Личные права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина/Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991.№ 52.Ст. 1865. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в Российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность, личных прав и свобод человека и гражданина…………………….5
2. Общая характеристика личных прав и свобод человека…………………………………7
2.1 Право на жизнь…………………………………………………………………………….7
2.2 Право на охрану достоинства личности………………………………………………….8
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность………………………………………8
2.4 Право на неприкосновенность частной жизни…………………………………………10
2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени………………………………………...12
2.6 Право на неприкосновенность жилища………………………………………………...14
2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и местожительства….15
2.8 Свобода совести и вероисповедания……………………………………………………16
2.9.Свобода мысли и слова…………………………………………………………………..17
2.10 Право на информацию………………………………………………………………….18
2.11 Право на защиту своих прав и свобод…………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Личные права и свободы человека.docx

— 47.18 Кб (Скачать файл)

Свобода слова - это гарантированная  государством возможность беспрепятственно выражать своё мнение и убеждения  по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера  посредством устного или печатного  слова, на собраниях, митингах, другими  средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется  в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и  независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских  и политических правах, ст. 10 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения  мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, на образование; свободы  совести, творчества, и др.

Конституции советского периода гарантировали  свободу слова, печати в соответствии с интересами народа и в целях  укрепления и развития социалистического  строя и ничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Действующая  Конституция РФ не обусловливает  свободу мысли и слова какими-либо идеологическими или социально-общественными  рамками. Напротив, конституционные  нормы о свободе мысли и слова сформулированы в единстве с конституционными положениями о признании идеологического и политического многообразия, недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

Положения Конституции РФ о свободе  мысли и слова соответствуют  международно-правовым стандартам в  этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских  и политических правах (ст. 18, 19), Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения  своего мнения чрезвычайно важна  для реального проявления свободы  человека. Но эта свобода не может  быть абсолютной, безграничной. Слово  как главное средство человеческого  общения оказывает сильнейшее воздействие  на сознание и поведение людей. Оно  может созидать и разрушать, звать  к социальному прогрессу и  призывать к насилию, обогащать  внутренний мир человека и унижать  личное достоинство. Этим объективно обусловлена  необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных  с осуществлением свободы слова.

В современный период ограничения  в этой области установлены как  на международно-правовом, так и  на национальном уровнях.

2.10 Право на информацию

В России конституционное право  человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года (далее - Декларация). Согласно ч. 2 ст. 13 Декларации каждый имеет право  искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права  могут устанавливаться законом  только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ список правомочий, составляющих право на информацию, дополнен правом передавать и производить  информацию. Общие основания законодательных  ограничений права на информацию, в отличие от Декларации, в ныне действующей Конституции РФ не приводятся, поскольку они следуют из общих  принципов ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Но положение о том, что перечень сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом, сохранено в качестве важного  предела вводимым ограничениям права  на информацию.

2.11 Право на защиту  своих прав и свобод

Исполнение законодательных положений, направленных на защиту прав граждан  и юридических лиц, и создание условий для реализации ими своих  прав и законных интересов уже  в течение многих лет является самой существенной задачей публичной  власти в России. "Центр тяжести" правовой защиты в количественном и  качественном отношении лежит на исполнительной власти, органы которой  обязаны обеспечивать безупречность  своих действий и решений, избегать ошибок в правоприменительной деятельности.

Отношения между гражданами и их объединениями с органами публичной  власти носят разносторонний характер. По своему функциональному назначению органы исполнительной власти тесно  связаны с управлением процессами в экономике, они распоряжаются  огромными государственными и муниципальными материальными и финансовыми  ресурсами. Предметом отношений  между органами публичной власти и гражданином могут стать  как обязательная государственная  регистрация сделки, получение гражданином  паспорта, организация митинга, осуществление  предпринимательской деятельности, так и совершение гражданином (или  юридическим лицом) правонарушения. Несмотря на общее количество органов  государственной власти и различные  сферы их регулирования, в основе всех отношений между публичной  властью и гражданами (их объединениями) лежит принцип власть - подчинение. В данных отношениях нет свободы  воли сторон, что обусловливает необходимость  определения гарантий соблюдения прав и свобод граждан и их объединений  как субъекта, не обладающего государственно-властными  полномочиями. Эти гарантии закреплены в законодательстве и применяются  в процессе последующей практической реализации процессуальных правовых механизмов защиты См.: Ноздрачев А.Ф., Сухарева Н.В., Мельникова В.И. Процессуальные правовые механизмы защиты граждан и их объединений во взаимоотношениях с  публичной властью // Законодательство и экономика. 2005 г. N5. С. 31..

Можно обозначить несколько оснований  возникновения конфликта между  органами публичной власти и гражданами (их объединениями): принятие неправомерного решения представителем органа публичной  власти (действия должностного лица, не соответствующие предписаниям закона) или совершение гражданином (объединением, юридическим лицом) административного  правонарушения.

Гражданину предоставляется право  самостоятельно выбирать порядок обжалования  действий и решений, нарушающих его  права и свободы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан" Закон РФ «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан» от 27.04.1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 19. Ст. 685. гражданин вправе обратиться с жалобой на подобные действия (решения) либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, приобретая в равной степени как право на административную жалобу, так и право на жалобу-иск или административный иск в судебном органе. Специалисты неоднозначно оценивают данное положение. По мнению одних, необходимо закрепление исключений из указанного правила выбора инстанции, которая будет рассматривать соответствующее заявление гражданина, например, при обжаловании нормативного акта. Другие призывают обжалование действий и решений вышестоящими инстанциями считать составной частью их контрольных полномочий. Закрепить судебный порядок обжалования как единственно возможный - значит принести значительный ущерб экономичности; административное дело должно начинаться в органе исполнительной власти. В соответствии с Законом СССР от 2 ноября 1989 г. N 719-1 "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" Ведомости СНД и ВССССР.1989. № 22. Ст. 416. подача жалобы в вышестоящий орган власти признавалась обязательной стадией административного процесса. Думается, что изменение такого порядка на альтернативный - по выбору гражданина - предоставляет последнему наибольшую оперативность при решении конфликта, сочетая судебную и внесудебную формы защиты прав.

Определение порядка защиты прав зависит  от сущности и особенностей конфликтов. От правильного определения сущности спорных отношений, относимых к  административно-правовым, зависит  и форма их регламентации. Выявление  предмета административно-правового  спора и его особенностей необходимо для построения четкой системы взаимоотношений  между его сторонами (участниками  спора).

Институт несудебной защиты субъективных прав, свобод и законных интересов  граждан путем обжалования неправомерных  действий (бездействия) должностных  лиц в Российской Федерации имеет  глубокие исторические корни.

 

Заключение

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

эти права и свободы являются но своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

это такие права и свободы, которые  необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

 

Список литературы

Нормативный материал

1. Конституция РФ 1993г.

2. Декларация прав и свобод  человека и гражданина/ Принята  Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. // Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета РСФСР.1991. № 52. Ст. 1865.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Международный пакт о гражданских  и политических правах 1966 г.

5. Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

6. Федеральный закон РФ «Об  оперативно-розыскной деятельности»  от 12.08.1995 г. // Собрание законодательства  РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

7. Федеральный закон РФ «О  свободе совести и религиозных  объединениях» от 26.09.1997 г.//СЗ РФ. 1997. № 39.

8. Уголовный кодекс РФ (Федеральный  закон от 13.06.1996 г.) // Российская газета. № 113-115. 18-20.06.1996.

9. Уголовно-процессуальный кодекс  РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 г.) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52. Ст. 4921.

10. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.//ВСНД РФ и Верховного  Совета РФ.1991. № 16. Ст. 503.

11. Закон РФ «Об обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы  граждан» от 27.04.1993 г.//Ведомости Съезда  народных депутатов РФ и Верховного  Совета РФ.1993. № 19. Ст. 685.

Литература

12. Анисимов А.Л. Честь, достоинство,  деловая репутация под защитой  закона. М., 2004.

13. Беркович Е.Ф. Прокурорский  надзор за исполнением законов.  М., 1998.

14. Головистикова А.Н., Грудцына  Л.Ю. Права человека: эволюция  развития //«Адвокат». Июнь 2006. №  6.

15. Жаке Ж.П. Конституционное  право и политические институты,  учеб. пособие. 4-е изд. / пер. с франц.  проф. В.В. Маклакова. М., Юристъ, 2002.

16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное  право России». Учебник/ М., Юристъ, 2004.

17. Красавчикова Л.О. Личная жизнь  под охраной закона. М., 1983.

18. Малеина М.Н. Личные неимущественные  права граждан: понятие, осуществление,  защита. М., 2001.

19. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального  доказывания. М., 1996.

20. Ноздрачев А.Ф., Сухарева Н.В., Мельникова В.И. Процессуальные  правовые механизмы защиты граждан  и их объединений во взаимоотношениях  с публичной властью // Законодательство и экономика. 2005 г. N5.

21. Петрухин И.Л. Личная жизнь:  пределы вмешательства. М., 1989.

22. Права человека / Отв. ред. Е.А.  Лукашева. М., 2003.

23. Романовский Г.Б. Право на  неприкосновенность частной жизни.  М., 2001.

24. Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы  теории советского конституционного  права. Выпуск 1. Саратов, 1967.

 


Информация о работе Личные права и свободы человека