Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим за последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации не обходится без упоминания о коррупции. Данный вопрос нашел свое отражение в Указе Президента России от 17 декабря 1997 года, которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе отмечалось, что: «угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции».

Вложенные файлы: 1 файл

коррупция в сфере ГиМУ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

По мнению ряда исследователей, коррупцию  легче разузнать, чем определить, а дать ей четкое определение вообще невозможно. При определении понятия коррупции необходимо учитывать наличие различных взглядов на данную проблему, поскольку каждый из имеющихся подходов отражает комплекс различных элементов этого сложного и многофункционального явления.

Изучением коррупции занимаются специалисты различных отраслей знания. Коррупцию как сложное социальное явление, имеющее собственную природу, необходимо исследовать в различных аспектax. Соответственно, предупреждение и пресечение коррупции предполагает комплекс разносторонних правовых и организационных мер. Поэтому снизить уровень и масштабы коррупции в системе государственной службы невозможно в рамках одной кампании. А как показывает опыт законотворческой работы, наше общество пока не хочет эффективно противостоять коррупции в системе государственной службы.

Осуждая коррупцию в  принципе, общественное сознание рассматривает многие ее проявления в повседневной жизни как естественные человеческие отношения.  В связи с этим, как верно отметил В.А. Закс, «прежде чем искать новые подходы к решению проблемы, необходимо понять сущность явления, с которым предстоит бороться». Или, как говорили древние, «понять - значит победить». 

Говоря о политологическом аспекте коррупции необходимо сказать, что это явление в отечественной  политологии практически не исследовано.

По выводам, сделанным. В.А. Шабалиным, в основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества.

Так, Шабалин выделяет в политической коррупции следующие  элементы. Политическая коррупция как отклоняющееся поведение:

  • Политический патронаж и клиентелизм – опека политиками нижестоящих структур;
  • Покупка голосов – осуществляется в ходе избирательных кампаний;
  • Общественная кормушка – деньги, выделяемые из бюджета местным властям, для общественных нужд в целях завоевания симпатий избирателей.

Основоположником экономического подхода к исследованию коррупции считают Г. Мюрдаля. На Западе выделяют три вида экономики, каждая из которых вносит свой вклад в проблему коррупции:

А) неучитываемую, ненаблюдаемую  экономику;

Б) незарегистрированную экономику;

В) незаконную, подпольную экономику.

Переходя к рассмотрению правового аспекта исследуемого явления в системе государственной службы нашей страны, необходимо отметить, что для него характерно следующее понимание коррупции. 

Коррупция - это противоправное общественно опасное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных служащих, и на этой основе корыстным использованием ими в личных или корпоративных интересах официальных, служебных полномочий, а также связанных с ними авторитета и возможностей. Для такого понимания коррупции характерны следующие признаки: опpеделение круга лиц, способных совершить коррупционные деяния (государственные служащие); определение сферы, в которой могут совершаться эти деяния; определение целей таковой деятельности - обогащение, получение каких-либо преимуществ материального характера.

 

Помимо вышеизложенного  коррупцию отождествляют со взяточничеством, рассматривают как злоупотребление служебным положением, совершенное с корыстной целью; под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением; коррупцию определяют как любое умышленное нарушение должностным лицом или иным государственным служащим своих служебных обязанностей и дp. Коррупции присущ ряд черт.

Во-первых, коррупция - это  целостное социально-правовое явление  в системе государственной службы. Во-вторых, коррупция - это комплексное системное образование в системе государственной службы. В-третьих, коррупция заключается в систематическом получении государственными служащими каких-либо материальных благ от третьих лиц (групп) за совершение различного рода деяний в интересах трeтъих лиц или групп. В-четвертых, деяния, совершенные за вознаграждение, как правило, должны быть связаны с выполнением чиновником своих должностных обязанностей. 

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод, что коррупция в системе государственно-служебных отношений – это целостное социально-правовое явление, выражающееся в систематическом использовании государственным служащим своего служебного положения, за материальное вознаграждение, в интересах третьих лиц или групп, в связи с чем подрывающее авторитет государственной власти и государственной службы. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, формы ее проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения.

Обращаясь к формам проявления коррупции, необходимо отметить, что это различные виды нарушений конституционных, административных; уголовных и иных норм права. Среди данных нарушений в современный период можно выделить многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в нeгocyдapcтвeнных коммерческих организациях, оказание государственными служащими услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое либо завуалированное вознаграждение, предоставление тех дли иных льгот, выгод и преференций коммeрчeским организациям.

Сюда же можно отнести  и следующие нарушения: применение еще не опубликованной информации государственным  служащим в связи с выполнением  служебных обязанностей; использование  служебного положения в целях  личного трудоустройства в негосударственной сфере после оставления государственной службы; принятие должностными лицами решений, обусловленных перспективами либо прямыми обещаниями такого трудоустройства; использование бывшими государственными служащими знания деятельности своего ведомства «изнутри», ycтaновившихся там неформальных связей для получения преимуществ своей новой организацией; учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, участие в руководстве этими структурами, использование служебного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности в целях приобретения этих объектов в свою собственность, а в случаях акционирования - завладение контрольным пакетом акций; неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кpeдитов, предназначенных для общегосударственных нужд.

К иным формами коррупции в государственном  аппарате относятся: тайные взносы на политические цели, взносы на выборы с  последующей расплатой государственными должностями, келейное проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов, предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государствeнныx должностных лиц сразу после отставки на должности президентов банков и корпораций, коррупция за рубежом, совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и др.

А.И. Гуров, затрагивая проблему коррупции, рассматривает ее как  один из ведущих признаков организованной преступности и выделяет три основные формы коррупции: первая в средствах массовой информации получила название политической коррупции, кoгдa чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в которых главенствующим является принцип «рука руку моет».

Вторая форма коррупции  связана с чисто криминальной деятельностью и основана на подкупах должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги; третья форма установления незаконных отношений предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания благоприятных условий для решения определенных вопросов.

Формы коррупции в  системе государственной, муниципальной  и негосударственной службы разных стран весьма схожи: устройство на работу в подчиненные или комплексно контролируемые предприятия друзей, родственников и знакомых; субсидирование политических кампаний; вознаграждения за получение выгодных контрактов; служебное мошенничество; установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника; получение комиссионных за размещение государственных заказов на той или иной фирме.

Итак, проявления коррупции включают: получение денег или другого вознаграждения за предоставление контрактов; нарушение процедур в интересах взяткодателя, оказание ему нормотворческой поддержки, использование общественных ресурсов в личных или корпоративных интересах. Однако коррупция необязательно сопровождается получением денежных средств. Она может проявляться и в предоставлении необоснованных льгот, преференций, в демонстрации лояльности гocyдaрствeнных служащих по отношению к политическим партиям, родственникам, знакомым и т. д.

Таким образом, формы  коррупции в системе государственной службы представляют собой зависящие от конкретных социально - экономических условий способы достижения коррумпированными должностными лицами своих целей, связанных с удовлетворением ими личных, групповых и корпоративных интересов.

 

    1. Взяточничество как  форма проявления коррупции

Одной из опаснейших форм проявления коррупции является взяточничество.

В теории уголовного права под взяточничеством  понимается общее правовое понятие, охватывающее два самостоятельных  состава преступления – получение взятки и дача взятки. Однако ранее существовали мнения, согласно которым взяточничеством считалось только получение взятки.

Н. П. Кучерявый считал получение  взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве особой формой совершения одного и того же преступления. Такого же мнения придерживался Трайнин А. Н., относящий дачу взятки и посредничество во взяточничестве к особым формам соучастия в получении должностным лицом взятки.

Общепринятая точка зрения по данному  вопросу такова: хотя между получением и дачей взятки  существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями, так как обладают по отношению друг к другу особыми признаками.

Опасность взяточничества очевидна, ее масштабы в настоящее время беспрецедентны. В годы перестройки и реформ в России, включая последние годы, отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. Это больше всего проявилось в процессе проведения приватизации. Е. Т. Гайдар пишет в своей книге «Государство и эволюция»: «Сегодня мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность… Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно «выкупить». Деформация экономических отношений, выраженная в криминальном экономическом поведении субъектов хозяйственной деятельности, породила ситуацию, когда взяточничество наряду с другими формами проявления коррупции стало важным условием функционирования рынка как такового, что в свою очередь сказалось на модифицировании собственно взяточничества.

 

    1. Сферы проявления коррупции

К сферам деятельности, которые  в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

  • лицензирование и регистрация предпринимательской, в том числе банковской деятельности;
  • контроль над правильностью уплаты налогов;
  • выдача разрешений на проведение банковских операций с бюджетными средствами федерального, регионального или местного уровней;
  • получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов;
  • таможенное оформление импортируемых товаров;
  • получение экспортных квот;
  • строительство и ремонт за счет бюджетных средств;
  • нотариальное удостоверение сделок;
  • возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование;
  • надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
  • контроль над соблюдением правил безопасности дорожного движения;
  • прием экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;
  • поступление в государственные высшие учебные заведения;
  • поступление в специализированные муниципальные общеобразовательные школы;
  • прием в специализированные муниципальные дошкольные воспитательные учреждения;
  • назначения на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь незначительный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях;
  • формирование партийных избирательных списков.

 

    1. Основные  последствия

  • коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;
  • коррупция подрывает доверие к власти и ставит под сомнение ее легитимность;
  • коррупция ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения;
  • коррупция создает угрозу демократии, так как население не видит нравственных стимулов к участию в выборах;
  • коррупция объективно приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств;
  • коррупция обессмысливает правосудие;
  • прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала.

Информация о работе Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России