Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:36, курсовая работа
При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................................3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ...........5
2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ....................................9
2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ..........................................9
2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ .............................12
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...16
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................16
3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......................18
4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ..22
4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ...................................................................................................................22
4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ..............................25
4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА..........29
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ ..................................................................................33
5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.........................................33
5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ........................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...
Судьи Конституционного Суда Италии пользуются иммунитетом от уголовного преследования: оно возможно лишь с санкции Конституционного Суда.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий своих судей Конституционный Суд решает сам в случаях, когда судья перестал отвечать требованиям, необходимым для избрания, или подпал под принцип несовместимости.
Конституционный Суд избирает голосованием в два тура из своего состава председателя сроком на три года. Он может быть переизбран в течение времени, пока остается судьей.
Конституционный Суд в Италии действует только как единая коллегия, не делясь на палаты, сенаты и т.п. Заседания его публичны; в закрытом порядке они проводятся только в том случае, когда гласность может нанести ущерб безопасности государства, общественному порядку или морали, а также в случае нарушения порядка публикой. В закрытом порядке Конституционный Суд рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий своего члена.[10, с. 176]
Судьи обязаны участвовать в заседаниях. Кворум составляет одиннадцать судей. Решения принимаются в совещательной комнате абсолютным большинством голосов судей, участвующих в разбирательстве дела. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Итоговые решения выносятся в форме судебного приговора, который провозглашается именем итальянского народа и содержит, резолютивной части, краткую фактическую и юридическую мотивировку. Решения депонируются в канцелярии Конституционного Суда, открыты для ознакомления и копирования. Они носят общеобязательный характер и не подлежат никакому оспариванию или обжалованию.
Таким образом, органы конституционного контроля Италии и Беларуси обладают различной компетенцией, доступ к Конституционному Суду Италии более открыт, чем в нашей республике. Однако, Конституционный Суд Италии не закреплен в Конституции как часть судебной системы. Он выделен в качестве особого института для выполнения четко возложенных на него функций.
Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Судебный конституционный контроль в Республике Беларусь следует рассматривать как самостоятельную функцию правовой охраны Конституции, основанную на смешении элементов правосудия и контроля.
Конституционный Суд в силу специфических решений задач и объема компетенции можно выделить самостоятельным элементом государственной власти, который, однако, влечет в себе признаки каждой из государственных властей.
Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.
Характер задач Конституционного Суда Республики Беларусь, регламентация организации и функционирования параметров на уровне Конституции позволяет рассматривать данный институт на одном уровне с другими высшими органами государственной власти.
Конституционный Суд не наделён и правом проверки конституционности выборов. В этой связи в науке постоянно дискутируют вопросы о предоставлении таких прав Конституционному Суду Республики Беларусь, расширении его полномочий.
Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия существующим международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле конституционных судов, отличительной особенностью которых является сочетание основательных теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни.
Конституционный Суд образован и действует впервые в истории белорусской государственности. По существу, ещё идёт процесс его становления как органа конституционного правосудия. А это значит, что организация и деятельность Конституционного Суда будут развиваться и совершенствоваться.