Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать источники административного права.
Данная цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:
- рассмотреть виды источников административного права;
- раскрыть систему источников административного права;
- охарактеризовать прецедент как источник административного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Виды источников административного права…………….. …………….4
2.Система источников административного права……………………….9
3.Прецедент как источник административного права…………………...13
Заключение ………………………………………………………………...........16
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Источники адм. права.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Российский Государственный Социальный Университет

Филиал в г. Мурманске

 

КАФЕДРА «Общегуманитарных и естественно-математических дисциплин»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

               ТЕМА: «Источники административного  права»

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2007

                                               Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Виды источников административного права…………….. …………….4

2.Сиситема источников административного права……………………….9

3.Прецедент как источник административного права…………………...13

Заключение ………………………………………………………………...........16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты. 
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы РФ. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Во всяком случае советская юридическая наука не смогла выработать достаточно четких подходов к его систематизации.

Цель моей работы – исследовать источники административного права.

Данная цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:

- рассмотреть виды источников административного права;

- раскрыть систему источников административного права;

- охарактеризовать прецедент как  источник административного права.

В заключении работы подвести краткие обобщающие выводы.

Теоретической основой настоящей работы в первую очередь являются Конституция РФ и нормативно-правовые акты РФ, а также труды специалистов в области административного права: Братановского С.Н., Котельниковой Е.А., Агапова А.Б., Алехина А.П.

Структура настоящей работы определяется поставленными целью и задачами и включает в себя введение, основное содержание и список использованной литературы.

                  1.Виды источников административного права

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти¹.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

1.Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов. Сюда входят Федеральные Законы и иные нормативные акты Федерального Собрания РФ:

а)Конституция РФ;

б)федеральные конституционные законы (О Правительстве РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ);

в) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РФ, палат Федерального собрания РФ.

Законодательные акты субъектов Федерации:

а)конституции, уставы субъектов Федерации;

б)законы субъектов Федерации.

2.Акты Президента РФ. Поскольку Конституция РФ не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административного права.

Акты Президента РФ — это:

а)указы Президента;

б)распоряжения Президента.

3.Акты государственной администрации - это самая многочисленная группа как по количеству актов, так и по их источникам.

Административные акты федеральных органов и организаций:

а)постановления и распоряжения Правительства РФ;

б)постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

в)приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г)акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ;

д)акты ГосБанка России.

Административные акты субъектов Федерации:

а)указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б)постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в)приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г)приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д)приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

4.Акты муниципальных органов. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

5.Публичные договоры. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров:

- международные договоры. В статье 15 Конституции РФ¹ сказано: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России;

- федеративные договоры;

- административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными.

- нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

6.Акты правосудия. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства РФ. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, — постановления Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в статье 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

7.Административные обыкновения. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2.Система источников административного права

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, — наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного называют административным законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП и в этом ее первая особенность.

Во-вторых, статья 72 Конституции РФ¹ устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение статья 76 Конституции РФ: «По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ».

В-третьих, особенность СИАП — многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции¹.

Информация о работе Источники административного права