Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:53, контрольная работа
Цель данной работы – всестороннее исследование понятия правовой акт государственного управления.
Для достижения сформулированной цели на основе изучения имеющегося теоретического материала, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и общую характеристику правового акта как формы государственного управления;
2. Выявить характерные черты правового акта государственного управления;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………...3-4
1. Правовой акт как форма государственного управления
1.1. Понятие и общая характеристика правового акта государственного управления………………………………………………………………………5-7
1.2.Характерные черты правовых актов государственного управления………………………………………………………………………8-9
1.2. Виды правовых актов государственного управления………........10-12
1.3. Требования к правовым актам государственного управления…..13-14
2. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами………………………………………….15-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Правовой акт как форма государственного управления
1.1. Понятие и общая характеристика
правового акта государственного управления……………………………………………………
1.2.Характерные черты правовых актов
государственного управления……………………………………………………
2. Сравнительный анализ актов государственного управления с другими юридическими актами………………………………………….15-16
Правовые акты управления – важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности.
В целом нормативный акт – это результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, к которой можно отнести выработку и принятие законов и подзаконных актов. Закон – это такой нормативный акт, который издается высшими органами государственной власти. Подзаконные же акты издаются органами управления на основании закона в порядке развития законоположений.
Акты государственного управления – подзаконные акты. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что избранная тема весьма актуальна.
Цель данной работы – всестороннее исследование понятия правовой акт государственного управления.
Для достижения сформулированной цели на основе изучения имеющегося теоретического материала, необходимо решить следующие задачи:
Структура работы построена с учетом сформированной цели и поставленных задач; состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
1. Правовой акт как форма государственного управления
1.2. Характерные черты правовых актов государственного управления
1.3. Виды правовых актов государственного управления
I. По юридическому содержанию (юридическим свойствам) – это основной критерий классификации правовых актов управления. В соответствии с ним административно-правовые акты управления подразделяются на:
1) нормативные, отличительными особенностями их является то, что эти акты: содержат нормы права, т.е. общие правила поведения, устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы; являются источниками права; могут обслуживать различные отрасли права (даже группу отраслей) путем определения задач, обязанностей, прав, полномочий, ответственности субъектов, установления запретов и т.д.; рассчитаны на многократное применение; адресованы неопределенному кругу лиц.
2) индивидуальные, отличительными особенностями их является то, что они персонифицированы, т.е их адресатом является конкретное лицо; с их помощью разрешаются конкретные индивидуальные административные дела; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.
В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления.
3) общие, содержат в себе общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, о переходе на зимнюю форму одежды, об очередном призыве на военную службу) или общие требования (больше внимания уделять многодетным семьям и т.п.).
4) смешанные - в них сочетаются черты нормативности и индивидуальности, т.е. нормы переплетаются с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение об образовании нового исполнительного органа, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем.
II. По степени сложности решения могут быть:
1) простыми;
2) сложными;
3) уникальными (например, о строительстве атомной электростанции).
III. В зависимости от порядка принятия различают акты:
1) коллегиальные (принимаются простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или числа присутствующих);
2) единоличные (преобладающее большинство).
IV. По органам, издающим правовые акты их можно разделить на три группы:
1. Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц – самая большая группа, включающая акты: Президента РФ (указы и распоряжения); Правительства РФ (постановления и распоряжения); руководителей федеральных органов исполнительной власти и центральных органов исполнительной власти республик в составе РФ (приказы, распоряжения, указания, инструкции); глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных образований (постановления, распоряжения).
2. Акты субъектов власти, которые
не входят в систему
3. Акты общественных организаций,
V. По форме выражения различают следующие правовые акты:
1) словесные (письменные и устные);
2) конклюдентные.
VI. По сроку действия правовые акты управления бывают:
1) бессрочные (срок действия не определен, действуют до тех пор, пока их не отменят);
2) срочные (действуют до указанного в самом акте срока);
3) временные (рассчитаны на применение на определенный срок).
VII. По территории (или масштабу) действия правовые акты управления подразделяются на:
1) общероссийские (обязательны на всей территории РФ для всех субъектов управления);
2) территориальные (действуют на территории республики, края, области и др. территориальных образований).
VIII. По отраслевой принадлежности выделяются акты:
1) общие (создаются для всех отраслей, для всей системы управления, по всем вопросам);
2) отраслевые (действуют в рамках одной отрасли);
3) межотраслевые (или надведомственные, предназначены для ряда отраслей или для всех отраслей, но по определенному кругу вопросов).