6) члены Правительства
вправе присутствовать и выступать
на заседаниях палат Федерального
Собрания, их комитетов и комиссий.
Члены Правительства обязаны
по приглашению палат Федерального Собрания
присутствовать на их заседаниях и отвечать
на вопросы членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы в порядке,
определенном Регламентами палат. Депутаты
Государственной Думы и члены Совета Федерации
вправе обращаться к Правительству с депутатским
запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).
Взаимодействие Федерального
Собрания и Правительства РФ обеспечивается
с помощью полномочного
представительства Правительства
РФ в Федеральном Собрании . *
Представительство является постоянно
действующим органом, образованным
с целью совершенствования законопроектной
деятельности Правительства, обеспечения
его взаимодействия с палатами Федерального
Собрания, субъектами права законодательной
инициативы, а также координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти в сфере законопроектных
работ.
Взаимоотношения
Правительства РФ и органов судебной власти. Правительство РФ в пределах
своих полномочий производит финансирование
судов из федерального бюджета, обеспечивает
возможность полного и независимого осуществления
правосудия и исполнение судебных решений
(ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь,
органы судебной власти осуществляют
судебный контроль за деятельностью органов
исполнительной власти.
Взаимоотношения
Правительства РФ и органов исполнительной
власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции
РФ в пределах ведения Российской Федерации
и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской
Федерации:
1) Правительство по вопросам,
отнесенным к ведению Российской
Федерации и полномочиям Российской
Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации
и субъектов Федерации, осуществляет
контроль за деятельностью органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
2) Правительство РФ в
пределах своих полномочий разрешает
споры и устраняет разногласия
между федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Для разрешения
споров и устранения разногласий
создаются согласительные комиссии
из представителей заинтересованных
сторон;
3) Правительство РФ вносит
предложения Президенту РФ о
приостановлении действия актов
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
в случае их противоречия Конституции
РФ, федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации
или нарушения прав и свобод
человека и гражданина;
4) Правительство РФ направляет
в законодательные (представительные)
и исполнительные органы государственной
власти субъектов Федерации проекты
своих решений по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации. Предложения законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
по таким проектам подлежат
обязательному рассмотрению в
Правительстве Российской Федерации;
5) Правительство РФ в
срок не более одного месяца
рассматривает внесенные в установленном
порядке в Правительство РФ
предложения законодательных (представительных)
или исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации по предметам ведения
Российской Федерации и по
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и сообщает
указанным органам о результатах
рассмотрения внесенных предложений.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Органы судебной власти
от имени государства применяют
меры уголовного принуждения к лицам,
виновным в совершении преступлений,
разрешают правовые споры (тяжбы) между
конкретными лицами, а также рассматривают
дела об оспаривании правовых предписаний
на предмет соответствия правилам более
высокой силы (законов — Конституции,
подзаконных нормативных актов — законам,
так называемый нормоконтроль), в отдельных
случаях дают толкование правовым нормам
(в основном нормам конституции страны)
вне связи с конкретным спором. Суды также
выполняют отдельные удостоверительные
функции (признание фактов, в отдельных
государствах — укрепление прав), когда
для удостоверения требуется доказывание,
по сложности выходящее за компетентность
нотариусов.
Принцип разделения власти
на три ветви наиболее последовательно
реализован в англосаксонских странах.
Но этот принцип сам по себе не гарантирует
равновесия и равносилия властных ветвей
внутри политической системы. Во многих
странах мира исполнительная власть в
большей или меньшей степени доминирует
над двумя другими ветвями власти. Обычно,
судебная власть является наиболее слабой
из трёх ветвей, так как она, в отличие
от исполнительной и законодательной
властей, не имеет ни своего аппарата принуждения
(армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей
для проведения своих решений в жизнь.
Равновесие законодательной, исполнительной
и судебной власти проявляется в их реальной,
а не только формально провозглашённой,
способности сдерживать и контролировать
друг друга. Пример этого — так называемая
система «сдержек и противовесов», которая
наиболее полно воплощена в политической
системе США. Джордж Вашингтон говорил,
что «подлинное отправление правосудия
является самой прочной основой хорошего
правительства».
Конституционные признаки
Согласно Конституции
РФ, судебная власть в Российской Федерации
(далее РФ):
- осуществляется только судами;
- имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
- реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
- характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
- закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
- соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
- признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
- закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
- финансирования судей из федерального бюджета.
Органы судебной
власти
По действующей
Конституции РФ судебная власть осуществляется
федеральными судами и судами субъектов
РФ.
Функции судебной власти
- Правосудие.
- Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
- Толкование правовых норм.
- Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
- Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.
Высшие федеральные
суды:
- Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
- Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).
Роль и место
судебной власти в современной России
Постсоветская Россия
являет собой пример государства, в
котором до сих пор существует
классическое разделение властей, но де-факто
судебная власть в силу различных
причин находится в зависимости
от власти исполнительной. Такая зависимость
влечёт за собой ряд негативных последствий
как для экономики, так и для
общества в целом, в связи с чем в стране
время от времени возникают дискуссии
о необходимости продолжения судебной
реформы[1].
1. Конституционный Суд Российской
Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации
по запросам Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы,
одной пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, органов законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации:
а) |
федеральных законов, нормативных
актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации; |
б) |
конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации,
изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов государственной
власти Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации; |
в) |
договоров между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации; |
г) |
не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации. |
3. Конституционный Суд Российской
Федерации разрешает споры о
компетенции:
а) |
между федеральными органами
государственной власти; |
б) |
между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации; |
в) |
между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации. |
4. Конституционный Суд Российской
Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего
применению в конкретном деле,
в порядке, установленном федеральным
законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации
по запросам Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации,
органов законодательной власти субъектов
Российской Федерации дает толкование
Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; не соответствующие
Конституции Российской Федерации
международные договоры Российской
Федерации не подлежат введению
в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации
по запросу Совета Федерации дает заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. |
статья 125 Конституции Российской
Федерации
Верховный Суд Российской
Федерации является высшим судебным органом
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,
осуществляет в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный
надзор за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
статья 126 Конституции Российской
Федерации
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации является высшим судебным органом
по разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики.
статья 127 Конституции России
Заключение
Проведенный анализ правового
состояния принципа разделения государственной
власти в конституционном регулировании
Российской Федерации позволяет сделать
следующие обобщающие выводы.
Конституция Российской Федерации
1993 года и последующее законодательство
восприняли принцип разделения государственной
власти в качестве важнейших предпосылки
и условия формирования в России демократического федеративного правового
государства с республиканской формой
правления. В общем осознано, что только
практическая реализация этого принципа
способна обезопасить общество от авторитаризма,
деспотизма, вождизма и иных проявлений
персонификации неограниченной и неконтролируемой
власти. Данный принцип есть в какой-то
мере фактор и гарант будущего развития
страны.
Осуществлены весьма зримые
шаги по созданию организационного и
правового механизма практической
реализации принципа разделения государственной
власти. Сформированы самостоятельные
подсистемы органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, обозначены формы и
процедуры их взаимодействия, а также
использования сдержек и противовесов.
Накоплен определенный опыт их реального
функционирования.
Вместе с тем, после
принятия Конституции Российской Федерации
прошло шесть лет, что позволяет не только
констатировать организационное и нормативное
существование принципа разделения государственной
власти, но I подводить политические и
социально-экономические итоги практики
использования данного принципа, его реального
влияния на процессы власте- отношений.
Объективная оценка существующего положения
дел в современной России свидетельствует
о слабой эффективности управляющего
действия сложившейся в последние годы
системы государственной власти, о ее
неспособности начать выводить страну
из системного кризиса.