Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа
В связи с этим за последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации не обходится без упоминания о коррупции. Данный вопрос нашел свое отражение в Указе Президента России от 17 декабря 1997 года, которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе отмечалось, что: «угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции».
По мнению ряда исследователей, коррупцию легче разузнать, чем определить, а дать ей четкое определение вообще невозможно. При определении понятия коррупции необходимо учитывать наличие различных взглядов на данную проблему, поскольку каждый из имеющихся подходов отражает комплекс различных элементов этого сложного и многофункционального явления.
Изучением коррупции занимаются специалисты различных отраслей знания. Коррупцию как сложное социальное явление, имеющее собственную природу, необходимо исследовать в различных аспектax. Соответственно, предупреждение и пресечение коррупции предполагает комплекс разносторонних правовых и организационных мер. Поэтому снизить уровень и масштабы коррупции в системе государственной службы невозможно в рамках одной кампании. А как показывает опыт законотворческой работы, наше общество пока не хочет эффективно противостоять коррупции в системе государственной службы.
Осуждая коррупцию в принципе, общественное сознание рассматривает многие ее проявления в повседневной жизни как естественные человеческие отношения. В связи с этим, как верно отметил В.А. Закс, «прежде чем искать новые подходы к решению проблемы, необходимо понять сущность явления, с которым предстоит бороться». Или, как говорили древние, «понять - значит победить».
Говоря о политологическом
аспекте коррупции необходимо сказать,
что это явление в
По выводам, сделанным. В.А. Шабалиным, в основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества.
Так, Шабалин выделяет в политической коррупции следующие элементы. Политическая коррупция как отклоняющееся поведение:
Основоположником
А) неучитываемую, ненаблюдаемую экономику;
Б) незарегистрированную экономику;
В) незаконную, подпольную экономику.
Переходя к рассмотрению правового аспекта исследуемого явления в системе государственной службы нашей страны, необходимо отметить, что для него характерно следующее понимание коррупции.
Коррупция - это противоправное общественно опасное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных служащих, и на этой основе корыстным использованием ими в личных или корпоративных интересах официальных, служебных полномочий, а также связанных с ними авторитета и возможностей. Для такого понимания коррупции характерны следующие признаки: опpеделение круга лиц, способных совершить коррупционные деяния (государственные служащие); определение сферы, в которой могут совершаться эти деяния; определение целей таковой деятельности - обогащение, получение каких-либо преимуществ материального характера.
Помимо вышеизложенного коррупцию отождествляют со взяточничеством, рассматривают как злоупотребление служебным положением, совершенное с корыстной целью; под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением; коррупцию определяют как любое умышленное нарушение должностным лицом или иным государственным служащим своих служебных обязанностей и дp. Коррупции присущ ряд черт.
Во-первых, коррупция - это целостное социально-правовое явление в системе государственной службы. Во-вторых, коррупция - это комплексное системное образование в системе государственной службы. В-третьих, коррупция заключается в систематическом получении государственными служащими каких-либо материальных благ от третьих лиц (групп) за совершение различного рода деяний в интересах трeтъих лиц или групп. В-четвертых, деяния, совершенные за вознаграждение, как правило, должны быть связаны с выполнением чиновником своих должностных обязанностей.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что коррупция в системе государственно-служебных отношений – это целостное социально-правовое явление, выражающееся в систематическом использовании государственным служащим своего служебного положения, за материальное вознаграждение, в интересах третьих лиц или групп, в связи с чем подрывающее авторитет государственной власти и государственной службы. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, формы ее проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения.
Обращаясь к формам проявления коррупции, необходимо отметить, что это различные виды нарушений конституционных, административных; уголовных и иных норм права. Среди данных нарушений в современный период можно выделить многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в нeгocyдapcтвeнных коммерческих организациях, оказание государственными служащими услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое либо завуалированное вознаграждение, предоставление тех дли иных льгот, выгод и преференций коммeрчeским организациям.
Сюда же можно отнести и следующие нарушения: применение еще не опубликованной информации государственным служащим в связи с выполнением служебных обязанностей; использование служебного положения в целях личного трудоустройства в негосударственной сфере после оставления государственной службы; принятие должностными лицами решений, обусловленных перспективами либо прямыми обещаниями такого трудоустройства; использование бывшими государственными служащими знания деятельности своего ведомства «изнутри», ycтaновившихся там неформальных связей для получения преимуществ своей новой организацией; учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, участие в руководстве этими структурами, использование служебного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности в целях приобретения этих объектов в свою собственность, а в случаях акционирования - завладение контрольным пакетом акций; неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кpeдитов, предназначенных для общегосударственных нужд.
К иным формами коррупции в
А.И. Гуров, затрагивая проблему
коррупции, рассматривает ее как
один из ведущих признаков
Вторая форма коррупции связана с чисто криминальной деятельностью и основана на подкупах должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги; третья форма установления незаконных отношений предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания благоприятных условий для решения определенных вопросов.
Формы коррупции в системе государственной, муниципальной и негосударственной службы разных стран весьма схожи: устройство на работу в подчиненные или комплексно контролируемые предприятия друзей, родственников и знакомых; субсидирование политических кампаний; вознаграждения за получение выгодных контрактов; служебное мошенничество; установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника; получение комиссионных за размещение государственных заказов на той или иной фирме.
Итак, проявления коррупции включают: получение денег или другого вознаграждения за предоставление контрактов; нарушение процедур в интересах взяткодателя, оказание ему нормотворческой поддержки, использование общественных ресурсов в личных или корпоративных интересах. Однако коррупция необязательно сопровождается получением денежных средств. Она может проявляться и в предоставлении необоснованных льгот, преференций, в демонстрации лояльности гocyдaрствeнных служащих по отношению к политическим партиям, родственникам, знакомым и т. д.
Таким образом, формы коррупции в системе государственной службы представляют собой зависящие от конкретных социально - экономических условий способы достижения коррумпированными должностными лицами своих целей, связанных с удовлетворением ими личных, групповых и корпоративных интересов.
Одной из опаснейших форм проявления коррупции является взяточничество.
В теории уголовного права под взяточничеством понимается общее правовое понятие, охватывающее два самостоятельных состава преступления – получение взятки и дача взятки. Однако ранее существовали мнения, согласно которым взяточничеством считалось только получение взятки.
Н. П. Кучерявый считал получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве особой формой совершения одного и того же преступления. Такого же мнения придерживался Трайнин А. Н., относящий дачу взятки и посредничество во взяточничестве к особым формам соучастия в получении должностным лицом взятки.
Общепринятая точка зрения по данному вопросу такова: хотя между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями, так как обладают по отношению друг к другу особыми признаками.
Опасность взяточничества очевидна, ее масштабы в настоящее время беспрецедентны. В годы перестройки и реформ в России, включая последние годы, отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. Это больше всего проявилось в процессе проведения приватизации. Е. Т. Гайдар пишет в своей книге «Государство и эволюция»: «Сегодня мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность… Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно «выкупить». Деформация экономических отношений, выраженная в криминальном экономическом поведении субъектов хозяйственной деятельности, породила ситуацию, когда взяточничество наряду с другими формами проявления коррупции стало важным условием функционирования рынка как такового, что в свою очередь сказалось на модифицировании собственно взяточничества.
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: