Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 12:07, реферат
В последнее время отмечается возрастание частоты общественно опасных действий совершившихся лицами с умственной отсталостью, более чем в два раза (А.Н. Боброва, А.Р. Мохонько, 1982), отмечается также увеличение доли лиц с умственной отсталостью среди повторно совершивших правонарушения. Одновременно возрастает доля лиц с умственной отсталостью среди контингента признанных невменяемыми.
Введение……………………………………………………………………………
Клинические проявления олигофрении………………………………….
Виды умственной отсталости и формы олигофрении…………………….
Судебно-психиатрическая оценка олигофрении…………………………
Список использованной литературы…………
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Судебная психиатрия
Красноярск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Введение
В последнее время отмечается возрастание частоты общественно опасных действий совершившихся лицами с умственной отсталостью, более чем в два раза (А.Н. Боброва, А.Р. Мохонько, 1982), отмечается также увеличение доли лиц с умственной отсталостью среди повторно совершивших правонарушения. Одновременно возрастает доля лиц с умственной отсталостью среди контингента признанных невменяемыми.
Невменяемость психически больных, совершивших повторные общественно опасные действия, достигает 26,3 % (И. Н. Боброва А.Р. Мохонько, Н. К. Шубина, 1979).
Все это свидетельствует о необходимости и важности учета всех критериев экспертной оценки лиц с умственной отсталостью с применением дифференцированных показаний к изменению различных мер медицинского характера с целью компенсации дефекта психики с более или менее успешной социально-трудовой реабилитацией при своевременно начатой терапии и рациональной медико-психической коррекции.
1. Клинические проявления олигофрении
Олигофрения (от греч. Oligos – малый, phren – ум) или умственная отсталость (mental retardation) – патологическое состояние, обусловленное поражение мозга во время родов или первом году жизни, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации.
Для определения степени умственной отсталости используют интеллектуальный коэффициент (JQ, в норме равный 100), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов. По нормам комитете ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости JQ равен 50-70; при средней тяжести -35-50; при резко выраженной -20-35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20. Распространенность умственной отсталости во всем мире, по данным ВОЗ, находиться на пределах 1-3 %. Приблизительно 75 % всех умственно отсталых имеют легкую степень отсталости (JQ равен 50-70), остальные (JQ менее 50) составляют приблизительно 4:1000 населения в возрасте до 10 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно отсталых, что можно объяснить ростом общей продолжительностью жизни, большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами центральной нервной системы успехами медицины.
Основными признаками олигофрении являются: 1) психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы; 2) непрогредиентность интеллектуальной недостаточности; 3) замедленный темп психического, а часто и физического развития индивида.
Клинические проявления олигофрении многообразны, что связано с разнообразием клинических форм и различной степенью психического недоразвития. Несмотря на это, все они обладают общими признаками, позволяющими объединить все формы патологии в единую группу.
Отличительной особенностью олигофрении является наличие тотального психического недоразвития, что проявляется не только в нарушении познавательной, интеллектуально-волевой сфере. Наряду с этим отмечается слабость активного целенаправленного внимания. Память недостаточная, особенно страдает высший ее уровень – логическая и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранена и даже гипертрофирована развита.
Существенное место в структуре психического недоразвития занимают нарушения развития речи. Речь формируется с запозданием, часто фонетически искажена, нарушен ее грамматический строй, фразы бедны, односложны. Волевая сфера характеризуется слабостью побуждений и инициативы, отсутствием или недостаточностью, не целенаправленностью. Отсутствует борьба мотивов, часто наблюдается негативизм.
У олигофренов отмечаются признаки общего физического недоразвития, диспропорциональность туловища и конечностей, искривление позвоночника, церебрально-эндокринная недостаточность, недоразвитие половых органов, нарушение темпов и сроков полового созревания. Так, конечности у них несоразмерной длинны, череп не редко неправильного строения, голова или слишком маленькая (микроцефалия) или очень большая (макроцефалия), чаще всего в результате нарушения внутричерепного давления или водянки мозга.
От умственной отсталости следует отличать задержки психического развития (патологическое состояние, проявляющееся недостаточностью интеллекта и психики в целом) и искажение психического развития (проявляющиеся частичным развитием психических функций – например, инфантилизмом, акселерацией и т. п.), которые объединяют как патологию психического развития с изменением последовательности, темпа, ритма созревания психических функций (психический дезонтогенез). Термин «олигофрен» впервые введен Э. Крепелиным. По этиологическим факторам принято выделять три группы умственной отсталости.
2. Виды умственной отсталости и формы олигофрении
Первая группа – умственная отсталость эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленная (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрении , истинная микроцефалия и др.)
Вторая группа – умственная отсталость, возникающая в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матрери, токсоплазмоз), уродства развития головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза, и т. п.
Третья группа – умственная отсталость, вызванная асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями. В последнее время все больше внимание уделяется умственной отсталости, обусловленной наследственным дефектом обмена веществ, например фенилкетонурией.
Умственная отсталость – широко распространенная форма, патологии во всем мире (до 1-3 % населения).
В настоящее время проблема умственной отсталости изучается интенсивно во многих направлениях. Исследуется ее генетические аспекты, в результате полученных данных появляется возможность уточнения этиологии и патогенеза и воздействия на генетический аппарат для предотвращения возникновения умственной отсталости.
В настоящее время выделяют несколько основных форм олигофрении:
Умственная отсталость (олигофрения) эндогенной природы. Среди этих олигофрении, развивающихся в результате хромосомно-генетических нарушений, одной из самых распространенных форм является синдром Дауна.
При этом синдроме происходит изменение числа хромосом (нормальное число хромосом у человека 46), выражающееся в наличии лишней 47-й хромосомы.
Интеллектуальная недостаточность при болезни Дауна