Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:43, курсовая работа
Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Порядок формирования и организации Конституционного Суда
Российской Федерации …………………………………………………………………..5
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации …………...11
Глава 3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации…………………17
Заключение……………………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………………...28
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Типовые филиалы |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право (курс 1) |
Тема |
Конституционный суд Российской Федерации |
Фамилия студента |
Чайко |
Имя студента |
Иван |
Отчество студента |
Викторович |
№ контракта |
0600012403704015 |
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Порядок формирования и организации Конституционного Суда
Российской Федерации …………………………………………………………………..5
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации …………...11
Глава 3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации…………………17
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционное судопроизводство – это установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.
Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава.
Конституционный Суд Российской Федерации обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что адекватное функционирование Конституционного Суда Российской Федерации является важнейшей задачей современного российского судопроизводства. Для понимание проблем и особенностей работы Конституционного Суда Российской Федерации необходимо знать законодательную базу его функционирования.
Предмет исследования в курсовой работе – законодательная база регулирующая деятельность Конституционного Суда в Российской Федерации.
Объект – Конституционный Суд Российской Федерации как основной орган правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Цель курсовой работы изучить Конституционный Суд Российской Федерации как основной орган правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Задачи курсовой работы следующие:
1. изучить порядок формирования и организации Конституционного Суда Российской Федерации;
2. рассмотреть компетенции
3. выделить особенности принятия Решений Конституционного Суда Российской Федерации и их правовую базу.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения. Список литературы включает в себя учебную литературу, действующие нормативно-правовые акты и материалы периодических и Интернет изданий.
До 1918 г. вопрос о конституционном контроле даже не поднимался, поскольку как таковой Конституции не было. Интерес к проблеме конституционного контроля возник после образования СССР, когда потребовалось привести к единому знаменателю законодательство союзных республик, входивших в СССР. Органом, на который Конституцией СССР 1924 г. была возложена функция контроля за соблюдением норм Конституции, стал Верховный Суд СССР. В этих целях указанный суд тщательно изучал все правовые акты союзного уровня, копии которых ему в обязательном порядке посылались. За первые пять лет его сотрудниками было изучено 24 тыс. актов. Но с начала 30-х гг. прошлого столетия активность Верховного Суда в связи с изменением политической обстановки, а также вследствие субъективных причин в области конституционного контроля значительно упала, а затем и полностью исчезла.
Только начиная с конца 60-х гг. прошлого века в советском правоведении начала обсуждаться идея независимого органа конституционного контроля, но воплотилась она в реальность лишь в период "горбачевской перестройки".
К середине 1989 г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению контроля за соблюдением Конституции СССР. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР – квазисудебный орган, неразрывно связанный с парламентом. В декабре 1989 г. был принят общесоюзный Закон "О конституционном надзоре в СССР", на основании которого был избран первый состав Комитета конституционного надзора в составе председателя и 25 членов, в том числе по одному от каждой союзной республики, сроком на 10 лет. Комитет функционировал менее двух лет. Его решения в области конституционной защиты прав человека были впоследствии высоко оценены юристами и общественностью. Комитет конституционного надзора:
1. прекратил практику издания
секретных нормативных
2. постановил, что прописка ограничивает право на свободу передвижений граждан;
3. признал, что принудительное лечение лиц от алкоголизма и наркомании нарушает фундаментальные нормы, и др.
Однако многие решения Комитета так и остались невыполненными до конца 1991 г., когда он прекратил свое существование.
Образование Комитета конституционного надзора стимулировало создание своего органа по защите Конституции в России. 15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного Суда Российской Федерации, затем был принят подробный (89 статей) закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г. За два года (с ноября 1991 г. по октябрь 1993 г.) суд принял ряд решений, имевших большое общественное значение. Среди них:
- решения о конституционности
Указа Президента Российской
Федерации о прекращении
- о защите прав работников прокуратуры, вкладчиков Сбербанка, нанимателей жилых помещений и др.
В то же время несудебная деятельность некоторых судей Конституционного Суда Российской Федерации получила неоднозначную оценку в обществе.
В первый период своей деятельности в 1992–1993 гг. Конституционным Судом Российской Федерации было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов, а 8 – по индивидуальным жалобам граждан.
После принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, а затем и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" количественный состав и полномочия Конституционного Суда РФ претерпели значительные изменения. Вместо имевшихся 13 в его состав вошли уже 19 судей, т.е. необходимо было доизбрать еще шесть новых членов Конституционного Суда Российской Федерации. Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Совет Федерации отклонил многих представленных ему Президентом Российской Федерации кандидатов. Завершилось избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации только в феврале 1995 г. С этого момента реформированный Конституционный Суд Российской Федерации полупил возможность возобновить свои заседания и приступить к осуществлению своей непосредственной функции конституционного контроля.
Основными целями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются:
- конкретизация статуса
- развитие гарантий, препятствующих
превращению данного судебного
органа в элемент
- повышение роли
- совершенствование структуры
и организации деятельности
- расширение коллегиальных
Усовершенствованная структура Конституционного Суда Российской Федерации позволила ему уже в первый год его деятельности с февраля 1995 г. рассмотреть 23 дела.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" была предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации. Они учреждаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования данной конституции (устава). Система этих судов не подчиняется Конституционному Суду Российской Федерации и финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в настоящее время определяются Конституцией Российской Федерации – ст. 125 и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Статус Конституционного Суда Российской Федерации определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации". Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации, учрежденного в 1990 г.
В состав Конституционного Суда Российской Федерации входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту Российской Федерации могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами (Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, самим Конституционным Судом Российской Федерации), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции Российской Федерации), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда Российской Федерации большинство судей – известные ученые-юристы).
Для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации кандидат должен отвечать следующим требованиям:
- гражданство Российской Федерац
- возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического
- образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет;
- безупречная репутация;
- признанная высокая
Судья Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда Российской Федерации установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда Российской Федерации. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда Российской Федерации можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи.
В палатах Конституционного Суда Российской Федерации постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации