Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:28, курсовая работа
Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.
Введение............................................................................................................
Глава1.Нормы административного права.
1.1.Понятие и особенности административно-правовых норм.
1.2 Виды административно-правовых норм...................................
1.3 Действие административно-правовой нормы во времени.......
Глава 2. Источники административного права..............................................
2.1 Понятие и виды источников административного права..........
2.2 Система административного права............................................
Глава 3.Реализация норм административного права ……………………….
Заключение........................................................................................................
Список использованных источников…………………………………….
Администрати́вное пра́во — это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления
При характеристике источников
административного права
К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права выделяются следующие нормативные акты: законы, указы, постановления Правительства, другие акты управления.
Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:
Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления.
Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.
Акты управления составляют группу источников административного права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы управления субъектов РФ и муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.
Положения как источник
административного права –
Уставы учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих в неё органов.
Кодексы как источники административного права.
Первая группа – о юридической ответственности.
Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.
Инструкции содержат общие разъяснения о порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.
Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.
Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).
Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в практическом применении законодательства.
2.2 Система административного
Наряду с предметом и методом регулирования третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность, система.
Система административного права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Система административного права включает в себя общую и особенную части.
Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
Каждая из частей включает
в себя несколько административно-
– административно-правовые
статусы субъектов
– основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления), формы и методы государственного управления, административно-правовые режимы;
– административно-правовой статус негосударственных организаций;
– административное принуждение;
– обеспечение законности в государственном управлении.
Особенную часть составляют административно-правовые институты, регулирующие управленческие отношения в конкретных отраслях и сферах: в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевых сферах.
Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
Глубокая связь имеется между административным правом и другими отраслями.
Так, например, административное
право, конкретизируя нормы
Если гражданское право
регулирует имущественные отношения,
основанные на равенстве сторон, то
административное право учитывает
наличие властного субъекта в
этих отношениях. Уголовное и административное
право граничат при определении общественной опасности
деяния, при определении границы между
административным правонарушением и уголовным
преступлением. В сфере государственной
службы мы находим связи административного
права с трудовым правом.
Административно-правовые нормы. Понятие
и структура
Административно-правовая норма – устанавливаемое государством правило поведения неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д.
Структурно административно-правовая норма, как и любая другая, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – условие действия нормы. (часто это юридические факты, например, достижение определенного возраста). При регламентации деятельности аппарата управления она может быть прямо не выражена. Предполагается что она является условием соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Она может быть во вводной части нормативного акта, общей для многих норм, выражена в других нормативных актах, изложена в составе перечня других юридических фактов, содержать лишь общую характеристику условий применения нормы
Диспозиция – обстоятельства
ее действия, выражающие разрешения, запреты
или ограничения, То есть конкретное поведение, урегулированное правовой
нормой. В диспозиции административно-правовой
нормы наряду с правами, обязанностями,
дозволениями могут определяться структура
органов, предметы ведения, рекомендации,
право на применение к другой стороне
административно-
Санкция – термин условный,
так как действие норм административного
права не всегда завершается наступлением
неблагоприятных последствий
Санкции административно-правовых норм весьма разнообразны: административные, дисциплинарные, материальные. Они могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными, основными и дополнительными.
Административно-правовые нормы не всегда имеют 3 элемента – чаще всего один из них отсутствует. Поэтому эти нормы часто носят бланкетный, т. е. отсылочный характер.
Таким образом особенностями административно-правовых норм является то, что они:
– регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
– определяют административно-правовой статус (компетенцию, права, обязанности) субъектов управленческих отношений:
– содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.
– часто не имеют конкретных санкций и носят рекомендательный характер.
– обычно императивны, что выражается в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти (государственного управления)для которых не требуется согласие управляемых субъектов,
нарушение административно-правовых норм влечет ответственность перед государством.
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм (административное нормотворчество).
Глава 3.Реализация норм административного права
Для воплощения норм административного права в жизнь необходимо обеспечить безусловное
соответствие поведения субъектов административного права (то есть будущих участников государственно-управленческих
отношений ) требованиям правовой нормы. Поэтому правомерные действия субъектов,
которые отвечают предписаниям норм административного права и состоят в использовании права,выполнении или соблюдении юридических
обязанностей в сфере государственного
управления, определяют реализацию этих нор
Реализация таких норм осуществляется в четырех формах: использование,
выполнение, соблюдение, применение.
Использование — это такая форма реализации, которая состоит в активном поведении
участников сферы государственного управления
по реализации своих субъективных прав, предусмотренных
правовой нормой, что осуществляется ими по их собственному
желанию. Выполнение — состоит в активных
действиях, отношениях субъектов по выполнению
предписаний, которые предусмотрены административно-
независимо (а иногда и вопреки) их собственному
желанию. Реализация в форме соблюдения
состоит в пассивном поведении субъектов
(также независимо от желания этих субъектов).
Применение — это организационно-правовая
деятельность компетентных государственных
органов, уполномоченных на это общественных
объединений или их должностных лиц. Она
состоит в установлении поднормативних формально-
Главная задача применения административно-
Государство поручает уполномоченному
органу право оценки ситуаций и сравнения
ее с условиями, предусмотренными в гипотезенормами и при их совпадении — предъявить субъекту,
который находится в сфере государственного
управления, предписание относительно
его оптимально-обязательного поведения
в конкретной жизненной ситуации с помощью
установления (изменения, отмены) его прав
или обязанностей. Этим предписанием является
акт применения.
Акт применения нормы административного права — устанавливает правило поведения индивидуального
характера, поэтому он относится к индивидуальным
актам, но не все индивидуальные акты являются
правоприменительными. Среди индивидуальных
актов правоприменительные занимают особое
место: они устанавливают, изменяют, отменяют права и обязанности конкретных субъектов
в конкретной жизненной ситуации. Поэтому
служебным назначением актов применения административно-
Во-первых, применение административно-
Во-вторых, применение норм административного права — это, прежде всего, применение ее диспозиции.
Диспозиция может применяться всеми субъектами
правоприменения, тогда как санкция административно-
В-третьих, правоприменение представляет
юридически значимую государственно-управленческую
деятельность только тогда, когда оно
происходит на основании правовых норм и в порядке, предусмотренном юридическими нормами.
Этими нормами являются админис
а) осуществление применения норм административного права органами государства (кроме исполнительной
власти) и местного самоуправления с целью
регулирования индивидуального поведения
работников во внутренне-управленческих
отношениях;
б) осуществление применения норм права различных отраслей права органами исполнительной власти с целью реализации и регулирования управленческих отношений
индивидуального характера путем установления,
изменения или отмены прав и обязанностей
участников этих отношений в конкретной
жизненной ситуации: как во внутренне-,
так и внешнеорганизационной деятельности.
Применение административно-
Этим нормам присущи два основных признака: во-первых,
они регулируют отношения, возникающие
в сфере государственного управления
(независимо от того, кто является обязательной
стороной этих отношений); во-вторых, они
регулируют не все государственно-управленческие
отношения, а лишь те, которые возникают
в связи с необходимостью решения конкретной
жизненной ситуации, то есть решение конкретного
дела.
Таким образом, административно-
Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматиче
а) в границах полномочий правоприменяющего
органа;
б) на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются ;
в) по процедуре, установленной законом;
г) в полнейшем соответствии с содержанием
закона;
д) в форме, предусмотренной законом.
Этот процесс состоит из отдельных стадий,
каждая из которых содержит несколько
связанных действий, направленных на решение
частичной задачи правоприменения. Деятельность
уполномоченного органа относительно
применения нормы административного праваначинается
с установления фактических обстоятельств
ситуации, что требует своего решения
с помощью правоприменительного акта.
Установление фактических обстоятельств административног
К основным стадиям применения административно-
правовых норм. При правоприменении реализуются обычаи
и иные социальные нормы.