Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

цель настоящей работы заключается в рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды источников административного права……………………………………………………………………………..5
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов ……………………….12
3. Система источников административного права.…………………….31
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АП 6 семестр.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

2. Федеративные  договоры, т.е. договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и её субъектами. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами.4

3. Административные  договоры. Нормы административного  права имеются в договорах  федеральных органов исполнительной  власти с 

органами  исполнительной власти субъектов Федерации, только между

федеральными  органами, только между органами субъектов 

Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

4. Нормативными  общефедеральными являются соглашения  между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия  все чаще становятся источниками

административного права.

    Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

    В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных

Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15-21.

странах суды стали главными творцами современного

административного права. Такое явление было вызвано  тем, что они первыми столкнулись  с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным  регулированием административной деятельности и начали активно формулировать  процессуальные и даже материальные нормы административного права.

    В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права:

1. Акты судов  общей компетенции (в том числе  и военных) и арбитражных судов,  которые могут признать не  соответствующими закону или  решениям вышестоящих органов  подзаконные акты вплоть до  постановлений Правительства России.

2. Постановления  Конституционного Суда Российской  Федерации и конституционных  (уставных) судов субъектов Федерации.  Конституционный Суд РФ рассматривает  вопросы о соответствии Конституции  России и федеральных законов,  указов Президента, актов Правительства  РФ и ряда других актов, названных  в ст. 125 Конституции Российской  Федерации. Акты, их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

VII. Административные  обыкновения в наше время в  России, во-первых, существуют как  правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями деятельности. В третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

   Единого административного кодекса нет и его невозможно создать.

    Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

    Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

    В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.

 
2. Понятие и виды  нормативно-правовых  актов.

 
    Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

    В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

- нормативные  акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

- совместные  акты (государственных и негосударственных  организаций);

- нормативные  акты, принятые в порядке референдума.

    В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

- общефедеральные;

- акты субъектов  Федерации;

- акты органов  местного самоуправления;

- локальные  акты (регулирующие отношения внутри  какой-либо организации, предприятия,  учреждения).

    В зависимости от срока действия различают:

- акты неопределенно  длительного действия;

- временные  акты.

    В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство примеры комплексных нормативно-правовых актов.5

    По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

- на акты  общего действия, охватывающие всю  совокупность 

5 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., - М.: Юристь, 2000. Стр. 56 

отношений определенного  вида на данной территории;

- на акты  ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- на акты  исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

    Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.6

    Конституционные параметры правовой системы Российской Федерации. Их несколько.

    Во-первых, признание того, что правовая система Российской Федерации включает правовые акты федеральных органов, правовые акты органов субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

    Во-вторых, установление правовых зависимостей: Конституция, конституционные законы (понимаемые как федеральные), законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и иные правовые акты находятся между собой в строгом соотношении. Классификация

6  Манохин А.Д., Адушкин Ю.С., Багшнаев З.А. Российское административное право. Учебник.М.:Юристъ,1996, стр. 98

правовых  актов, порядок их принятия, действия, изменения и отмены регулируется федеральным законом о нормативно-правовых актах.

    В-третьих, нормы Конституции Российской Федерации имеют прямое действие в Российской Федерации. Все правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Акты и действия, противоречащие Конституции Российской федерации, не имеют юридической силы.

    В-четвертых, в правовой системе обеспечивается верховенство закона. Все должностные лица, государственные и общественные организации действуют на основе и по исполнение закона. Рамки закона дают простор выбору вариантов решений. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону.

    В-пятых, провозглашение принципа: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

   В-шестых, в случае возникновения юридических коллизий используются либо согласительные процедуры, либо обжалование, приостановление, отмена, изменение правового акта. Юридические споры разрешаются уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и процедурами.

    В-седьмых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и защищаются наравне с законом.

    В ходе общественных преобразований и реформ в России, а также конституционного процесса и обновления законодательства меняется правовая система и прежде всего ее структура. Теперь можно говорить о трех уровнях правовой системы, когда вместо прежней, унифицированной, складывается правовая система с тремя подсистемами по уровням. Это собственно федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления с присущими ему элементами саморегулирования, В целом же правовая система в Российской Федерации есть структурно-функциональная совокупность правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов. Целостность ее обеспечивается общими правовыми принципами, внутрисистемными правовыми зависимостями и процедурами правотворчества и правоприменения.

    В Конституции Российской Федерации впервые введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав". "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться.

    Правовые акты находятся между собой в разных соотношениях. Именно прочные системообразующие связи разных видов актов позволяют вести речь о правовой системе. Но, увы, пока об этом трудно говорить, ибо противоречивость современного политического и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический хаос. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между актами нарушаются. В целом же резко снижается эффективность правового воздействия на общественные процессы, а неостановимый вал правонарушений, преступности все ниже "опускает" уровень законности в стране.

    И все же надо всемерно использовать системные связи правовых актов, умело их формировать и укреплять. Для этого следует знать и правильно применять прежде всего легальные средства и способы поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами. Среди последних, конечно, тоже приходится соблюдать своеобразную соподчиненность.

Информация о работе Источники административного права