Административное право
Жигалко
Елена Валерьевна
Тема №1
Административное право как
отрасль права РБ
Предмет
АП –
выступают общественные отношения, складывающиеся
в процессе организации деятельности
органов исполнительной власти (органов
гос. управления).
Особенности тех отношений, которые изучает
АП:
- Отношения складываются между вышестоящими
и нижестоящими органами гос. управления
(например: правительство, министерство)
- Отношения формируются также и по горизонтальному
принципу (между равнозначными субъектами
по правовому статусу).
- Отношения могут складываться между
органами гос. управления и общественными
объединениями, а также организациями.
- Отношения могут складываться между
органами гос. управления, гражданами,
иностранными гражданами и лицам без гражданства.
Признаки управленческих отношений,
выступающих предметом АП:
- Управление – это функция органов исполнительной власти.
- Обеспечение взаимодействия элементов
в системе.
- Наличие субъекта и объекта управления.
- Управленческие отношения могут быть:
внутрисистемными (отношения в рамках
исполнительной власти) и внесистемными
(министерство с политическими партиями,
профсоюзами).
- Наличие у субъекта управления властных
полномочий.
- Обязательное наличие органа государства
в системе взаимоотношения.
Метод правового регулирования
Метод
АП –
совокупность правовых средств, приёмов
и способов воздействия на управленческие
отношения.
Признаки метода АП:
- Юридическое неравенство сторон (связано
с отношениями власти и подчинения).
- Административно-правовые отношения
чаще всего возникают в связи с событиями,
либо возникают в одностороннем порядке.
- Наличие прав и обязанностей у обеих
сторон
- Наличие права на защиту (в РБ 2 способа
защиты: 1) досудебная порядок урегулирования
своего конфликта; 2) судебная.)
- В отличие от гражданского права, где
присутствует метод диспозитивности,
автономии воли сторон, в АП – ИМПЕРАТИВНЫЙ
МЕТОД (неравенство сторон, подчинение
одной стороны другой стороне). Таким образом, административно-правовой
метод заключается:
- в установление определённого порядка
действия, не соблюдение которого влечёт
за собой юридически значимые ответственности,
- в качестве способов правового регулирования.
в АП используются
4 способа:
- Предписание (указание одного субъекта
другому, что нужно сделать)
- Запрет
- Дозволение
- Рекомендации
Функции и принципы АП
Функции АП – основные
направления правового воздействия на
общественные отношения (управленческие
отношения).
Функции АП:
- Регулятивная
- Охранительная
Принципы АП (основные руководящие идеи, начала,
используемые в той или иной отрасли права):
- Верховенство закона
- Приоритет прав и свобод человека
- Принцип разделение властей
- Принцип равенства гражданства перед
законом
- Принцип гуманизма
- Принцип подконтрольности и подотчётности
государственных органов и служащих
- Принцип профессионализма и компетентности
должностных лиц
- Принцип ответственности должностных
лиц за свои действия и решения
Нормы АП
Нормы АП, будучи регулятором правовых
отношений:
- определяет правовое положение граждан
ы в сфере гос. управления,
- регулирует порядок образования и ликвидации
органов гос. управления,
- регулирует порядок прохождения гос.
службы,
- закрепляет правовой статус служащих,
- устанавливает формы и методы гос. управления,
- определяют способы обеспечения законности
и правопорядка,
- регулируют административно-юрисдикционную деятельность, уполномоченных органов,
- регламентирует управления в отраслях
и сферах.
Административно-правовая
норма – представляет собой установленного
государством и охраняемое от нарушений
принудительной силой государства правила
поведения общего характера, целью которого
является регулирование общественных
отношений, складывающихся в сфере гос.
управления.
Структура административно-правовой
нормы:
- Гипотеза –указывает на определенные условия, при
наличии которых применяется соответствующее
правило поведения
- Диспозиция – само правило поведения.
В АП диспозиция выражается в правах, правомочиях,
дозволении, предписании, запрета, наложении
обязанностей, наложение запрета или иных
ограничений.
- Санкция – указывает на меры административного
воздействия
- Нормой АП не всегда изложены в полном составе, может быть различное сочетание: диспозиция + санкция, гипотеза + диспозиция, гипотеза + диспозиция + санкция, и т.д.
Классификация административно-правовых
норм :
По
функциям :
- регулятивные
- охранительные
По содержанию
предписания :
- обязывающие
- запрещающие
- уполномочивающие
- стимулирующие
- рекомендательные
По юридической
силе:
- нормы законов
- нормы подзаконных актов
По действию
во времени:
По масштабу
действий:
- общереспубликанские (действует на всей
территории РБ)
- местные
По адресату:
•нормы, регулирующие
правовое положение граждан, органов исполнительной
власти, государственных служащих, юридических
лиц, общественных объединений.
По объему регулирования:
- общие
- межотраслевые
- отраслевые
По предмету
регулирования:
- материальные (в конкретном нпа)
- процессуальные(вы пришли и осуществляете)
Реализация административно-правовых
норм
Реализация – процесс
практического претворения в жизнь субъектами
АП государственной воли.
Осуществляется с помощью следующих
форм :
- соблюдение (субъекты воздерживаются
от завершения действий, закрепленных
в нормах )
- исполнение (активные действия, т.е. субъект исполнят свои обязанности)
- применение (разрешение индивидуально
конкретных дел уполномоченных на то государством )
- использование (самостоятельно используете
свои собственные права)
Административно-правовые отношения
- разновидность
правовых отношений
Административно-правовое
отношение – урегулированное административно-правовой
нормой управленческое, общественное
отношение, в котором стороны выступают
в качестве носителей взаимных прав и
обязанностей, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой
Характерными признаками АП отношений
является :
- они возникают на основе норм административного
права
- возникают в сфере деятельности органов
исполнительной власти
- характерно наличие обязанного субъекта
- характерно наличие властного субъекта
- участники наделены правами и обязанностями
- обеспечиваются с помощью государственного
принуждения
- защищаются в судебном и внесудебном
порядке
К органам общей компетенции относится:
- органы гос. управления, которые руководят
на подведомственной территории всеми
или большинством отраслей и сфер управления,
обеспечивают в рамках этих сфер экономической
и социально-культурное развитие. К ним
в частности относится:
- правительство РБ
- исполнительные комитеты и администрации
района в городах с районным делением
Органы отраслевой компетенции относится:
- органы гос. управления, которые осуществляют
руководство подчинённой им отрасли, обеспечивают
выполнение задач, стоящих перед этими
отраслями. (Например, к ним относится
Министерство торговли РБ, Министерство
транспорта и коммуникации РБ, Министерство
архитектуры и строительства)
Органы межотраслевой компетенции:
- органы гос. управления, которые выполняют
общие специализированные функции для
всех или большинства отраслей права,
выполняя при этом различные функции.
(Например, Министерство экономики, Министерство
труда и социальной защиты, Министерство
по чрезвычайным ситуациям)
По порядку
разрешения ведомственных вопросов:
- единоначальные (органы гос. управления, в которым гос. власть принадлежит возглавляющему данному органу лицу). Например:
- коллегиальные (орган гос. управления,
в котором гос. власть принадлежит большинству
членов данного органа). Например: Совет
Министров РБ, исполком
Тема №2
Система органов гос. управления
и принципы её построения
Система органов исполнительной власти – это основанная
на разделении труда совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих звеней по аппарату
управления, каждая из которой выполняет
определённые функции и задачи.
Перед органами
гос. управления (исполн. власти) стоят
след задачи:
- сгруппировать однородные отрасли экономии,
отрасли социально-культурного и административно-политического
строительства, придав им организационное
единство и единое управление
- охватить все без исключения функции
гос. управления, чётко определить организационную
ячейку для каждой из них
- обеспечить быстрое и чёткое прохождение
административных дел тем, чтобы каждое
административное дело окончательно решалось,
как правило, в одном органе.
- Обеспечить необходимую координацию
и согласованность деятельности органов
гос. управления.
- Чётко определить задачи, функции и полномочия
каждого органа гос. управления.
Система ОГУ построена на основании территориального
принципа.
Уровни:
- В республиканском уровне участвуют:
- министерства и гос.комитеты (01.01.2012 - Из МВД выделен следственный комитет)
- На местном уровне (областной, базовый, первичный)
- областные исполкомы и города Минска (областной)
- администрация районов городов с районным делением (базовый)
- районные исполкомы (первичный)
Основные принципы построения системы
органов гос. управления:
- Принцип сочетания
- централизации (единое руководство, единая
система, которой должны подчиняться другие
органы гос. власти) (принцип означающий, что все акты гос. управления должны быть подчинены актам вышестоящих органов)
- децентрализации (работая, в сочетании с принципом централизации и означает, что органы местной власти самостоятельно принимают на подчинённой им территории решения, которые действую в рамках их территории)
- принцип законности (проявл прежде всего в том, что все органы обязаны соблюдать Конституцию РБ, законы РБ, НПА.
К СЕМИНАРУ!!!!!!!!!!!!! НПА:
- Конституция РБ
- Закон РБ о Совете
Министров РБ, от 2008г.
- Закон о местном управлении
и самоуправлении РБ
- Указ Президента об
администрации президента РБ, 1998г.
- 510 указ о совершенствование системы республиканских ОГУ