Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие конституционного права как отрасли права, его предмет и метод.
2. Административная ответственность: понятие, основания возникновения. Состав, понятие административного проступка.
3. Трудовой распорядок и дисциплина труда.
Задача № 1: Савченко решил совершить убийство Зуева. С этой целью Савченко обманным путем вызвал Зуева из дома. Однако, увидев на улице прохожих, он не рискнул подойти к Зуеву.
1. Какими признаками характеризуется преступление? Какие виды преступлений предусматривает УК РФ? ...

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Теоретические вопросы  

  1. Понятие конституционного права как отрасли права, его предмет и метод. 
    Ответ: 
    Современная российская система права восприняла деление права на частное и публичное. Конституционное право является отраслью публичного права. В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такие место и роль конституционного права обусловлены, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т.е. их предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех отраслей права.  
     
    Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика должны не противоречить конституционным установлениям, а наиболее полно воплощать в жизнь их глубокий смысл и содержание[1]. 
     
    Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления 
     
    Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. 
     
    Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина[2]. 
     
    Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». 
     
    С.А. Авакьян отмечает, что конституционное право России как отрасль отечественного права имеет своим предметом фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления[3]. 
     
    Метод конституционного права обусловлен публично-правовым характером данной отрасли права. Соответственно, ему присущи все черты публично-правового метода регулирования общественных отношений: властный характер, императивность, директивность. Обладая этими свойствами, метод конституционного регулирования находит выражение в таких правовых средствах, которые свойственны всякому методу - он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений; содержит указание на конкретных субъектов регулируемых отношений; вызывает вполне определенные правовые последствия. Такие нормы реализуются либо непосредственно адресатами, либо при участии правоприменительных актов. 
     
    Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании так называемого учредительного метода (способа) регулирования. 
     
    Особенность же этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования (запрещения, позитивного обязывания и дозволения) он использует специфические способы средства правового воздействия - общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции, конституционных федеральных законах или в федеральных законах. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др[4]. 
     
    Приведем примеры императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения. 
     
    Например: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «Законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50) и т.п.  
     
    Приведем примеры диспозитивных (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) норм, например: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117) и др.

 

2 Административная ответственность: понятие, основания возникновения. Состав, понятие административного проступка. 

Ответ: 
Административную ответственность можно охарактеризовать как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. 
 
Являясь видом юридической ответственности, административная ответственность в процессе осуществления управленческой деятельности государства проявляется в форме перспективной и ретроспективной ответственности. Позитивная административная ответственность означает, что субъект права поступает согласно административно-правовой норме. Негативная - содержит оценку совершенного субъектом права административного правонарушения, за которое он претерпевает лишения личного и имущественного характера[6]. 
 
Ретроспективная административная ответственность осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Субъектами этих отношений являются компетентные должностные лица и правонарушители, которые не являются членами одного коллектива, между которыми нет служебного подчинения. 
 
Следует отметить, что долгое время в юридической литературе административная ответственность рассматривалась как ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная, не влечет судимости и применяется, как правило, не судом, а органами государственного управления. Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения. 
 
Согласно ст.2.1.  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
 
Таким образом, административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения. 
 
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство).  
 
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения. 
 
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения[7]. 
 
Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 
 
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления. 
 
Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. 
 
Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами и т.п. 
 
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. 
 
Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России. 
 
Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. 
 
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату (о понятии вины юридического лица см. выше). 
 
Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел.  
 
Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. 
 
Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить[8].  
 
Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет. 
 
Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.  
 
Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, Кодекс предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП). Во всех названных случаях цель выступает в качестве признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями.

3. Трудовой распорядок  и дисциплина труда.

 
 
 
Ответ: 
 
Согласно ч.1 ст.189 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. 
 
Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. 
 
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. 
 
Таким образом, трудовой распорядок - существующая в организации система взаимоотношений между работодателем и работником, обязательные правила поведения для всех работников, касающиеся условий труда, отдыха и иных условий, которые, по мнению работодателя, являются наиболее важными. 
 
Правила внутреннего трудового распорядка организации существуют для достижения необходимого уровня организации труда с целью подчинения трудовых взаимоотношений, возникающих между работодателем и работником в трудовом процессе, обязательному соблюдению установленного трудового распорядка в организации[9]. 
 
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. 
 
Например, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000г. № 395 утвержден Устава о дисциплине работников морского транспорта[10], Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992г. № 621 утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации[11]. 
 
В ст.190 ТК РФ отмечается, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372  ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. 
 
Дисциплинарная ответственность работников - самостоятельный вид юридической ответственности. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. Следовательно, основанием такой ответственности всегда служит дисциплинарный проступок, совершенный конкретным работником. 
 
Из положений ст.192 ТК РФ следует, что дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. 
 
Противоправным является такое поведение (т.е. действие или бездействие) работника, которое не соответствует установленным правилам поведения (например, опоздание на работу, прогул, появление на работе в состоянии опьянения). В равной мере противоправными являются отказ от исполнения законного распоряжения работодателя (его представителя), несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения ценностей и т.д. 
 
Дисциплинарный проступок, как и любое другое правонарушение, обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Иными словами, основанием привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права является наличие в деянии нарушителя признаков состава дисциплинарного проступка[12]. 
 
Субъектом дисциплинарного проступка может быть гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретной организацией и нарушающий трудовую дисциплину. 
 
Субъективной стороной дисциплинарного проступка выступает вина со стороны работника. Она может быть в форме умысла или по неосторожности. 
 
Объект дисциплинарного проступка - внутренний трудовой распорядок конкретной организации. 
 
Объективной стороной здесь выступают вредные последствия и прямая связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя  
 
Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 
 
1) замечание; 
 
2) выговор; 
 
3) увольнение по соответствующим основаниям. 
 
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 5, 6, 9 или 10 ч.1 ст. 81, п.1 ст. 336 или ст.348.11 ТК РФ, а также п.7 или 8 ч.1 ст.81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. 
 
При этом также отмечается, что Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. 
 
Например, в соответствии со ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к нарушителю могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: 
 
1) замечание; 
 
2) выговор; 
 
3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 
 
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 
 
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» - «г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе[13]. 
 
В ТК РФ указано, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. 
 
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. 
 
Порядок применения дисциплинарных взысканий указан в ст.193 ТК РФ. 
 
Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. 
 
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. 
 
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. 
 
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 
 
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. 
 
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Задача № 1 
Савченко решил совершить убийство Зуева. С этой целью Савченко обманным путем вызвал Зуева из дома. Однако, увидев на улице прохожих, он не рискнул подойти к Зуеву.  
1. Какими признаками характеризуется преступление? Какие виды преступлений предусматривает УК РФ?  
2. Можно ли говорить в данном случае о добровольном отказе от преступления? Назовите стадии совершения преступления.  
3. Каковы правила действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц? Когда имеет место «переживание» закона?  
Ответы на поставленные вопросы: 
1. Согласно п.1 ст.14 Уголовного Кодекса РФ (далее – УК РФ) преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. 
Преступление как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими его существенные стороны. Они могут быть выяснены на основе анализа законодательного определения понятия преступления. Ими являются: уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость[14]. 
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. 
Так, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. 
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы. 
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. 
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. 
2. Стадии совершения преступления - это определенные периоды развития преступной деятельности, качественно различающиеся между собой по характеру совершения общественно опасных действий, отражающих различную степень реализации виновным преступного умысла. 
Используя этот объективный критерий, уголовное законодательство различает три стадии совершения преступления: 
1) приготовление к преступлению; 
2) покушение на преступление; 
3) оконченное преступление. 
Приготовление и покушение признаются уголовным законодательством неоконченным преступлением (ч. 2 ст. 29 УК РФ). 
Приготовлением к преступлению являются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (ч. 1 ст. 30 УК РФ). 
Покушением на преступление закон признает умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (ч. 3 ст. 30 УК РФ). 
Преступление будет оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава данного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 29 УК РФ. 
Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца (ч. 1 ст. 31 УК РФ). 
Добровольный отказ полностью исключает уголовную ответственность за преступление, которое лицо пыталось совершить или к которому оно готовилось. В такой ситуации уголовная ответственность возможна лишь в том случае, если уже совершенные им до момента добровольного отказа действия содержат оконченный состав иного преступления (ч. 3 ст. 31 УК РФ). 
Для наличия добровольного отказа необходимо, чтобы он был действительно добровольным и окончательным. 
Добровольность означает, что лицо, осознавая возможность успешного завершения начатого преступления, сознательно (не вынужденно) прекращает свои преступные действия. При этом не имеет значения, существовала ли в действительности возможность довести преступление до конца. Необходимо, чтобы лицо считало, что в состоянии закончить преступление, но тем не менее отказалось от его завершения. 
Вместе с тем, если лицо отказывается продолжать преступное посягательство из-за различного рода препятствий, которые затрудняют совершение преступления или делают его совершение невозможным, то добровольный отказ отсутствует[15]. 
Мотивы добровольного отказа могут быть различными (страх наказания, жалость к жертве, стыд перед родственниками и т.п.) и значения не имеют. В то же время признака добровольности не будет, если лицо вынужденно отказывается от завершения преступления из-за каких-либо объективных препятствий, которые затрудняют окончание преступления либо делают это невозможным (например, появление в доме хозяев, засада работников милиции и т.д.). 
 
Так, в действиях лица, проникшего в помещение бухгалтерии и пытавшегося в течение часа с помощью принесенного гвоздодера взломать замок сейфа с целью хищения, нет добровольного отказа. Виновный, поняв невозможность доведения своего умысла на хищение до конца (дверь сейфа оказалась очень прочной), скрылся с места происшествия.  
 
Из условий задачи следует, что Савченко решил совершить убийство Зуева. С этой целью Савченко обманным путем вызвал Зуева из дома. Однако, увидев на улице прохожих, он не рискнул подойти к Зуеву.  
 
Таким образом, говорить в данном случае о добровольном отказе от преступления нельзя.  
 
В данном случае Савченко вынужден отказаться от завершения преступления из-за объективных препятствий, которые затрудняют окончание преступления. 
3. Согласно ч.1 ст.9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. 
 
При этом в ч.1 ст.9 УК РФ отмечается, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 
 
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. 
 
 В литературе отмечается, что в соответствии с принципом «переживания» старого закона действия уголовного закона во времени утративший силу к моменту рассмотрения дела в суде любой инстанции уголовный закон, во время действия которого было совершено преступление, должен быть применен (несмотря на утрату им силы), если новый (действующий) уголовный закон устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица, совершившего преступление[16]. 
 
То есть в данном случае закон продолжает действовать и после своей отмены. 
 
Уголовный кодекс РФ предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и принцип выдачи лиц, совершивших преступление. 
 
Так, согласно ч.1 ст.11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. 
 
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории РФ. 
 
В уголовном законе закреплен принцип дипломатического иммунитета, в соответствии с которым вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. 
 
В части 1 ст. 12 УК РФ закреплен принцип гражданства. Принцип распространяется на строго определенный в законе круг лиц - это граждане РФ и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства. 
 
 Согласно ч.1 ст.12 УК РФ лицо граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. 
 
В части 2 ст. 12 УК РФ предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. 
 
Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации[17]. 
 
Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет и принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ.  
 
Согласно ч. 1 ст. 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Это положение соответствует ст. 61 Конституции РФ (п. 1), согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. 
 
В части 2 ст. 13 УК РФ сформулировано правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Задача № 2

 
Хозяйственное общество заключило  договор со школой № 15 г. Новосибирска о производстве текущего ремонта. Выполнив часть работ, работники общества (подрядчик) перестали производить дальнейший ремонт здания. Директор школы обратился в коммерческий банк с требованием возвратить неотработанные подрядчиком деньги, перечисленные после заключения договора «в порядке предварительной оплаты».  
 
Банк отказался как возвратить деньги, так и сообщить место нахождения подрядчика по соображениям коммерческой тайны. В договоре же был указан лишь учредитель хозяйственного общества.  
 
1. Дайте понятие юридического лица. Какими признаками оно обладает? Как определить место нахождения коммерческой организации?  
 
2. Что означает индивидуализация юридического лица?  
 
3. Каким способом и в каком порядке создаются юридические лица?  
 
4. Вправе ли юридическое лицо заключать договоры через одного из своих учредителей?  
 
5. Что следует понимать под коммерческой и банковской тайной? Какие сведения не могут к ним относиться?  
 
Дайте правовую оценку ситуации.  
 
Ответы на поставленные вопросы: 
 
1. Согласно п.1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 
 
Традиционно выделяют четыре основных признака юридического лица: 
 
- организационное единство. Сущность его состоит в том, что юридическое лицо имеет свою внутреннюю структуру органов управления, определенных его уставом или положением, обеспечивающих достижение целей деятельности, для которых оно предназначено, и формирующих и изъявляющих его волю в имущественном обороте; 
 
- имущественная обособленность. Самостоятельное участие в экономическом обороте предполагает, что имущество юридического лица, находящееся в его обладании, обособлено от имущества других субъектов гражданского права. При этом у различных видов юридических лиц степень их имущественной обособленности выражается по-разному; 
 
- самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак означает, что само юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей только своим имуществом и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам. Лишь в случаях, специально предусмотренных ГК и учредительными документами юридического лица, из отмеченных правил могут быть исключения. Однако ответственность других субъектов в этих случаях может быть только дополнительной (субсидиарной) к ответственности юридического лица; 
 
- выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак заключается в том, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде[18].  
 
Согласно п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. 
2. Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования[19]. 
 
Согласно п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. 
 
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. 
 
Относительно место нахождения юридического лица доводы изложены при ответе на первый вопрос задачи. 
3. Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.  
 
Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия).  
 
При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков).  
 
Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества). 
 
В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)[20]. 
 
Согласно ст.8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. 
 
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. 
 
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. 
 
4. Свои гражданские права и обязанности юридическое лицо реализует через органы, действующие в соответствии с его уставом.  
 
В случаях, установленных законом, юридическое лицо реализует свои права и обязанности через своих участников. Так, в соответствии со ст. 185 ГК РФ общество вправе выдать доверенность учредителю (участнику) общества на представление его интересов в отношениях с третьими лицами, а также может заключить договор коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ).  
 
Таким образом, если юридическое лицо выдало доверенность на имя учредителя с предоставлением ему права от имени юридического лица заключать договоры, то учредитель имеет полное право заключать договоры и ставить в них свою роспись. 
 
5. Согласно ст.857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. 
 
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. 
 
Согласно ст.3 Федерального закона «О коммерческой тайне» коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду[21]. 
 
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ). 
 
В настоящее время действует Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[22]. 
 
В п.1 вышеназванного Постановления указано, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: 
 
- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; 
 
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью и др. данные. 
 
Если говорить о месте нахождения общества, то это не является коммерческой тайной. 
Оценка ситуации: 
 
1. Сначала рассмотрим вопрос относительности возврата банком перечисленной суммы предоплаты назад школе. 
 
Следует отметить, что согласно п.1 ст.863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. 
 
Нормы ГК РФ не предусматривают обязанность банка возвращать перечисленные средства по просьбе лица от которого эти средства поступили.  
 
В данном случае банк не может в безакцептном порядке списать денежные средства со счета общества. 
 
Таким образом, просьба банка к школе не подлежит удовлетворению. 
 
2. Из условий задачи следует, что в договоре был указан лишь учредитель хозяйственного общества. При этом ничего не указано о том, действовал ли он при этом от имени общества. Если в договоре нет ссылок на доверенность, то, следовательно, учредитель действовал от своего собственного имени и будет отвечать за свои действия согласно законодательству. 
 
Согласно п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. 
 
В ст.12 ГК РФ указаны способы защиты гражданских прав (в т.ч. возмещение убытков, взыскание неустойки). 
 
Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. 
 
В данном случае полностью о неосновательном обогащении говорить нельзя, поскольку общество выполнило определенную работу для школы, таким образом школа обязана была заплатить обществу определенную сумму денег. 
 
Если же стоимость выполненных работ больше стоимости перечисленной школой предоплаты, то вероятность вернуть средства у школы практически отсутствуют. 
 
В данном случае если школа считает свои права нарушенными, то она как юридическое лицо имеет право предъявить судебный иск к обществу о возврате перечисленной денежной суммы. 
 
3. Согласно действующему законодательству банк не обязан сообщать по обращению любого лица сведения о клиенте, в т.ч. и о его месте нахождения. 
 
Следует напомнить, что согласно п.1 ст.6 Закона о государственной регистрации содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 Закона о государственной регистрации справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами (п.1 ст.7 Закона о государственной регистрации). 
 
Таким образом, школа может получить сведения о место нахождения юридического лица (подрядчика) в установленном законом порядке, то есть предварительно заплатив пошлину и получив в налоговом органе выписку из единого государственного реестра юридических лиц. 
 
Если говорить о месте нахождения общества, то это не является коммерческой тайной. В данном случае банк не обязан был выдавать директору школы данные сведения, которые при этом не являются в действительности коммерческой тайной.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"