Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:20, курсовая работа
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Конституционный строй Российской Федерации………….……………6
1.1Понятие конституционного строя………………………………………... 6
2.Политические основы конституционного строя Российской Федерации..
2.1. Принципы демократического государства и республиканской формы правления……………………………………………………………………..8
2.2.Принципы государственного суверенитета и разделения властей…..16
3. Духовные и экономические основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………….………………...20
3.1. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации………………………………………………………..20
3.2.Принципы светского и многонационального (вненационального) государства…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.
Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.
Различают два основных вида республики
— президентскую и
Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.
Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).
С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полу президентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как « полупрезидентскую » республику.
Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.
Федеративное государство
Субъекты федерации - территориальные единицы, подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации, обладающие определенной частью суверенитета, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами членов федерации, представляющими интересы данных регионов и соответствующего им населения.
Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами. Это республики, края, области. города федерального значения, автономная область, автономные округа. Принципы распределения власти по территории, т. е. принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: " государственная целостность, единство системы государственной власти, "открытость"(т. е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации"4.
Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности как территории Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
И наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.
Правовое государство - государство, самоограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона (в правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон; Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности );
- взаимная ответственность
- разделение властей (это
- гарантия прав и
свобод личности ( реальная гарантия
прав и свобод личности
Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании возможных для реализации потребностей общества (народа), прав и свобод человека, легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый нелегитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым ( например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки “правового” и “не правового” в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны и должна выступать тем исходным правовым законом, который содержит в себе свод принципов национального права.
Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны ( ст. 4, 15 ), как и верховенство права ( ст. 1 ) должны служить одной общей цели - подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов, деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным, ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры ).
Указанные в части первой ст. 1 Конституции характеристики РФ как государства, только взятые в совокупности, выражают его политико-юридическую периоду. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.
2.2.Принципы государственного суверенитета и разделения властей.
К основам конституционного
строя относятся принципы внутренней
организации самого государственно-правового
механизма. К ним в первую очередь
следует отнести
Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию России. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.
Важнейший принцип внутреннего
построения демократической
Смысл разделения властей
состоит в относительной
1) создать гарантии
от ее произвола и
2) обеспечить высокий
профессионализм и
3) наиболее широко
представить во власти
В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, система властей в государствах, конституции которых провозглашают такое разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.
В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.