфере общественных отношений,
негосударственных формирований (внешние
и внутренние).
Административное право рассматривается в РФ
как отрасль российской правовой системы,
представляющая собой совокупность правовых
норм, предназначенных для
В регулировании административно-
На данном этапе развития теории административного права
в книгах, статьях, учебниках, диссертациях
разрабатываются новые проблемы административно-правового
и т.д.................
Информация о работе История развития административного права