1.характеристика
административных наказаний.
Понятие и цели административного
наказания
В новом КоАП РФ 2002 года за
совершенные административные правонарушения
законодатель предусматривает не административные
взыскания, а административные наказания,
что по сути соответствует целям и задачам
построения демократического, правового
и справедливого государства.
Административное наказание
– это мера ответственности,
применяемая в установленном
законом порядке к лицу, совершившему
административное правонарушение[2].
Административное наказание
всегда выражает отрицательную
оценку государством совершенного
правонарушения. Оно, являясь принудительной
мерой, в то же время содержит
в себе воспитательную цель
и применяется в целях предупреждения
совершения новых правонарушений
как самим правонарушителем, так и другими
лицами. При этом административное наказание
не может иметь своей целью унижение человеческого
достоинства физического лица, совершившего
административное правонарушение, или
причинение ему физических страданий,
а также нанесение вреда деловой репутации
юридического лица[3].
Административные наказания
являются карательными, «штрафными»
санкциями; как правило, они
состоят в лишении или ограничении
прав, благ. За совершенное правонарушение
деликвент либо лишается какого-то субъективного
права (права управления транспортным
средством, и т.д.), либо на него возлагаются
специальные «штрафные» обязанности.
Административное наказание
– это разновидность административного
принуждения. От иных мер административного
принуждения они отличаются тем,
что как уже говорилось выше,
являются карательными санкциями,
преследуют специфические цели,
применяются в строго урегулированном
процессуальном порядке. Административными
наказаниями признаются только
те принудительные меры, которые
установлены статьями 3.2 – 3.11 КоАП
РФ и порядок назначения которых
также определяется соответствующими
нормами Кодекса.
А такие, например, меры административного
принуждения, как приостановление
органами, осуществляющий государственный
пожарный надзор, работы пожароопасного
производственного участка; запрещение
органами государственной санитарно-эпидемиологической
службы РФ транспортировку пищевых
продуктов в случаях нарушения
санитарных правил; отзыв лицензии
и ряд иных принудительных действий,
предусмотренных различными актами
и применяемых в административном
порядке, не являются административными
наказаниями. Порядок их применения
не регулируется нормами КоАП РФ.
Административные наказания
применяются за нарушение норм
административного, конституционного,
трудового, финансового, гражданского,
гражданско-процессуального, уголовно-процессуального
и других отраслей права, Их
назначение наносит виновному
правовой урон, временно ухудшает
его правовое положение (ограничивает
права, возлагает дополнительные обязанности),
а также создает состояние наказанности,
которое прекращается, если лицо в течение
года не совершило нового административного
правонарушения. К тому же административное
наказание всегда отражает данную государством
официально и гласно отрицательную оценку
совершенного правонарушения.
Кара – это «правовой
урон» привлеченному к ответственности.
Административное наказание причиняет
ему определенные неудобства, лишения.
Оно необходимо для того, чтобы воспитать
субъекта, которому назначено наказание,
в духе уважения к закону и правопорядку,
чтобы предупредить совершение новых
правонарушений, как самим правонарушителем,
так и другими лицами. Однако кара не является
самоцелью, она необходимое средство воспитания,
предупреждения правонарушений. Наказание
предупреждает новые нарушения со стороны
виновного (частная превенция) и правонарушение
других лиц (общая превенция).[4]
Административные наказания
налагаются компетентными органами
и должностными лицами путем
издания специальных индивидуальных
актов. Они защищают правопорядок
косвенно, не могут непосредственно
обеспечить выполнение обязанности,
но, возлагая дополнительные, «штрафные»
обязанности, ущемляя правовую
сферу лица, они тем самым побуждают
его в дальнейшем не нарушать
закон, стимулируют его будущее поведение.
КоАП РФ существенно
перераспределил компетенцию судов
и иных субъектов административной
юрисдикции по рассмотрению дел
об административных правонарушениях.
Если КоАП РСФСР предусматривал
43 федеральных органа, которые могли
рассматривать дела об административных
правонарушениях и принимать
решения по ним, то КоАП РФ
установлено 62 субъекта административной
юрисдикции федерального уровня.
Помимо судов это комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав, а также
60 органов системы исполнительной
власти. Подобное увеличение численности
субъектов административной юрисдикции
обусловлено в основном существенным
возрастанием предусмотренных КоАП
РФ составов административных
правонарушений (Особенная часть
КоАП РФ насчитывает 414 статей,
многие из которых включают
по несколько составов правонарушений).
Кроме того, в субъектах
РФ в дополнение к субъектам
административной юрисдикции, перечисленных
в КоАП РФ, могут создаваться
административные комиссии и
иные региональные коллегиальные
органы, а также уполномоченные
на то органы и учреждения
органов исполнительной власти
субъектов РФ. В их компетенцию
входит рассмотрение дел об
административных правонарушениях,
предусмотренных законами субъектов РФ.
В соответствии со
статьёй 22.1. КоАП РФ дела об
административных правонарушениях,
предусмотренных этим Кодексом,
рассматриваются в пределах компетенции:
· судьями (мировыми судьями);
· комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
· федеральными органами исполнительной
власти, их учреждениями, структурными
подразделениями и территориальными
органами, а также иными государственными
органами, уполномоченными на то исходя
из задач и функций, возложенных
на них федеральными законами либо
нормативными правовыми актами Президента
РФ или Правительства РФ.
Дела об административных
правонарушениях, предусмотренных
законами субъектов РФ, рассматриваются
в пределах полномочий, установленных
этими законами:
· мировыми судьями;
· комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
· уполномоченными органами
и учреждениями органов исполнительной
власти субъектов РФ;
· административными комиссиями,
иными коллегиальными органами, создаваемыми
в соответствии с законами субъектов
РФ.
Наказание отличаются
от иных средств административного
принуждения тем, что обычно
их применение создает для
нарушителей «состояние наказанности»,
которое существует в течение установленного
законом срока и является одним из элементов
исправительно-воспитательного воздействия
на них.
В законе перечень
наказаний дан в строго определенном
порядке: от менее суровых к
более суровым. Иными словами, закон
содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница»
нужна и для тех, кто издает нормы права,
и для тех, кто их принимает. В частности,
велико ее значение, когда нормы содержат
альтернативные санкции.
С момента вступления
в силу КоАП РФ прошло около
двух лет. Срок, конечно, не
такой большой для того, чтобы
в полной мере оценить его
достоинства и недостатки. Вместе
с тем, правоприменительная практика
показывает, что не все проблемы
решены в нем достаточно четко.
Остановлюсь на проблемах, связанных
с соотношением положений КоАП РФ и
НК РФ.
В соответствии с
изменившимися условиями рыночной
экономики Особенная часть КоАП
РФ была дополнена новыми составами
административных правонарушений.
В кодексе появилась специальная
глава 15, в которой сформулированы
нормы, предусматривающие административную
ответственность за правонарушения
в области финансов, налогов и
сборов, рынка ценных бумаг. В
этой главе содержатся 26 составов
административных правонарушений,
за которые законодатель устанавливает
административную ответственность.
До введения в действие
нового КоАП РФ ответственность
за нарушение налогового законодательства
регулировалась только НК РФ (в
КоАП РСФСР в 1986 г. была введена
ст. 156 «Уклонение от подачи декларации
о доходах»). В настоящее время
часть норм об ответственности
перенесена в КоАП РФ, другая
часть, в том числе и ответственность
граждан и юридических лиц
за нарушение законодательства
о налогах и сборах, осталась в
НК РФ (гл. 16НК РФ).
Вполне естественным
в этом случае является вопрос
о природе юридической ответственности,
предусмотренной НК РФ. Что это
– административная ответственность
или, как иногда ее называют,
налоговая ответственность? Прежде
чем ответить на этот вопрос, необходимо
сравнить понятия административного правонарушения
(ст. 2.1. КоАП РФ) и налогового правонарушения
(ст. 106 НК РФ). Последним признается виновно
совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента или иных лиц (т.е. физических
или юридических), за которое Налоговым
кодексом РФ установлена ответственность.
Таким образом, понятие налогового правонарушения
отличается от понятия административного
правонарушения только указанием на различные
кодифицирующие акты, предусматривающие
ответственность за их нарушения. В этой
связи данное в НК РФ понятие налогового
правонарушения позволяет говорить о
нем как о разновидности административного
правонарушения, за совершение которого
следует юридическая ответственность.
Рассматривая налоговое
правонарушение как разновидность
административного правонарушения,
можно сделать вывод, что применение
налоговых санкций и составляет
существо мер административной ответственности
за нарушение законодательства о
налогах и сборах. Специфических
мер воздействия за нарушения
налогового законодательства в НК РФ
не предусмотрено. В данном случае эти
меры сводятся к применению типичного
административного наказания –
штрафа. Каких-либо особых черт штрафа,
установленного в НК РФ, которые не позволяли
бы его отождествлять с административным
штрафом как видом административного
наказания, нет[5].
Следует отметить, что
КоАП РФ – первый нормативный
акт, который назвал административно-карательные
санкции «наказаниями». До этого
они во всех официальных документах, в
том числе и в ранее действовавшем КоАП
РСФСР, в научной и учебной литературе
именовались административными взысканиями.
Новое название мер административной
ответственности, во-первых, лучше раскрывает
их карательное содержание и предназначение,
во-вторых, подчеркивает их связь и близость
к мерам уголовной ответственности, в-третьих,
отражает общие черты этих видов ответственности.
2. Виды административных
наказаний
За совершение административных
правонарушений могут устанавливаться
и применяться следующие административные
наказания:
1) предупреждение;
2) административный
штраф;
3)возмездное изъятие
орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
4) конфискация
орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
5) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу;
6) административный
арест;
7)административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
приостановление деятельности.
Дополнительные
основания классификации административных
наказаний.
По юридическим свойствам:предупреждение,
административный штраф, лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу, административный арест, дисквалификация,
административное приостановление деятельности.
Эти наказания могут применяться только
в качестве основных.
Административные наказания,
которые могут применяться в
качестве как основных, так и дополнительных:
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения, административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства.
По уровню установления:устанавливаемые
на федеральном уровне (все виды административных
наказаний), устанавливаемые на уровне
субъекта РФ (предупреждение, административный
штраф).
По характеру правоограничений:меры
психического воздействия, устанавливаемые
на федеральном уровне (все виды административных
наказаний), меры имущественного характера
(административный штраф, возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного
правонарушения, конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения),
меры по ограничению отдельных субъективных
прав (лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; административное выдворение
за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация), меры, оказывающие физическое
воздействие (административный арест).