Курс лекций по предмету "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:32, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по предмету "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo_-_Elektronny_konspekt.docx

— 51.73 Кб (Скачать файл)

Административное право

Жигалко Елена Валерьевна

 

Тема №1

 

Административное право как отрасль права РБ

 

Предмет АП – выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации деятельности органов исполнительной власти (органов гос. управления).

 

Особенности тех отношений, которые изучает АП:

  1. Отношения складываются между вышестоящими и нижестоящими органами гос. управления (например: правительство, министерство)
  2. Отношения формируются также и по горизонтальному принципу (между равнозначными субъектами по правовому статусу).
  3. Отношения могут складываться между органами гос. управления и общественными объединениями, а также организациями.
  4. Отношения могут складываться между органами гос. управления, гражданами, иностранными гражданами и лицам без гражданства.

 

Признаки управленческих отношений, выступающих предметом АП:

  1. Управление – это функция органов исполнительной власти.
  2. Обеспечение взаимодействия элементов в системе.
  3. Наличие субъекта и объекта управления.
  4. Управленческие отношения могут быть: внутрисистемными (отношения в рамках исполнительной власти) и внесистемными (министерство с политическими партиями, профсоюзами).
  5. Наличие у субъекта управления властных полномочий.
  6. Обязательное наличие органа государства в системе взаимоотношения.

 

Метод правового регулирования

 

Метод АП – совокупность правовых средств, приёмов и способов воздействия на управленческие отношения.

 

 

 

 

Признаки метода АП:

  1. Юридическое неравенство сторон (связано с отношениями власти и подчинения).
  2. Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, либо возникают в одностороннем порядке.
  3. Наличие прав и обязанностей у обеих сторон
  4. Наличие права на защиту (в РБ 2 способа защиты: 1) досудебная порядок урегулирования своего конфликта; 2) судебная.)

 

  • В отличие от гражданского права, где присутствует метод диспозитивности, автономии воли сторон, в АП – ИМПЕРАТИВНЫЙ МЕТОД (неравенство сторон, подчинение одной стороны другой стороне). Таким образом, административно-правовой метод заключается:
  • в установление определённого порядка действия, не соблюдение которого влечёт за собой юридически значимые ответственности,
  • в качестве способов правового регулирования.

в АП используются 4 способа:

  • Предписание (указание одного субъекта другому, что нужно сделать)
  • Запрет
  • Дозволение
  • Рекомендации

 

Функции и принципы АП

 

   Функции АП – основные направления правового воздействия на общественные отношения (управленческие отношения).

 

Функции АП:

  • Регулятивная
  • Охранительная

 

Принципы АП (основные руководящие идеи, начала, используемые в той или иной отрасли права):

  • Верховенство закона
  • Приоритет прав и свобод человека
  • Принцип разделение властей
  • Принцип равенства гражданства перед законом
  • Принцип гуманизма
  • Принцип подконтрольности и подотчётности государственных органов и служащих
  • Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц
  • Принцип ответственности должностных лиц за свои действия и решения

 

Нормы АП

Нормы АП, будучи регулятором правовых отношений:

  • определяет правовое положение граждан ы в сфере гос. управления,
  • регулирует порядок образования и ликвидации органов гос. управления,
  • регулирует порядок прохождения гос. службы,
  • закрепляет правовой статус служащих,
  • устанавливает формы и методы гос. управления,
  • определяют способы обеспечения законности и правопорядка,
  • регулируют административно-юрисдикционную деятельность, уполномоченных органов,
  • регламентирует управления в отраслях и сферах.

 

Административно-правовая норма – представляет собой установленного государством и охраняемое от нарушений принудительной силой государства правила поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере гос. управления.

 

Структура административно-правовой нормы:

  • Гипотеза –указывает на определенные условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения
  • Диспозиция – само правило поведения. В АП диспозиция выражается в правах, правомочиях, дозволении, предписании, запрета, наложении обязанностей, наложение запрета или иных ограничений.
  • Санкция – указывает на меры административного воздействия

 

  • Нормой АП не всегда изложены в полном составе, может быть различное сочетание: диспозиция + санкция, гипотеза + диспозиция, гипотеза + диспозиция + санкция, и т.д.

 

Классификация административно-правовых норм :

 

По функциям :

  • регулятивные
  • охранительные

 

 

По содержанию предписания :

  • обязывающие
  • запрещающие
  • уполномочивающие
  • стимулирующие
  • рекомендательные

По юридической силе:

  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов

По действию во времени:

  • срочные
  • бессрочные

 

 

По масштабу действий:

  • общереспубликанские (действует на всей территории РБ)
  • местные

 

По адресату:

•нормы, регулирующие правовое положение граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, юридических лиц, общественных объединений.

 

По объему регулирования:

  • общие
  • межотраслевые
  • отраслевые

 

По предмету регулирования:

  • материальные (в конкретном нпа)
  • процессуальные(вы пришли и осуществляете)

 

Реализация административно-правовых норм

Реализация – процесс практического претворения в жизнь субъектами АП государственной воли.

 

Осуществляется с помощью следующих форм :

  • соблюдение (субъекты воздерживаются от завершения действий, закрепленных в нормах )
  • исполнение (активные действия, т.е. субъект исполнят свои обязанности)
  • применение (разрешение индивидуально конкретных дел уполномоченных на то государством )
  • использование (самостоятельно используете свои собственные права)

 

Административно-правовые отношения

- разновидность  правовых отношений

 

Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое, общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой

 

Характерными признаками АП отношений является :

  • они возникают на основе норм административного права
  • возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти
  • характерно наличие обязанного субъекта
  • характерно наличие властного субъекта
  • участники наделены правами и обязанностями
  • обеспечиваются с помощью государственного принуждения
  • защищаются в судебном и внесудебном порядке

 

 

К органам общей компетенции относится:

  • органы гос. управления, которые руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают в рамках этих сфер экономической и социально-культурное развитие. К ним в частности относится:
  • правительство РБ
  • исполнительные комитеты и администрации района в городах с районным делением

 

Органы отраслевой компетенции относится:

  • органы гос. управления, которые осуществляют руководство подчинённой им отрасли, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями. (Например, к  ним относится Министерство торговли РБ, Министерство транспорта и коммуникации РБ, Министерство архитектуры и строительства)

 

 

 

 

Органы межотраслевой компетенции:

  • органы гос. управления, которые выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей права, выполняя при этом различные функции. (Например, Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям)

По порядку разрешения ведомственных вопросов:

  • единоначальные (органы гос. управления, в которым гос. власть принадлежит возглавляющему данному органу лицу). Например:
  • коллегиальные (орган гос. управления, в котором гос. власть принадлежит большинству членов данного органа). Например: Совет Министров РБ, исполком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №2

Система органов гос. управления и принципы её построения

 

   Система органов исполнительной власти – это основанная на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеней по аппарату управления, каждая из которой выполняет определённые функции и задачи.

 Перед органами гос. управления (исполн. власти) стоят след задачи:

  • сгруппировать однородные отрасли экономии, отрасли социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление
  • охватить все без исключения функции гос. управления, чётко определить организационную ячейку для каждой из них
  • обеспечить быстрое и чёткое прохождение административных дел тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе.
  • Обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов гос. управления.
  • Чётко определить задачи, функции и полномочия каждого органа гос. управления.

 

Система ОГУ построена на основании территориального принципа.

Уровни:

  • В республиканском уровне участвуют:
    • Совмин - во главе
    • министерства и гос.комитеты (01.01.2012 - Из МВД выделен следственный комитет)
  • На местном уровне (областной, базовый, первичный)
    • областные исполкомы и города Минска (областной)
    • администрация районов городов с районным делением (базовый)
    • районные исполкомы (первичный)

 

 

 

 

 

Основные принципы построения системы органов гос. управления:

  1. Принцип сочетания
    • централизации (единое руководство, единая система, которой должны подчиняться другие органы гос. власти) (принцип означающий, что все акты гос. управления должны быть подчинены актам вышестоящих органов)
    • децентрализации (работая, в сочетании с принципом централизации и означает, что органы местной власти самостоятельно принимают  на подчинённой им территории решения, которые действую в рамках их территории)
  1. принцип законности (проявл прежде всего в том, что все органы обязаны соблюдать Конституцию РБ, законы РБ, НПА.

 

 

К СЕМИНАРУ!!!!!!!!!!!!!     НПА:

  1. Конституция РБ
  2. Закон РБ о Совете Министров РБ, от 2008г.
  3. Закон о местном управлении и самоуправлении РБ
  4. Указ Президента об администрации президента РБ, 1998г.
  5. 510 указ о совершенствование системы республиканских ОГУ

Информация о работе Курс лекций по предмету "Административное право"