Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Административное право
На тему: Механизм административно-правового
регулирования
Студента группы: Пу 312 АП
Екатерины Ивановны Куцобовой
Научный руководитель
Екатеринбург
2015
Оглавление
Введение
Эффективность
правового воздействия на общественные
отношения в области государственного
управления зависит не только от природы
и особенностей этих отношений, не только
от правильно найденного метода правового
регулирования, но и от успешного использования
всех элементов такого механизма, с помощью
которого государственно-нормативная
воля переводится в фактическое поведение
субъектов общественных отношений.
Механизм
административно-правового регулирования
– это совокупность правовых средств,
а также процессов и состояний, которые
наступают в волевых общественных отношениях
в области государственного управления
в результате воздействия на них административно-правовых
норм. Какие же средства, процессы и состояния
включает в себя механизм административно-правового
регулирования общественных отношений?
Административно-правовое
регулирование начинается с издания норм
права. Административно-правовые нормы
– начальный и ведущий рычаг движения
государственной воли к ее исполнителям.
Целью
данной работы является рассмотреть механизм
административно - правового регулирования.
Для
достижения данной цели необходимо поставить
перед собой следующие задачи:
– Дать
понятие механизма административно-правового
регулирования;
– Рассмотреть
основные принципы административного
права;
–
Рассмотреть административно-правовые
нормы, их особенности, виды и реализацию;
– Рассмотреть
административно-правовые отношения,
их особенности и виды;
– Рассмотреть
источники административного права.
В
процессе раскрытия темы «механизм административно-правового
регулирования» были использованы следующие
методы:
• систематический
способ.
• исторический.
• сравнительно-аналитический.
• диалектический.
норма отношение
1.Понятие механизма
административно-правового регулирования
и его элементы
1.1Механизм
административно-правового регулирования
– это совокупность правовых средств,
а также процессов и состояний, которые
наступают в волевых общественных отношениях
в области государственного управления
в результате воздействия на них административно-правовых
норм.
В науке административного
права уделяется большое значение механизму
административно-правового регулирования
по причинам:
- С помощью
механизма административно-правового
регулирования происходит окончательное
закрепление предмета административного
права.
- Механизм
административно-правового регулирования
представляет собой саму систему административного
права, т.е. совокупность взаимосвязанных
элементов, средств административно-правового
воздействия, который позволяет урегулировать
общественные отношения для достижения
задач и целей государственного управления.
- Механизм
административно-правового регулирования
является движущей силой административного
права, т.е. показывает каким образом реализуются
нормы административного права в конкретных
жизненных обстановках.
1.2Элементы механизма
административно-правового регулирования
Что касается
элементов механизма административно-правового
регулирования, то разные авторы выделяют
различные элементы.
Четвериков В.С.
в систему основных элементов механизма
административно-правового регулирования
включает:
1) нормы административного
права
2) акты толкования
норм административного права,
3) индивидуальные
акты, например, принятие указа Президента
РФ о награждении ряда должностных
лиц органов государственной
власти орденами и медалями;
4) акты применения
норм административного права.
5) административно-правовые
отношения в сфере деятельности
органов исполнительной власти,
государственного управления.
Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н.,
Россинский Б.В. выделяют только 3 элемента:
- Административно-правовые
нормы
- Применение
норм административного права субъектами
права
- Административно-правовые
отношения.
Но несмотря
на различие в классификациях элементов
механизма административно-правового
регулирования, наиболее важными из них
являются
- Общие принципы
административного права
- Административно-правовые
нормы
- Акты официального
толкования и применения административно-правовых
норм
- Административно-правовые
отношения
- Источники
(формы) административно-правовых норм
2.Общие принципы
административного права
Принципы административного права
– основополагающие руководящие начала,
лежащие в основе административного права
и выражающие его сущность.
2.1Задачи
- Определять
юридическую природу административного
права.
- Являются
ориентиром для законодателя при создании
новых норм административного права.
- Выступают
важным средством для правоприменителя
при ликвидации пробелов в административном
правею
Необходимо отметить,
что в литературе нет единого подхода
к перечню таких принципов.
Ю.М. Козлов выделял
следующие принципы административного
права, «подчеркивая при этом их родственность
принципам, на основе которых происходит
реализация исполнительной власти:
– принцип приоритета
личности и ее интересов,
– принцип разделения
властей,
– принцип федерализма,
– принцип законности,
– принцип гласности,
– принцип ответственности.
При этом особое
внимание в указанном перечне уделено
конституционным принципам, отмечен их
приоритет».
Профессор Ю.А. Тихомиров
в числе принципов административного
права называет следующие:
«- иерархичность
построения субъектов и их отношений,
– подзаконность
деятельности,
– функционально-специализированный
характер деятельности,
– участие граждан
и их объединений в государственном управлении,
– осуществление
властных полномочий профессиональным
постоянно действующим аппаратом и его
служащими».
2.2Виды принципов
- Приоритет
личности, ее прав и свобод – вся деятельность
органов государственного управления
опирается на положение о неприкосновенности
личности и ее прав, свобод и законных
интересов, установленных законом. В соответствии
с этим принципом в системе административного
права преобладают охранительные нормы,
призванные оградить эти самые права и
свободы от нарушения. Приоритет личности
установлен1,
где указано, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Их признание,
соблюдение и защита – обязанность государства.
Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип
указанием на то, что права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены только
федеральным законом и только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Кроме того, ст. 56 определены
те права и свободы личности, которые не
подлежат ограничению ни при каких условиях
(право на жизнь, достоинство личности,
неприкосновенность частной жизни и другие).
- Разделения
властей – означает, что исполнительная
власть отделена от законодательной и
судебной и не имеет права вмешиваться
в деятельность органов и представителей
этих ветвей государственной власти. С
другой стороны, исполнительная власть
самостоятельна и защищена от вмешательства
извне.
- Единство
системы исполнительной власти в РФ –федеральные
и региональные органы исполнительной
власти образуют единую систему исполнительной
власти в России. Однако, помимо федеральных
и региональных органов исполнительной
власти, в России создаются территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти, которые при определенных условиях
взаимодействуют с органами исполнительной
власти субъектов РФ2.
- Гласность
работы органов исполнительной власти
– включает в себя
- публичную
отчетность о своей деятельности всех
государственных органов и должностных
лиц;
- официальное
опубликование законов и всех остальных
нормативно-правовых актов;
- право граждан
на участие в управлении делами государства;
- равный
доступ к государственной службе.
- Юридическая
ответственность всех должностных лиц,
которые принимают управленческие решения
– означает не только реальное наступление
административной ответственности за
нарушения требований общеобязательных
административно-правовых норм, но и дисциплинарную
ответственность должностных лиц как
за неправомерное применение норм административного
права, так и за недобросовестное исполнение
своих функций и иные нарушения процедуры
подготовки и вступления в законную силу
и реализации административно-правовых
норм. «Указанный принцип является краеугольным
камнем, на который опирается все здание
административно-правовых предписаний».
- Демократизм
государственного управления – означает,
во-первых, что некоторые государственные
органы и должностные лица должны назначаться
на должность с учетом мнения населения
РФ, а во-вторых, что каждый гражданин вправе
участвовать в осуществлении государственного
управления.
- Законность
– исполнительные органы (должностные
лица) при применении административно-правовых
норм обязаны строго соблюдать Конституцию
и законы Российской Федерации. Административно-правовое
регулирование не должно противоречить
Конституции страны и ее законодательству.
- Федерализм
– проявляется в нормативном закреплении
предметов ведения и компетенции федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, а
также в установлении совместного предмета
ведения. Согласно ст. 72 Конституции РФ
административное и административно-процессуальное
законодательство находится в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов издаются федеральные законы
и соответствующие им законы субъектов
Федерации. При этом административные
законы и другие нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным законам
и в случае противоречия не действуют.
- Гуманизм
– приоритет общественных ценностей при
осуществлении государственного управления
и привлечения к ответственности за их
нарушение.
- Справедливость
– предполагает учет различных обстоятельств,
связанных с личностью, с общественной
значимостью тех управленческих процессов,
которые регулируются субъектами управления.
3.Административно-правовые
нормы
Административно-правовая норма
– общеобязательное структурно организованное
государственно-властное веление, содержащееся
в нормативно-правовых актах и правовых
актах различной юридической силы, регулирующее
общественные отношения в сфере публичного
и государственного управления, а также
общественные отношения управленческого
характера, возникающие в иных сферах
жизнедеятельности российского общества.
3.1Характерные
черты
- Объектом
регулирования данных норм являются особого
рода общественные отношения, которые
имеют всегда управленческий характер.
Бахрах выделяет следующие виды таких
отношений:
- «отношения
в сфере деятельности органов исполнительной
власти, местной администрации, общественных
организаций, некоммерческих и иных негосударственных
организаций при реализации порученных
им отдельных функций государственного
управления;
- внутриорганизационные
управленческие отношения в иных сферах
государственной деятельности (органах
представительной власти, прокуратуры
и судов);
- отношения
в области применения административных
взысканий и иных мер административного
принуждения;
- отношения
в сфере административной юстиции».
- Административно-правовые
нормы определяют тот или иной вариант
должного, т.е. соответствующего интересам
правового государства, поведения всех
лиц и организаций, действующих непосредственно
в сфере государственного управления
и выполняющих тот или иной объем его функций
(например, администрация края, области),
либо тем или иным образом затрагивающих
своими действиями интересы этой сферы
(например, общественные объединения,
граждане). Должное поведение предполагает,
какие действия можно совершать (дозволения),
от каких следует воздержаться (запреты),
какие совершать необходимо (предписания).
В этом и выражается по существу управляющее
воздействие на поведение;
- Административно-правовые
нормы являются средством реализации
государственно властных и публичных
интересов.
- Они могут
устанавливаться органами законодательной
и исполнительной власти, органами местного
самоуправления, а также государственными
предприятиями, учреждениями и организациями.
- Содержатся
в нормативно-правовых актах различной
юридической силы, т.е. они принимаются
на федеральном уровне, уровне субъектов,
местном и локальном уровне. Наибольшее
количество административно-правовых
норм содержится не в законодательных
актах, а в актах федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов РФ.
- В большей
своей части нормы административного
права имеют предписывающий и обязывающий
характер. В настоящее время лишь небольшое
количество административно-правовых
норм имеют рекомендательный или поощрительный
характер.
- Административно-правовые
нормы всегда обеспечиваются мерами государственного
принуждения, т.е. мерами различного рода
юридической ответственности – административной,
дисциплинарной или даже уголовной.
- Административно-правовые
нормы имеют своей целью обеспечение надлежащего
порядка в государственном управлении,
а равно общественного порядка и общественной
безопасности.
- Административно-правовые
нормы могут входить в предмет правового
регулирования смежных отраслей российского
права – большей части финансового, информационного,
налогового, земельного, экологического
и других отраслей.