Контрольная работа
по дисциплине
«Основы права»
Выполнила: учащаяся группы
010-202 УА
Губанова Ксения
4 вариант. Административное
право. Понятие административного
права, источники изучения. Административное право – это
отрасль права, регулирующая общественные
отношения в сфере государственного управления.
Нормы административного права определяют
порядок организации и деятельности управленческого
аппарата, права и обязанности должностных
лиц и граждан, порядок рассмотрения административных
споров, наложения административных взысканий
и др. Административное право занимает
особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым
и важным инструментом
управления социальными процессами в
обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность
государственной
исполнительной власти всех рангов, общественных
отношений управленческого
характера, которые складываются в этой
сфере, внутренняя организационная
деятельность других государственных
органов, связанных с функцией
управления, а также внешне организационные
отношения негосударственных
организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий
круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией
ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной
власти. Наиболее тесную связь
административное право имеет с государственным
правом, которое составляет основу всех
отраслей права, включая административное,
и занимает ведущее место. Административное
право тесно связано также и с гражданским
правом. Источники административного
права. Юридические нормы нуждаются
во внешних формах своего выражения. Они
должны быть оформлены так, чтобы с ними
могли познакомиться люди, которым они
адресованы. Нормы права включаются как
пункты, параграфы в акты государственных
органов. Такие акты, если они содержат
правовые нормы, являются источниками
права, внешними причинами его выражения.
Источниками административного права
являются акты государственных органов,
в которых содержатся административно
- правовые нормы.
Важнейшей особенностью отрасли являются
разнообразие и множество источников
юридических норм. Это детерминировано
предметом отрасли: разнообразием и большим
числом управленческих отношений, необходимостью
своевременного юридического опосредования
социальных процессов, объективной потребностью
исполнительной власти.
Для правовой регламентации управления
нужно большое число законов и еще большее
число конкретизирующих их подзаконов,
нормативных актов.
Существует значительное число чисто
административно - правовых
источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых,
в которых одновременно
могут быть нормы разных отраслей права
(например, административного и уголовного).
В зависимости от того, кем приняты акты,
содержащие нормы, а значит, и по их юридической
силе все источники административного
права нужно разделить на несколько типов:
1) Законы (Конституция РК, Основы законодательства,
Законы, кодексы);
2) Решения областных, районных, городских
и т.д.;
II. Акты государственной администрации;
1) Указы, распоряжения Президента;
2) Постановления, распоряжения Совета
министров;
3) Приказы, постановления министров, государственных
комитетов и других ведомств.
4) Постановления, распоряжения акимов;
5) Приказы, постановления иных органов
управления;
6) Приказы руководителей государственных
предприятий, учреждений. Исполнительная власть. Правительство РК является
высшим исполнительно-распорядительным
органом, возглавляет систему исполнительных
органов, осуществляет руководство их
деятельностью. Если Президент в общем
генеральном плане определяет внутреннюю
и внешнюю политику, то Правительство
осуществляет непосредственное руководство,
управление в различных сферах государственной
жизни в масштабах всей республики. Оно
организует управление государственной
собственностью, решает все вопросы государственного
управления, за исключением отнесенных
Конституцией к компетенции Парламента
и Президента РК (раздел IV Конституции
РК, Указ Президента РК, имеющий силу конституционного
закона “О правительстве РК” 1995 г.). К центральным органам государственного
управления или органам исполнительной
власти в Казахстане относятся министерства,
агенства и ведомства (комитет, главное
управление, агентство, инспекция при
Правительстве РК или департаменте и т.п.).
Названные органы присущи любой стране
мира и являются субъектам административного
права.
Комитеты - осуществляют межотраслевое
государственное управление и их отличие
от министерств в том, что первые имеют
межотраслевой характер деятельности,
охватывающий различные отрасли управления.
Хотя четкое разделение в данном случае
провести трудно.
Министерства - призваны руководить порученными
им отраслями управления на территории
Республики. Они несут ответственность
за состояние и дальнейшее развитие порученных
им отраслей управления, научно-технического
процесса, наиболее полное удовлетворение
потребностей страны во всех видах продукции
этих отраслей.
Министерства и агенства образуются и
упраздняются, а также реорганизуются
Президентом РК. Они действуют на основании
положений, утверждаемых Правительством
РК, где определяются задачи, функции,
компетенция и сфера деятельности, структура,
управление и другие необходимые вопросы.
Ведомства - разновидность центральных
органов государственного управления,
осуществляющих управление в более узкой
сфере, чем министерства или государственные
комитеты, создаваемые для выполнения
каких-либо специальных исполнительных,
контрольных, разрешительных, надзорных
или иных функций. Ведомства образуются,
упраздняются и реорганизуются Президентом,
а руководители назначаются и освобождаются
от должности Премьер-министром РК. Они
также действуют на основании положений,
утверждаемых Правительством РК. Местными исполнительными органами
(раздел VIII Конституция
РК) являются институты акимов соответствующих
административно-территориальных единиц.
Они являются представителями Президента
и Правительства РК. Акимов областей, городов
республиканского значения и столиц назначает
на должность Президент РК по представлению
Премьер-министра, а акимы иных административно-территориальных
единиц назначаются вышестоящими по отношению
к ним акимами. К сведению местных исполнительных
органов относятся:
1. разработка планов, экономических и
социальных программ развития территории,
местного бюджета и обеспечения их исполнения;
2. управление коммунальной собственности;
3. формирование аппарата управления исполнительной
власти, порученной данному акиму территории
и организации их работ;
4. они могут издавать приказы и другие
нормативные акты в пределах своей компетенции
и следить за их выполнением. Административное
принуждение. Это метод государственного
управления, основанный на нормах административного
права, совокупность средств психического,
физического и иного воздействия, применяемых
уполномоченными субъектами в установленном
процессуальном порядке в целях обеспечения
общественного порядка и общественной
безопасности.
Особенности административного принуждения:
1. основывается на нормах административного
права;
2. применяется как физическими, так и юридическими
лицам;
3. применяется в сфере общественных отношений,
урегулированных как нормами административного
права, так и нормами других отраслей права;
4. закрепляется как в законных, так и в
подзаконных нормативных правовых актах;
5. применяется широким кругом уполномоченных
субъектов;
6. система мер административного принуждения
отличается разносторонним характером
(широкого спектра действия);
8. применяется чаще всего в административном
(внесудебном) порядке;
9. порядок применения регламентируется
административно-процессуальными нормами,
создающими упрощенную процедуру;
10. применяется как к лицам, совершившим
правонарушения, так и к лицам, не совершившим
правонарушения (меры административного
предупреждения);
11. законность применения обеспечивается
системой гарантий;
12. применяется в целях обеспечения правового
порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
1. предупреждение правонарушений и наступления
иных вредных последствий, не связанных
с правонарушением;
2. пресечение правонарушений;
3. восстановление нарушенного состояния;
4. процессуальное обеспечение;
5. наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения
выделяют меры психического воздействия,
меры физического воздействия, меры материального
(имущественного) воздействия, меры организационного
воздействия.
По субъекту применения существуют меры,
применяемые индивидуальными субъектами
и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения
могут основываться на законах и подзаконных
актах.
Применяются меры либо в административном
(внесудебном), либо в судебном порядке. Меры принуждения могут быть
основаны на правонарушениях, на иных
фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные
и внеш-невластные меры. По способу обеспечения
общественного порядка и целевому предназначению
существуют меры административного предупреждения,
административного пресечения, административно-процессуального
обеспечения, административные правовосстановительные
меры (меры защиты), меры административного
наказания. Местные представительные
органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих
административно-территориальных единиц
и с учетом общегосударственных интересов
определяют меры, необходимые для её реализации,
контролируют их осуществление.
Полномочия Маслихата прекращаются досрочно
Сенатом по основаниям и в порядке, установленным
законом, а также в случае принятия решения
о самороспуске.
Маслихаты избираются населением на основе
всеобщего, равного, прямого избирательного
права при тайном голосовании сроком на
4 года в областях, городах республиканского
и областного значения, столице и районах.
На уровне городских районов, городов
районного значения, поселков, сельских
(аульных) округов, сел и аулов они не создаются.
К кандидату в депутаты
Маслихата предъявляются следующие требования:
1. наличие гражданства Республики Казахстан;
2. достижение 20-го возраста;
3. обладание активным избирательным правом;
4. обязательность проживания на соответствующей
территории.
Гражданин может быть депутатом только
одного представительного органа.
Депутат Маслихата связан императивным
мандатом и может быть отозван избирателями,
он не является представителем всего народа,
в отличие от депутата Парламента, а выражает
волю населения своего избирательного
округа.
Полномочия депутата
маслихата начинаются с момента его регистрации
в качестве депутата маслихата соответствующей
территориальной избирательной комиссией.
Его полномочия могут быть досрочно
прекращены в случаях:
1) избрания или назначения депутата на
должность, занятие которой несовместимо
с выполнением депутатских обязанностей;
2) отзыва его избирателями;
3) признание депутата судом недееспособным
и тд. Компетенция местных
органов власти. В соответствии с Законом Республики
Казахстан «О местном государственном
управлении и самоуправлении в Республике
Казахстан» от 23 января 2001 года № 148, (статья
6) к компетенции маслихата относится:
1) утверждение планов, экономических и
социальных программ развития соответствующей
территории, местного бюджета и отчетов
об их исполнении, в том числе утверждение
бюджетных программ, реализуемых акимами
района в городе, города районного значения,
поселка, аула (села), аульного (сельского)
округа (отдельно по каждому району в городе,
городу районного значения, поселку, аулу
(селу), аульному (сельскому) округу);
2) утверждение программ по охране окружающей
среды и природопользованию на соответствующих
территориях и расходов по охране, оздоровлению
окружающей среды, а также решение иных
вопросов в соответствии с законодательством
Республики Казахстан в области охраны
окружающей среды;
3) решение отнесенных к их ведению вопросов
местного административно-территориального
устройства;
4) контроль за исполнением местного бюджета,
программ развития территорий;
5) утверждение программ содействия занятости
населения и снижения бедности;
6) осуществление в соответствии с законодательством
Республики Казахстан иных полномочий
по обеспечению прав и законных интересов
граждан. Деятельность депутатов. Депутат вправе:
1) избирать и быть избранным председателем
сессии маслихата, секретарем маслихата,
председателем ревизионной комиссии,
председателем или членом постоянной
комиссии, в иные органы маслихата;
2) предлагать вопросы для рассмотрения
на сессии маслихата и его постоянных
комиссий и иных органов, участвовать
в их рассмотрении и принятии решений;
3) проводить встречи и собрания с избирателями
своего округа, а также с органами местного
самоуправления и организациями;
4) вносить предложения о заслушивании
на сессии отчетов должностных лиц местного
исполнительного органа и организаций,
расположенных на территории соответствующего
маслихата, по вопросам, отнесенным к компетенции
маслихата;
5) принимать участие в работе заседаний
соответствующего акимата;
6) знакомиться со стенограммами и протоколами
заседаний маслихата и его органов;
7) создавать депутатские объединения
в виде фракций и депутатских групп;
8) осуществлять иные действия, предусмотренные
законодательством Республики Казахстан
и регламентом маслихата. Депутат обязан:
1) участвовать в работе маслихата и его
органа, в состав которого он избран;
2) поддерживать постоянную связь с избирателями
своего округа, не реже одного раза в год
информировать их о работе маслихата,
деятельности его постоянных комиссий
и иных органов, исполнении решений маслихата,
а также о ходе своей депутатской деятельности,
участвовать в организации и контроле
за исполнением решений маслихата;
3) рассматривать поступившие к нему обращения
избирателей, регулярно вести личный прием
граждан;
4) проживать в соответствующей административно-территориальной
единице. Государственная
служба. Несение государственной службы
является выражением особого доверия
со стороны общества и государства и предъявляет
высокие требования к морально-этическому
облику государственных служащих.
Общество рассчитывает, что государственный
служащий будет вкладывать все свои силы,
знания и опыт в осуществляемую им профессиональную
деятельность, беспристрастно и честно
служить своей Родине – Республике Казахстан. Должностные лица
и служащие. Должностное лицо — лицо, осуществляющее
по назначению или по результатам выборов
функции представителя власти или временно
или постоянно занимающее в государственных
учреждениях (госучреждениях), предприятиях,
организациях, партиях, общественных учреждениях,
организациях должности, связанные с выполнением
организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных обязанностей,
либо выполняющее их по специальному полномочию.
Служащие — категория наёмных работников,
занятых преимущественно нефизическим
трудом и получающих заработок (или доход)
в форме жалованья (т. е. фиксированного
заработка). Понятие служащих, применяемое
для обозначения широкого круга профессий
и занятий, сильно различающихся по социальному
положению, не имеет точного и общепринятого
определения. Служащие подразделяются
на ряд крупных профессиональных групп:
инженерно-технические работники (ИТР),
торговые работники (продавцы и прочие),
конторские работники, административно-управленческие
работники хозяйственных предприятий,
государственных учреждений и общественных
организаций (руководящие служащие), занятые
по найму представители интеллигенции
(учителя, медицинские работники и др.). Права и обязанности подробно
описаны в Указе Президента Республики
Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе
чести государственных служащих Республики
Казахстан» (САПП Республики Казахстан,
2005 г., № 19, ст. 225; 2007 г., № 43, ст. 499).