Источники административного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Административное право – одна из наиболее мобильных отраслей права. Законодательство в этой сфере по сравнению с другими отраслями чрезвычайно подвижно как на территории Российской Федерации так и в пределах Республики Беларусь, так и за ее пределами и имеет длительную историю. Ему посвящены многочисленные исследования ученых и практиков, издано множество учебников, учебных пособий, монографий и статей. Практически все они рассматривают проблемы административных преобразований, происходящих в обществе, так как предмет административного права составляют совокупные общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в процессе практической реализации государственного управления (исполнительной власти).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие административного права как самостоятельной отрасли права..5
Отличие административного права от смежных отраслей права……….10
3. Источники административного права РФ…………………………………12
4. Задача………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

кр правовая среда бизнеса .doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие административного права как самостоятельной отрасли права..5
  2. Отличие административного права от смежных отраслей права……….10

3. Источники административного права РФ…………………………………12

4. Задача………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………...17

Список использованных источников…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Административное право – одна из наиболее мобильных отраслей права. Законодательство в этой сфере по сравнению с другими отраслями чрезвычайно подвижно как на территории Российской Федерации так и в пределах Республики Беларусь, так и за ее пределами и имеет длительную историю. Ему посвящены многочисленные исследования ученых и практиков, издано множество учебников, учебных пособий, монографий и статей. Практически все они рассматривают проблемы административных преобразований, происходящих в обществе, так как предмет административного права составляют совокупные общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются в процессе практической реализации государственного управления (исполнительной власти).

Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение.

Вследствие вышеизложенного, акты, содержащие такие правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения. В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Так, на шестых «Лазаревских чтениях» в апреле 2002г. одним из первых направлений было обоснование необходимости дальнейшего совершенствования теоретической основы, т.е. переосмысления и в определенном смысле разработки современной теории административного права, определением существующих в нем понятий, вычленением и обоснованием различных его институтов, подотраслей административного права. Важным также является решение проблем, связанных с его системой и структурой, принципами и функциями, созданием нового административного законодательства, его дальнейшей систематизацией и кодификацией. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля, активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.

Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности административного права как отрасль права, отличие данной отрасли от других отраслей права и взаимодействие с ними, рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей.

При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие административного права как самостоятельной отрасли права

 

 

Административное право является одной из отраслей публичного права, имеющей важное практическое значение для граждан и юридических лиц, повседневно сталкивающихся с деятельностью различных органов государственного управления и местного самоуправления. В объективном смысле административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по организации деятельности в сфере управления; определяющих правовой статус органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих; отношения по управлению в различных областях общественной жизни (социально-экономической, внутри- и внешнеполитической, научной, культурной, образовательной и т.п.); основания наложения и виды административных взысканий [1, с.33].

Административное право – самостоятельная отрасль права, регулирующая  особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти [3, с.13].

В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить такое определение: Это совокупность общественных отношений, возникающих при формировании государственной администрации и осуществлении ею властной деятельности.

Под формированием здесь понимается создание системы органов административной власти, государственных предприятий и учреждений, воинских и других вооруженных формирований, а также должностей в государственных организациях. Сюда же включаются закрепление правовыми нормами компетенции государственных органов и учреждений, правового статуса служащих, порядка взаимоотношений между ними.

Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.)[8].

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие по смыслу используются следующие термины: «государственная исполнительная власть», «государственное управление», «государственная администрация», «административная власть». Ими обозначается явление, которое включает три главных признака:

1)государственный управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов);

2) выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную);

3) используемую им при  этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

Это признаки властной государственной деятельности, которая осуществляется под руководством высшей власти (монарха, президента, парламента и т. д.), они отражают разные ее стороны. Так, термин «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной организационной деятельности государства. Когда говорят о государственной администрации, прежде всего имеют в виду субъекта организационной деятельности. А под административной (исполнительной) властью понимается власть, метод воздействия, используемый администрацией для организации общественных отношений (процессов).

В настоящее время в России наряду с государственной администрацией (исполнительной властью, управлением) существуют: муниципальная администрация (исполнительная власть, управленческая деятельность), регулируемая муниципальным правом, и частная администрация (исполнительная власть, управленческая деятельность), регулируемая гражданским правом.

Предметом  административно-правового регулирования являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности [5, с.56].

Таким образом, административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений – отношения, складывающиеся по поводу реализации функции государственного управления. Подобное решение вопроса о предмете административного права логически предопределяется тем, что «администрация» есть, по существу, управление. Следовательно административное право – это управленческое право, илиправо управления [3, с.14].

Двойственная природа предмета регулирования и отрасли права также в том, что административное право не только устанавливает систему прав и обязанностей субъектов государственной административной деятельности, но и регулирует порядок ее осуществления, ее процедуры. В нем сосуществуют материальное административное и административно - процессуальное право.

Предмет административного права условно можно поделить на две такие части:

1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, подчиненных им учреждений, строевых подразделений, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах, учреждениях, строевых подразделениях.

2. Взаимоотношения административной  власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых  форм, с гражданами.

Пока преобладали нормы первой группы, государства имели систему юридических правил, регулирующих разделение труда по администрированию, закрепляющих власть аппарата и обязанности граждан, иных невластных субъектов. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности, гарантии от административного произвола, административных импровизаций. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией – необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Государственная администрация вступает в отношения с гражданами, разнообразными организациями. Административное право, если быть точным, регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права всех сторон общественных отношений: и властных и невластных субъектов. Главная составляющая предмета административного права, его ядро – система отношений государственной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить так: совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении государственной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, а также иных отношений, связанных с ее формированием и деятельностью.

Таким образом,  административное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Виды общественных отношений  составляют предмет административного права. Их перечень (в зависимости от т субъектов управленческих отношений, в зависимости от характера управленческих отношений, применительно к направлениям административной деятельности, по областям административной деятельности) свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей. Основным условием отнесения общественных отношений к управленческим – является наличие в них соответствующего органа исполнительной власти или его представителя и связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отличие административного права от смежных отраслей права

 

 

Для более глубокого понимания предмета административного права и сущности административно-правового метода регулирования необходимо осветить связь рассматриваемой отрасли права с другими, смежными отраслями права. Это важно и для характеристики социальной роли и особенностей административного права, путей его совершенствования [8].

Наиболее тесная связь наблюдается между административным правом и конституционным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая и административное. Предметом конституционного права являются прежде всего общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением власти, деятельностью органов государственной власти, проведением выборов в представительные органы государственной власти, реализацией конституционного статуса граждан и др. Конституционные положения закрепляют место органов исполнительной власти в системе государственного механизма, важнейшие принципы их формирования и деятельности. Таким образом, предписания норм конституционного права служат исходной основой для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции  и иных источников конституционного права относительно функционирования исполнительных и распорядительных органов.

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса и др.

     Административное  право достаточно тесно связано  с гражданским правом, прежде  всего потому, что эти отрасли  регулируют отношения имущественного  характера. Тем не менее нормы  гражданского права касаются  имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права — имущественных отношений, которые базируются на административном подчинении одной стороны другой.

     Административное  право граничит с финансовым  правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями.

Информация о работе Источники административного права РФ