1. ПОНЯТИЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН
РФ
Административно
- правовой статус – совокупность прав,
обязанностей, ответственности, реализуемая
в сфере государственного управления
и урегулированная административно
- правовыми нормами.
Правовой
статус гражданина – одна из важнейших
политико-юридических категорий, неразрывно
связанных с социальной структурой
общества, уровнем демократии и состоянием
законности в нем. Юридический статус
человека и гражданина в обществе,
государстве представляет собой
сложный и многосторонний конституционно-правовой
механизм.
Правовой
статус гражданина, природа прав и
обязанностей привлекают пристальное
внимание специалистов различных отраслей
права. Это обусловлено тем, что
правовой статус гражданина представляет
собой комплексный правовой институт.
Вместе с тем каждый человек является
субъектом правового- общения как в
целом так и отдельных областях. Поэтому
его статус в той или иной области регулируются
нормами той или иной отрасли права.
Согласно
Конституции человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина —
обязанность государства. Каждый гражданин
России обладает на ее территории всеми
правами и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные
Конституцией.
Эти
конституционные положения являются
исходными для административно-правового
статуса граждан, который определяется
нормами конституционного, административного
и других отраслей права путем предоставления
гражданам прав, свобод и возложения на
них обязанностей в сфере управления,
а также установления ответственности
граждан перед государством.
По
своей юридической природе права,
свободы, обязанности и ответственность
граждан в сфере управления ничем не отличаются
от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности,
которыми граждане обладают во всех областях
экономической, политической, социальной
и культурной жизни. Все граждане России
равны перед законом независимо от происхождения,
социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, убеждений, отношения
к религии, принадлежности к общественным
объединениям, рода и характера занятий,
места жительства и других обстоятельств.
Согласно
Конституции - человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина —
обязанность государства. Каждый гражданин
России обладает на ее территории всеми
правами и свободами и «несет
равные обязанности», предусмотренные
Конституцией.
Административно-правовой
статус граждан Российской Федерации,
составляющий важнейшую часть их
общего правового статуса и закрепленный
во многих законах и подзаконных
актах состоит в следующем:
- комплекс
их прав и обязанностей, закреплённых
нормами административного права;
- гарантии
реализации этих прав и обязанностей,
включая их охрану законом и механизм
защиты органами государства и местного
самоуправления;
Правовые
акты, относящиеся к установлению
административно-правового статуса
человека и гражданина, могут быть
подразделены в зависимости:
- от принципа
разделения властей – на акты органов
законодательной власти и акты органов
исполнительной власти;
- от юридической
силы – на законы и подзаконные акты;
- от характера
компетенции издающих их органов – на
акты органов общей, отраслевой и межотраслевой
компетенции.
В
правовых актах не отождествляется
правовой статус личности (человека) и
гражданина Российской Федерации. Гражданин
обладает большим объемом прав и
обязанностей, чем человек как
таковой. Лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации, не имеют некоторых
прав и обязанностей, принадлежащих
ее гражданам. В формировании и реализации
составляющих административно-правового
статуса граждан России, помимо Конституции
Российской Федерации, большое значение
имеют органы государственного управления
и местного самоуправления. В пределах
предоставленной компетенции они:
- издают правовые
акты, влияющие на содержание статуса
граждан, влекущие приобретение ими прав
и обязанностей в той или иной сфере (например,
реализация права на образование предполагает
издание акта о зачислении в учебное заведение);
- организуют
исполнение законов, имеющих непосредственное
отношение к административно-правовому
положению граждан;
- помогают
гражданам в реализации их конкретных
субъективных прав (например, в вопросах
социальной защиты);
- осуществляют
охрану прав и свобод граждан.
Большинство
основных (конституционных) прав граждан
нуждается в административно-правовом
обеспечении. А если они не подкреплены
административно-правовыми нормами,
то зачастую становятся благими пожеланиями,
красивыми обещаниями. Так, нормы
Федерального закона "О порядке
выезда из Российской Федерации и
въезда в Российскую Федерацию",
закрепив право граждан России на
получение заграничного паспорта, процедуру
его получения и ряд других
вопросов, урегулировали административно-правовой
механизм реализации конституционного
права на выезд из России и въезд
в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет
право граждан России обращаться
в государственные и муниципальные
органы. Очевидно, что для реализации
этого права нужен федеральный
закон, закрепляющий порядок его
осуществления. Необходимо уточнить круг
субъектов соответствующих отношений:
могут ли обращаться в органы публичной
власти лица, не являющиеся гражданами
России, можно ли обращаться в частные
организации, к тому же нужно решить
вопрос об ответственности за бюрократическое
отношение к обращениям граждан.
Таким
образом, административное право конкретизирует
права и обязанности граждан,
устанавливаемые конституционным
правом, и делает это при помощи
органов государственного управления
и местного самоуправления.
Под
административной правоспособностью
гражданина понимается признаваемая за
ним законом возможность быть
субъектом административного права,
иметь права и обязанности
административно-правового характера.
Она возникает с момента рождения
гражданина и прекращается с его
смертью. Административная правоспособность
граждан не может быть отчуждаема
и передаваема. Её объём изменяется
лишь законом. Для отдельных граждан
эта правоспособность может быть
временно ограниченна в случаях
и в порядке, определяемых законодательством,
например, в связи с совершением
уголовного или административного
правонарушения, за которые закон
предусматривает санкции в виде
лишения свободы, лишение специальных
прав и другие правоограничения.
Конституцией
Российской Федерации обозначены виды
прав и свобод, не подлежащих ограничению
(право на жизнь, на неприкосновенность
частной жизни, свобода совести и др.)Права
и обязанности граждан по содержанию можно
подразделить на две группы:
- статусные,
указывающие на положение гражданина
в социальной структуре страны;
- адекватные
тем сферам, в которых права и обязанности
могут реализовываться.
Одним
из прав граждан, находящихся в административной
правовой сфере, является право на хранение
и ношение определённых видов
оружия. Оно реализуется Федеральным
Законом от 13.12.96 "Об оружии" и
контролируется органами внутренних дел.
Административная
дееспособность гражданина – признаваемая
за ним способность своими личными
действиями:
а)
приобретать права и обязанности
административно-правового характера;
б)
осуществлять их. Такая дееспособность
включает также способность гражданина
лично нести ответственность
за совершенные правонарушения в
соответствии с действующими правовыми
актами.
Вся
система административно-правовых
отношений, субъектами которых могут
быть граждане, определяется их административной
правоспособностью. Но возникают они
в процессе реализации гражданами своих
субъективных прав и юридических
обязанностей как по собственной
инициативе, так и в порядке
одностороннего волеизъявления органа
государственного управления, местного
самоуправления или его должностного
лица. При этом в осуществлении
субъективных прав инициатива преимущественно
принадлежит гражданам.
2. СОДЕРЖАНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
ГРАЖДАН РФ
Административная
правоспособность и административная
дееспособность — главные составляющие
административно-правового статуса
субъектов административного права.
В отличие от частного права (гражданского
законодательства), нормативно устанавливающего
понятия гражданской право- и
дееспособности, в административном
праве термин «административнаяправосубъектность»
лишен правового регулирования
и анализируется учеными в
целях выяснения правовой природы
и общих вопросов административно-правового
статуса участников административно-правовых
отношений.
Правоспособность
субъекта сочетает в себе его юридические
права и обязанности; она традиционно
представляет собой способность
конкретного лица иметь субъективные
права и юридические обязанности.
Административная правоспособность —
вид общей правоспособности субъекта
права. Последняя представляет собой
установленную законодательством
и гарантированную государством
возможность конкретного субъекта
права вступать в различные правоотношения.
Правоспособность — это возможность
приобретать соответствующие права
и исполнять обязанности, совершать
действия и принимать решения, возбуждать
административные производства и рассматривать
дела об административных правонарушениях,
нести ответственность в случае
нарушения правовых норм и несоблюдения
установленных законом требований.
Таким
образом, правоспособность служит условием
возникновения реальных правоотношений,
предпосылкой приобретения каждой из
сторон этих правоотношений конкретных
прав и обязанностей. Реализация прав
и обязанностей субъекта административного
права обеспечивается наступлением
юридических фактов, образующих сами правоотношения.
Правоспособность субъекта права создает
возможность применения к нему юридической
(в том числе административной) ответственности.
Административно-правовые
отношения возникают тогда, когда
субъекты (участники) этих отношений
имеют административную правоспособность,
т. е. обладают необходимым объемом
прав и обязанностей, создающих основу
для их вступления в правоотношения.
Каждый участник административно-правовых
отношений, наделенный законодательством
конкретными правами и обязанностями,
может рассматриваться в качестве
субъекта административного права.
Специфика
любой отрасли права накладывает
свой отпечаток на содержание административной
правоспособности. Изменение административного
законодательства также вносит коррективы
в сущность административной правоспособности.
Каждый субъект административного
права имеет особую административную
правоспособность. Например, административная
правоспособность гражданина отличается
от административной правоспособности
организаций, органов исполнительной
власти, общественных объединений и
иных организаций.
Таким
образом, административная правоспособность
— это потенциальная возможность
субъекта воспользоваться установленными
для него правами, свободами, а также
исполнить обязанности, осуществить
компетенцию и полномочия. С практической
точки зрения правоспособность субъекта
административного права создает
лишь предпосылки для реализации
его правового статуса. Иначе
говоря, правоспособность характеризует
субъекта права как лицо, которое
может воспользоваться при наличии
соответствующих условий конкретными
правами, свободами и на которое
можно в действительности наложить
обязанности (запреты, ограничения), а
также привлечь к юридической
ответственности.
С
другой стороны, все субъекты административного
права обладают общими чертами, характеризующими
их административную правоспособность.
Как общие, так и специфические
признаки обусловлены предметом
административного права и методом
административно-правового регулирования.
Можно выделить такие признаки, определяющие
общее в административной правоспособности
субъектов административного права,
как:
1)управленческая
сущность деятельности, проявляющаяся
при реализации административной правоспособности:
субъекты административного права неразрывно
связаны с исполнительной властью, они
осуществляют государственное управление,
различные функции публичного управления
для всех субъектов административного
права;
2)наличие
специальных прав и обязанностей субъектов
административного права, способствующих
формированию организационных связей
и отношений в системе публичного управления
(для всех субъектов административного
права);
3)юридическая
властность действий и распорядительность
решений, принимаемых некоторыми субъектами
административного права (для органов
исполнительной власти и должностных
лиц);
4)реализация
государственно-принудительных полномочий,
мер административного принуждения (для
специальных субъектов права, наделенных
соответствующими полномочиями);
5)обеспечение
защиты правоотношений, участниками которых
являются граждане (для всех субъектов
административного права);
6)юридические
гарантии рассмотрения возникшего в системе
публичного управления правового спора
в административном или судебном порядке
в рамках установленных процессуальных
правил (для всех субъектов административного
права).
Субъекты
административного права, имеющие
установленный административно-правовыми
нормами правовой статус, становятся
участниками административно-правовых
отношений тогда, когда практически
осуществляют определенную за ними административную
правоспособность. Таким образом, субъекты
административного права наряду
с административной правоспособностью
должны обладать и административной
дееспособностью, т. е. иметь возможность
реализации принадлежащих им прав в
области публичного управления. Под
административной дееспособностью
физического или юридического лица
понимается их способность своими решениями
и действиями (бездействием) приобретать
и осуществлять права, создавать для себя
и иных лиц обязанности, исполнять их и
обеспечивать права и свободы граждан.