Марксизм, марксизм-ленинизм в России и СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:56, реферат

Краткое описание

Как известно, в недалёком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений отмечались с особым вниманием и носили, так сказать, событийный характер. К этим датам приурочивалась организация и проведение всесоюзных и международных научных конференций, симпозиумов и конгрессов, посвящённых марксизму. Мероприятия подобного рода, помимо содержательного смысла, имели и отчасти ритуальное значение. Особенно для определённой части партгосноменклатурщиков, а также для самых непроходимых чинуш от науки, каковых, надо признать, у нас всегда хватало.

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

д. в. Джохадзе


марксизм-ленинизм

в постсоветской россии

По следам Всероссийской научно-практической

конференции «Марксизм-ленинизм в ХХI веке и

перспективы развития России»

(Москва, Институт философии РАН, 26–27 апреля 2001 г.)

Как известно, в недалёком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений отмечались с особым вниманием и носили, так сказать, событийный характер. К этим датам приурочивалась организация и проведение всесоюзных и международных научных конференций, симпозиумов и конгрессов, посвящённых марксизму. Мероприятия подобного рода, помимо содержательного смысла, имели и отчасти ритуальное значение. Особенно для определённой части партгосноменклатурщиков, а также для самых непроходимых чинуш от науки, каковых, надо признать, у нас всегда хватало. Приверженность этих деятелей марксизму-ленинизму являлась скорее показной демонстрацией их лояльности партии и государству, нежели выражением их подлинно гражданской или научной позиции. Сегодня мы видим, что это идеологическое хамелеонство и политическая ангажированность, не имеющие ничего общего с наукой, заставили одних, наиболее рьяных, окончательно перебраться в лагерь антимарксистов и антикоммунистов, других же – более «рассудительных» – вынудили в мучительном ожидании держать нос по ветру. «Аутентичный» марксизм от этого только выигрывает: происходит его очищение от всего наносного и лживого.

В последнее десятилетие традиция «ритуальных торжеств» в научной среде по вполне понятным причинам была предана забвению, а вместе с ней и многое положительное, что она в себе несла. То, что раньше было прерогативой государства, ныне стало узкокорпоративной заботой учёных. Между тем, судя по выходящей во всём мире социально-политической, философской, исторической, экономической и пр. литературе, а также общественно-политическим сдвигам, имевшим место в последние годы, интерес к марксизму отнюдь не угас. Об этом, в частности, свидетельствуют научные конференции по Марксу, марксизму и марксизму-ленинизму, проводимые в ИФ РАН.

Идея проведения научной конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения Карла Маркса, была выдвинута в ИФ РАН автором этих строк в 1997 г. и активно поддержана дирекцией и учёными-марксистами ИФ РАН, МГУ им. Ломоносова и других научных центров столицы. Реализация этой идеи положила начало проведению в ИФ РАН регулярных научно-практических конференций: «Карл Маркс и современная философия» (23.04.1998 г. – по материалам конференции вышла одноименная книга, а также ряд брошюр), «Теория и практики марксизма» (27.04.2000 г. – материалы конференции находятся в печати), «Марксизм-ленинизм в ХХI веке и перспективы развития России» (26-27.04.2001 г. – материалы планируется издать в 2002 г.), – а также ежемесячных теоретических семинаров под названием «Марксовские чтения», на которых с докладами выступают известные обществоведы, представители Госдумы, аспиранты, присутствует студенческая молодёжь.

В дополнение к сказанному важно отметить, что в 1998 г. юбилейные конференции после ИФ РАН прошли и в МГУ, в обществе «Российские учёные социалистической ориентации» (РУ СО), Международный круглый стол «Карл Маркс в контексте мировой культуры ХХ столетия» – во Львове, Международная конференция, приуроченная к 150-летию со дня выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» – в Париже. Всероссийская научно-практи-ческая конференция «Маркс и Россия» состоялась 15–16 мая 2001 г. в Нижневартовском экономико-правовом институте ТюмГУ; 28 мая с. г. на филфаке МГУ был проведён круглый стол по Марксу. Подобные мероприятия, вполне возможно, проводились или запланированы и в других научных центрах нашей страны, однако СМИ, по понятным причинам, предпочитают умалчивать об этом.

Как видим, вопреки прогнозу об окончательном «крахе» марксизма-ленинизма и советского социализма, обществоведы РФ отнюдь не потеряли интереса к марксизму за последние годы. Более того, ими чётко осознаётся потребность творческого прочтения марксизма и критического переосмысления некоторых его положений с учётом данных Новейшей истории. И это понятно, ибо марксов идеал единого бесклассового и бесконфликтного человечества, свободного от всякой эксплуатации и построенного на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, дружбе и взаимопомощи всех народов, свободе личности, равноправии и благосостоянии общества, – сохраняет своё значение и сегодня. Интерес к марксизму в мире в целом очевиден. Ведь в истории человечества известно множество значительных социально-политических теорий и философских систем, преследовавших целью устройство справедливого и гуманного общества, но ни одна из них по широте охвата, глубине анализа явлений и практически-преобразовательной силе не может сравниться с марксизмом-ленинизмом.

Высокая степень дискурсивности нынешней конференции, которую открыл теоретически содержательным вводным словом зам. директора ИФ РАН, член-кор. РАН А. А.  Гусейнов, во многом была определена основными докладами пленарных заседаний, с которыми выступили: Ойзерман Т. И., акад. РАН (ИФ РАН) – «Социалистические идеи Маркса и Энгельса и реальный социализм»; Страхов В. Н., акад. РАН (директор Объединённого Института физики Земли РАН) – «Смена парадигм в науке – это смена стереотипов мышления»; Багатурия Г. А., д. ф. н., проф. (председатель редакционной комиссии международного издания Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала «МЭГА») – «Публикации теоретического наследия Маркса и Энгельса и перспективы развития марксизма в ХХI веке»; Семёнов В. С., д. ф. н., проф. (ИФ РАН) – «Современные общественные противоречия и будущее России»; Перламутров В. Л., чл.-кор. РАН (зам. директора Института проблем рынка РАН) – «О перспективах развития теории социалистической экономики»; Хорев Б. С., д. эк. н., проф. МГУ – «Демографическое будущее России и задачи, стоящие перед её обществом».

Большинство выступавших с содокладами учёных (докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, зав. кафедрами, ст. и гл. научных сотрудников, а также аспирантов – всего более 70 выступлений) при всём разнообразии подходов сошлись во мнении, что находившиеся в течение всего ХХ столетия в центре теоретической дискуссии обществоведов проблемы теории и практики марксизма-ленинизма приобрели особую актуальность и остроту в наше время. По их мнению, сегодня, как никогда раньше, важно дать марксизму-ленинизму объективную оценку, проанализировать его современное состояние в свете исторического опыта ХХ века и прогнозов развития в веке наступившем. Непредвзятый теоретико-познавательный анализ жесткого, даже сверхжёсткого критицизма, которому подвергся марксизм, особенно за последнее десятилетие, а также исследование степени объективности и необъективности этого критицизма имел принципиальное значение в работе конференции. В этом деле, с точки зрения выступавших, важен учёт всех мнений, в том числе антимарксистских.

Каждая эпоха имела свои идейные ориентиры. Одним из главных, причём ложных ориентиров в «постсоветское» время была и пока остаётся ненаучная критика марксизма-ленинизма со стороны тех, кто мало или вовсе в нём не разбирается, критика поверхностная, публицистически-ангажированная, малоаргументированная. И это не удивительно, ведь ещё при жизни Маркса (как и в наше время) существовали два взаимоисключающих вида марксизма – истинный, аутентичный и ложный, догматизированный, схоластический. Второй вид имел в виду Маркс, когда, рассуждая о французских «марксистах» конца 70-х годов, сказал: «Я не марксист».

Сегодня многие пишут об окончательном «крахе» идей марксизма. С этим утверждением, считают участники конференции, согласиться нельзя, хотя бы потому, что коммунистические и социалистические идеи, которые составляют квинтэссенцию марксизма, возникли ещё в эпоху античности и, раз возникнув, они не только не сошли на нет, но в дальнейшем получили интенсивное развитие в объективном идеализме Платона, в эпоху феодализма и даже в недрах христианской религии. Нечего и говорить о европейском просветительстве, утопическом социализме и немецкой классической философии, в трудах представителей которых были предвосхищены в неразвитой форме отдельные основополагающие положения марксизма. Углубив и придав научно-доказательную форму более чем 2000-летним наблюдениям своих предшественников о замеченной ими в истории объективной тенденции развития человечества, движущегося в направлении к социализму и коммунизму, Маркс, Энгельс и Ленин вдохнули в эти разрозненные идеи новую силу и придали им концептуальное единство. Как показывает логика истории, поступательное движение социализма налицо: если в ХIХ веке теория социализма превратилась из утопии в науку, то ХХ век ознаменован началом практического превращения социализма в историческую действительность. ХХI век, как обоснованно отмечали выступавшие, принадлежит социализму. В противоборстве со старым миром Парижская коммуна просуществовала 72 дня, советский социализм 72 года. Но идеи социализма, если не де-юре, то де-факто, по-прежнему живут в сердцах и умах миллионов наших людей и являются мощным фактором социального движения современности.

Применяя к исследованию поднимаемых проблем марксовский сравнительно-сопоставительный и описательный методы, метод исторических параллелей и аналогий, участники форума пытались, в частности, найти верный ответ на вопрос: был ли отказ от общественно-политической модели социализма (с последовавшим распадом СССР и мировой соцсистемы) историческим «благом» и прогрессом, или, наоборот, «движением вспять», своего рода политической и социокультурной «инволюцией».

Важнейшей концептуальной задачей конференции было исследование того, в какой степени марксистская теория и конкретно-историческая практика её осуществления совпадают или не совпадают друг с другом, выявление параметров и особенностей такой совместимости (или несовместимости) и, наконец, поиск ответа на вопрос, в чём заключается причина частичного (или полного, если таковое имеет место) несоответствия теории марксизма его практике – в самой теории, или в практике, или в том и другом одновременно. Смысл работы нашей конференции отчасти заключался и в том, чтобы противопоставить этому огульному, продиктованному конъюнктурными или иными субъективными соображениями критицизму взвешенный и непредвзятый научный, именно марксистский подход, в том числе марксистскую самокритику.

На конференции была высказана критическая мысль о вытеснении на всём постсоветском пространстве марксистского научного рационализма религиозно-метафизическим иррационализмом и мистицизмом. В связи с этим справедливо ставился вопрос: можно ли считать сегодня устаревшей критику религиозного сознания античными мыслителями, европейскими просветителями и утопическими социалистами? Является ли устаревшим положение Маркса о том, что «критика религии – предпосылка всякой другой критики»? Ответ здесь ясен всем.

На конференции завязалась острая дискуссия вокруг чрезвычайно трудной, но весьма нужной источниковедческой, переводческой, комментаторской и теоретико-позна-вательной работы, проводимой ныне международной редакционной комиссией по изданию Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языке оригинала «МЭГА» (председатель редакционной комиссии – д. ф. н., проф. Г. А. Багатурия). Дискуссия эта и связанные с ней весьма содержательные теоретические дебаты были продолжены в ИФ РАН на специальном заседании постоянно действующего теоретического семинара «Марксовские чтения» (22 мая).

По итогам научно-практической конференции «Марксизм-ленинизм в ХХI веке и перспективы развития России» её участниками и была принята резолюция следующего содержания:

осуществляемая в течение последних четырёх лет работа Институтом философии РАН в области марксистской философии способствует критическому осмыслению её роли в новейшей истории и в социальной практике современности. Координационный совет по марксистским исследованиям (в составе д. ф. н., проф.: Гобозова И. А., Джохадзе Д. В. – научный координатор, чл.-кор. РАН Дмитриева А. В., Перфильева М. Н., Солопова Е. Ф., Сухова А. Д.), образованный в Институте философии на базе Группы комплексных проблем национальной политики при дирекции ИФ РАН, регулярно организует научно-практические конференции и теоретические семинары «Марксовские чтения», по итогам этих мероприятий готовит издание книг по философии марксизма, проводит круглые столы. Эта работа с интересом и удовлетворением встречена научной общественностью страны. Конференция отмечает большую научно-организационную работу дирекции ИФ РАН и Координационного совета по подготовке и проведению конференций и теоретических семинаров. Эта работа заслуживает продолжения и развития. Участники конференции принимают следующие рекомендации:

1) Просить  дирекцию Института философии  РАН, учёных-философов ИФ РАН, МГУ, Философского Общества РФ и других научных и вузовских центров продолжить работу по развитию марксистских научных концепций и идей; с этой целью рекомендовать Отделению философии, социологии, права и психологии РАН рассмотреть возможность создания в системе Академии наук (желательно в ИФ РАН) Центра марксистских исследований.

2) Продолжить и расширить  сотрудничество обществоведов Института философии РАН и столичных вузов обществоведами других институтов и университетов, существующих в различных регионах Российской Федерации (в том числе в СНГ).

3) Считать ныне существующий  в ИФ РАН Координационный совет по марксистским исследованиям постоянно действующим.

4) В Координационный  совет включить представителей  других научных и вузовских  центров.

5) При Координационном  совете целесообразно создать  межведомственный актив обществоведов  для ведения совместной работы (организационной, исследовательской и издательской) по марксизму.

6) Предложить Координационному  совету расширить контакты и  совместную работу по актуальным  проблемам теории и практики  марксизма с учёными стран  СНГ, а также других зарубежных государств.

7) Считать необходимым  проведение очередной конференции (международной) с приглашением учёных-марксистов из СНГ, социалистических стран и стран бывшего соцлагеря.

8) Считать целесообразным  перевод на русский язык международного  издания Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса «МЭГА», выходящего в настоящее время на языке оригинала; с этой целью просить председателя редакционной комиссии международного издания Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языке оригинала «МЭГА» д. ф. н., проф. Багатурия Г. А. подготовить соответствующее письмо-обоснование и представить его в Координационный совет для практической реализации предложения о переводе. (Принято 27 апреля 2001 г.)

В настоящее время во исполнение седьмого пункта данной резолюции Координационным советом уже подготовлено к рассылке информационное письмо о созыве весной 2002 г. международной конференции «Марксизм и тенденции развития современного мира».

 


 



Информация о работе Марксизм, марксизм-ленинизм в России и СССР