Нормативно - правовое регулирование прохождения службы в полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей нормативно - правового регулирования прохождения службы в полиции.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач: изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования; рассмотреть организационно-правовые формы полиции современной России; проанализировать особенности нормативно-правового регулирования прохождения службы в полиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 4
2.НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СОТРУДНИКОВ 9
3. ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ» КАК ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Normativno_-_pravovoe_regulirovanie_prohojdeniya_slujbyi_v_politsii..doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Правовую  основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Гражданин приобретает правовой статус сотрудника полиции при приеме на службу в  органы внутренних дел. Положение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон "О полиции" определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного срока, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр.

Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, сотрудник полиции, являющийся сотрудником органов внутренних дел, является также представителем власти.

Обобщающая дефиниция понятия "представитель  власти" содержится в примечании к ст. 318 УК Российской Федерации, где установлено, что "под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости".

В ст. ст. 12 - 13 ФЗ "О полиции" изложены обязанности и права полиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией)8.

Полиция, в  числе прочих субъектов властно-публичной  административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ "О полиции"9) в целях выполнения возложенных на нее задач.

Принуждение является одним из атрибутов власти. Единственным легитимным субъектом  правового принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает  членов общества к их безусловному исполнению10, поскольку любая предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опираясь на принудительную силу государства)11.

Должностные лица органов внутренних дел для  осуществления их деятельности обеспечены необходимыми внешними атрибутами, которые способствуют восприятию гражданами сотрудников полиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся: 1) наличие специальных званий у должностных лиц правоохранительных органов; 2) ношение форменной одежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутренних дел12; 3) специальный жетон с личным номером; 4) служебное удостоверение сотрудника полиции.

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения.

Последним элементом правового статуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О полиции" несут установленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Тем самым  мы с вами рассмотрели особенности  правового статуса сотрудника полиции  и приходим к выводу, что правовой статус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.

Таким образом, правовую основу прохождения службы в полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 3. Закон «О полиции» как основной нормативный правовой акт, регулирующий прохождение службы в полиции

Полицейское законодательство состоит  из значительного числа нередко  конкурирующих между собой нормативных  правовых актов. Констатируется неоправданное  расширение "полицейского" присутствия  в жизнедеятельности нашего общества. Это наглядно было видно на примере милиции, являвшейся по своей сути общей полицией государства.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с милицией, было довольно сложным, особенно для  понимания гражданами. Оно осуществлялось многоплановой системой законодательных и иных нормативных актов. В целом на федеральном уровне это было более одной тысячи законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, около десяти тысяч ведомственных документов13.

Вопросы недостаточной материальной обеспеченности при наличии обширных полномочий и не менее обширных обязанностей сотрудников милиции не находили эффективного разрешения и являлись коррупционно опасным фактором. Многосложность обязанностей и избыточность кадрового состава затрудняли эффективную организацию работы. Становилась все более и более очевидной неудовлетворенность общества результатами и формами деятельности милиции. Осознание этих обстоятельств привело к преобразованию милиции в полицию и принятию радикальных мер по приведению организации и деятельности органов внутренних дел в соответствие с современными принципами построения и функционирования органов государственной власти.

Задача проводимых реформ - сделать  так, чтобы правоохранительная система "...стала современной, более надежной и, естественно, в большей степени ориентированной на защиту наших граждан от беззакония и коррупции", - подчеркнул Дмитрий Анатольевич Медведев на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов, состоявшемся 21 февраля 2011 г.

Реализуемая в настоящее время  реформа МВД России является очередным  важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления.

Инициатором реформы ведомства  стал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который 24 декабря 2009 г. подписал Указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации"14.

В Указе ключевыми шагами реформирования были заявлены:

- регулярная ротация руководящего  состава;

- 20-процентное сокращение кадров;

- избавление Министерства от непрофильных функций;

- увеличение зарплаты и повышение  социальной защищенности сотрудников.

Главной целью реализуемой реформы  является создание современной и  эффективной правоохранительной системы  в России.

Совершенствование органов внутренних дел Российской Федерации - это профильная стратегическая задача, поскольку без комплексного решения проблем в правоохранительной сфере невозможно добиться успехов в работе по эффективной защите прав и свобод граждан от преступных посягательств. Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации подчеркнул, что "модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан"15.

В ходе реформирования был учтен  и положительный отечественный  и международный опыт полицейского строительства, максимально полно использованный применительно к российским условиям.

Столь радикальная и масштабная реорганизация Министерства внутренних дел реализуется впервые. Проводимые ранее преобразования затрагивали  лишь отдельные сферы деятельности. Теперь же Президентом Российской Федерации была поставлена задача выстроить качественно работающую систему и добиться высокой правовой дисциплины сотрудников.

Первым шагом стало создание прочной законодательной базы, основу которой составил подготовленный по инициативе Президента Российской Федерации Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ16.

В основных направлениях деятельности полиции было закреплено правоохранительное предназначение полиции в обществе. Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений.

Был кардинально решен вопрос о  несвойственных функциях. В  Законе не содержатся ранее закрепленные за милицией функции: содержания в специально отведенных помещениях органов внутренних дел иностранных граждан, подлежащих депортации по решению суда; сопровождения в центр временного размещения и охраны лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, и прибывших с ним членов его семьи; подачи заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны; обеспечения прибытия граждан, подлежащих призыву на военную службу, на мероприятия, связанные с призывом; ведения реестра дисквалифицированных лиц и предоставления информации, содержащейся в этом реестре; контроля за применением контрольно-кассовой техники; контроля за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; обеспечения общественного порядка при проведении поисковой работы; обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; розыска собственника безнадзорных животных; выдачи разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения.

Кроме того, Законом предусмотрена передача обязанностей по осуществлению административного выдворения, организации работы медицинских вытрезвителей, проведению технического осмотра автомототранспортных средств, конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, розыску должников, формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц.

Закон носит комплексный характер, что является следствием усовершенствования юридической техники. Это устраняет возможные проблемы в его применении, которые ранее были свойственны Закону "О милиции". Теперь в Законе закреплен исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников. Детализированы отдельные правомочия, обозначены условия их реализации. Исключены нормы, не имеющие конкретного юридического содержания. При этом компетенция полиции, определяемая в Законе, имеет четко установленные рамки. Эта мера направлена не только на упрощение правоприменительной практики, но и на исключение возможности злоупотреблений в отношении граждан, которые порождаются размытостью правовых формулировок. Логичность, внятность и формальная определенность норм призваны устранить саму возможность необоснованного применения административного усмотрения17.

В Законе получила отражение идея гуманизации форм и методов работы полиции. Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав и свобод человека и гражданина, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эти изменения получили адекватное отражение в законодательстве, закрепляющем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, ее права и обязанности.

Закон закрепляет новую, партнерскую модель взаимоотношений, которая предполагает служение полиции обществу, сотрудничество полиции с институтами гражданского сообщества и гражданами на основе взаимного уважения и взаимопомощи. Такая модель позволяет каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей действовать во имя и в интересах общества, а обществу - воспринять и в полной мере осознать цель делегирования полиции правомочий по осуществлению государственного принуждения, которое является необходимым атрибутивным инструментом защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Правовыми средствами реализации этой модели является перечень принципов деятельности полиции, ориентирующий каждого сотрудника на уважительное отношение к гражданам, исполнение своих полномочий на основе высоких этических стандартов.

Закон исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности. Особое внимание в нем уделено повышению прозрачности, открытости и публичности. Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета - такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена.

Укреплению взаимодействия с гражданским  обществом способствовало и создание Общественного совета при МВД  России. Аналогичные советы сформированы и при территориальных органах  внутренних дел. На их заседаниях обсуждается  широкий круг вопросов, касающихся работы органов внутренних дел. А теперь, согласно положениям Закона "О полиции"18, на них возлагается и общественный контроль. В этом залог действительно партнерских отношений с гражданским обществом.

Информация о работе Нормативно - правовое регулирование прохождения службы в полиции