Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:36, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
5. Проанализировать конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.
1 Конституция и государство…………………………………………………….3
1.1. Понятие конституции………………………………………………………...6
1.2. Основные черты Конституции РФ…………………………………………..9
1.3. Юридические свойства Конституции РФ…………………………………10
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ……………….17
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г…………...17
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений………………………………………………………19
3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ………………………………………………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Баглай М.В. Указ соч.С.119
1.3. Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.
К юридическим свойствам Конституции относятся:
- учредительный характер,
- легитимность,
- верховенство,
- стабильность,
- прямое действие,
- база текущего
- реальность,
- программность.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма//"Журнал российского права", 2002, N 7. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Верховенство Конституции
РФ приобретает дополнительное значение
в условиях федеративного государственного
устройства России, когда субъекты
Федерации имеют свою конституцию
и свое законодательство. Республиканские
конституции и принимаемые
Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции -- это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она -- основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.
К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.
"Выступая в качестве
юридической базы для развития
всех отраслей российского
Наряду с этим конституции
часто предусматривают
- прямо указывает виды
федеральных конституционных
- использует указание
на то, что определенные общественные
отношения регулируются "федеральным
законом", не называя конкретный
по наименованию или
- говорит о необходимости
дополнительного регулирования
общественных отношений либо
закрепления гарантий для их
участников в акте текущего
законодательства, оставляя на последующее
разрешение вопроса о виде
акта и принимающем его органе.
Например, в ст. 43 говорится, что
Российская Федерация "
- Конституция РФ зачастую
содержит такие формулировки
статей, что из текста очевидна
обязательность последующего
Также Конституция во многих
случаях говорит о том, что
права и интересы граждан гарантируются
либо охраняются законом, а соответствующие
действия органов и должностных
лиц регулируются законом; при этом
подразумевается не акт в форме
закона, а вся гамма правовых норм,
необходимых для
"Таким образом, проблема
соотношения конституции и
Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Лассаль Ф. Указ. соч. С. 48. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный суд играет
важную роль в охране Конституции. Он
рассматривает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации
законов и иных нормативных актов
как федеральных органов
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г.
Анализируя порядок изменения
Конституции Российской Федерации,
следует подчеркнуть крайнюю
сложность конституционного пересмотра.
"Создатели действующей
Информация о работе Конституция Российской Федерации 1993 г. как историко-правовой источник