Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение....................................................................................................... …..3-5
1.Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права…………..............................................................5-13
2.Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля........................................................................................................... 13-24
Заключение...................................................................................................... 25-26
Список литературы:...................................................................................... ..27-28

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.  
     Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему. 
Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах. 
     Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. 
     Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.    

Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений. 
     Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.     

Общая часть включает в себя институты:

  - устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций; 
    - регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);  

- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; 
     - регламентирующие принуждение по административному праву. 
     Особенная часть включает институты, регулирующие: 
- обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

-организационно-хозяйственную деятельность;

-социально-культурную деятельность;

- деятельность государственной  администрации по организации  и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей. 
     Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.  
     Необходимо различать систему административного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

 

Контроль как  способ обеспечения законности. Виды контроля.

 

         С целью определения роли и места государственного контроля, необходимо выяснить, что вкладывается в понятие «контроль». 
        Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. В системах управления контроль является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля зависит возможность изменить ход деятельности в случае его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

Кармолицкий А.А. в монографии “Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций”  приводя деление способов различных авторов выделяет общее для всех явление – государственный контроль. Далее он приводит классификацию государственного контроля на виды в зависимости от субъектов его осуществляющих, а также от объёма и характера полномочий этих субъектов выделяя:

  1. контроль осуществляемый органами государственной власти;
  2. Контроль осуществляемый органами  управления общей компетенции;
  3. Контроль осуществляемый органами межотраслевой компетенции;
  4. Контроль осуществляемый органами отраслевой компетенции;
  5. Контроль осуществляемый финансовыми и представительными органами;
  6. Народный контроль;
  7. Административный надзор. 8

На современном  этапе целесообразно, в первую очередь, подразделять способы обеспечения законности  на контроль и надзор.  Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает:

а). Контроль внутриведомственный

б). Контроль внешний (вневедомственный)

в). Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)9

Общественный  контроль заключается в:

а). Контроле граждан непосредственно и через свои объединения

б).Деятельности средств массовой информации

в). Выборах во все органы власти

Государственный контроль, исходя из принципа разделения властей, осуществляется органами законодательной  и исполнительной властей с учетом разграничения полномочий между  Российской Федерацией и ее субъектами. 
        В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:   

-президентский контроль (непосредственный  контроль Президента Российской  Федерации; президентский контроль  через соответствующие президентские структуры);   

-контроль законодательной власти (в единую систему органов государственной  власти РФ входят Федеральное  Собрание, состоящее из двух палат:  верхней - Совета Федерации и  нижней - Государственной Думы. 
Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента с введением военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президента вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся; дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности);  

- контроль исполнительной власти (контроль путем подзаконодательного регулирования, осуществления административного управления, практического  исполнения Конституции и законов РФ);  

-судебный контроль (проверка судебной  властью соблюдения требований  норм права всеми правоприменителями  в силу абсолютного права на  судебную защиту);   

-прокурорский надзор (специфическая  деятельность государственных федеральных  органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории); 
        -контроль Уполномоченного по правам человека.

Государственным органам, судам, общественным организациям принадлежит  важная роль в обеспечении законности в государственном управлении, которая осуществляется путем восстановления нарушенного права и наказания виновного.

Обобщённо контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.10  В системах  управления контроль  является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля  зависит возможность изменить ход  деятельности  в случае  его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

Сущность и назначение контроля состоит в:

  • наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их текущем состоянии.
  • анализе  полученной информации, выявлении тенденций, закономерностей, их обуславливающих причин, разработке  прогнозов.
  • принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, ущерба, вредных последствий (в том числе и морально-идеологического характера), нецелесообразных действий и неоправданных расходов, пресечении продолжающейся противоправной деятельности.
  • анализе и учёте совершившихся  нарушений, определении причин и условий способствовавших их совершению
  • выявлении виновных должностных лиц и привлечении их к персональной ответственности либо самими контролирующими органами либо иными компетентными лицами (органами).

контроль как  способ обеспечения законности характеризуется определёнными признаками :

а). между контролирующим органом и подконтрольным объектом чаще всего существуют отношения служебной подчинённости (подведомственности)

б). в процессе контроля деятельность контролируемого проверяется не только на соответствие  закону но и исходя из дисциплины, нравственности и целесообразности.

в) контролирующий чаще всего наделён правом отменять решения контролируемого

г). в соответствующих случаях контролирующий субъект вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому  субъекту  за  совершённые или допущенные нарушения.

д). контролирующий орган или должностное лицо вправе давать обязательные указания касающиеся  текущей деятельности  контролируемого объекта (органа)

е). контролирующий может не входить в систему государственной власти

ж). контроль может осуществляться в отношении процесса или явления неживого мира или обстановки в целом, как совокупности элементов живого и неживого мира.

з). Предметом контроля является оперативная деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов, подзаконных нормативных актов, инструкций, указаний, а также количественные и качественные результаты этой деятельности.11

Контрольная деятельность может осуществляться в очень  разнообразных формах, это: заслушивание отчётов, информации и сообщений, различные проверки, экспертизы финансовой и хозяйственной деятельности, наблюдение за действиями контролируемого объекта (субъекта), получение текущих сводок, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей в государственной службе, координация деятельности подконтрольных органов, и др. То есть контрольная деятельность ограничивается получением информации посредством, обычно, наблюдения и её анализом.

В зависимости от того, на какой стадии деятельность подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении  и профилактике нарушений. Цель текущего контроля заключается в выяснении состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих норм закона, предписаний, решений вышестоящих  органов осуществляющих контроль.   Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов или ведомств, именуется внешним, а осуществляемый самими органами  исполнительной власти внутри системы называется внутренним. В зависимости от объёма обследуемой деятельности  выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта, а назначение специального контроля состоит в проверке деятельности подконтрольного объекта по заранее опредёлённому вопросу. Кроме этого  контроль может быть фактический (инвентаризация) и документальный.

Отдельно необходимо выделить такой вид контрольной  деятельности как мониторинг, определяемый как постоянное наблюдение за каким либо процессом (объектом) с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.1 Выделение этого вида деятельности необходимо в дальнейшем для определения контрольным или надзорным является тот или иной государственный орган при интерпритации нормативно-правового материала регулирующего статус и полномочия государственных органов.  

Что касается контроля осуществляемого органами судебной власти, то на определение этого явления как контроля существует иная точка зрения. Профессором Бахрахом Д.Н. судебный контроль за деятельностью административной власти по существу определяется как судебный надзор, по тем основаниям, что суд проверяет только законность актов, а значит, осуществляет надзор.2 С таким мнением нельзя не согласиться. Действительно, по смыслу деятельности судебной власти и установлений  норм гражданского права о рассмотрении дел возникающих из административно-правовых  отношений, суд рассматривает гражданское дело по жалобе о незаконности правоприменительного акта, разрешая, тем самым, вопрос о соответствии закону действий должностных лиц органов административной власти. Такой вид судебного надзора назван прямым. Косвенный надзор осуществляется, - по мнению Бахраха Д.Н.,- при рассмотрении иных гражданских дел, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встаёт, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом, и он рассматривается попутно.1  Учитывая ранее изложенные  выводы об особенностях  надзора и контроля  деятельность суда далее можно рассматривать именно в этом ключе. Так, судебные органы  не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность  органов и организаций, не вправе давать им обязательные в их деятельности указания, следовательно отсутствует иерархическая служебная зависимость между судом и  проверяемым. В соответствии со ст. 10 ГПК РСФСР суд обязан разрешать гражданские дела на основании законов и нормативных правовых актов.  То есть  действия  органов и должностных лиц  рассматриваются  с точки зрения соответствия   их закону,  а не целесообразности. В то же время, суд, разрешая вопрос о соответствии обжалуемого акта (отношения),  отменяет его при выявленном несоответствии закону, восстанавливая тем самым  отношение в правовых рамках, что, по сути, является существенным признаком сближающим судебный надзор с вневедомственной надзорно-контрольной деятельностью административных органов.  Рассматривая деятельность суда  с позиции  широты границ проверяемых  действий и актов, а также объёма полномочий, можно прийти к выводу  о том, что такая деятельность может быть охарактеризована  как надзорная. Так, суд проверяет законность действий и решений всех органов, должностных лиц, граждан и организаций, в том числе контрольно-надзорных. Контрольно-надзорные органы административной власти не вправе  контролировать правовую деятельность (акты) суда.    Необходимо признать, что любая деятельность по обеспечению законности  содержит  ряд сходных черт, например, некоторые методы получения информации  являются одинаковыми для всех. Однако судебная деятельность  не может реализовываться  посредством назначения проверок, ревизий  и обследований, что существенно отличает её  от контроля. В настоящее время происходит широкомасштабная передача функций надзора прокуратуры суду, который уже санкционирует оперативно-розыскные мероприятия, проверяет обоснованность арестов, законность правовых актов. Суд отменяет постановления о возбуждении, прекращении уголовных дел, представления прокуроров, решает вопросы недобровольной госпитализации, усыновления и т.д.1  Предлагается поставить под контроль суда решения о приостановлении расследования по делу.2 Таким образом, основное содержание судебной контрольно-надзорной деятельности, как способа обеспечения законности в управлении, состоит в его правовой оценке всех действий и решений неограниченного круга органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий и др. субъектов, принятии мер по восстановлению нарушенных прав. Однако сделать вывод о точном соответствии деятельности суда правовому явлению называемому надзор  не представляется возможным, о чём будет указано в выводах пятой главы.

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»