Нормы административного права и административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………....……...……3
1. Административно-правовые нормы…...……………...………...……...6
1.1. Понятие иособенности административно-правовых норм. …….…...6
1.2. Виды административно-правовых норм ………………………..……10
1.3. Реализация административно-правовых норм…………………..…...16
2. Административно-правовые отношения..………………..……….….19
2.1. Основные черты административно-правовых отношений….…….....19
2.2. Юридические факты в административном праве …………….……..21
2.3. Виды административно-правовых отношений ……………….……...23
Заключение………..…………………………………………………….……..28
Список использованной литературы………………….…………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк (АП).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДНРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

  •  

     

     

    • Гуманитарно-правовой факультет

    • КУРСОВАЯ РАБОТА

    • По дисциплине «Административное право»

    На тему: «Нормы административного права и

    административно-правовые отношения»

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                    Выполнила: студентка заочного обучения

                                                                   (второе высшее)

                                            Проверила:  

     

  •  

  •  

  •  

  •  

    •                                          Воронеж 2014

     

     

    Содержание

     

    Введение…………………………………………………………....……...……3

     

    1. Административно-правовые нормы…...……………...………...……...6

     

      1. Понятие иособенности административно-правовых норм. …….…...6

     

      1. Виды административно-правовых норм ………………………..……10

     

      1. Реализация административно-правовых норм…………………..…...16

     

    1. Административно-правовые отношения..………………..……….….19

     

      1. Основные черты административно-правовых отношений….…….....19

     

      1. Юридические факты в административном праве …………….……..21

     

      1. Виды административно-правовых отношений ……………….……...23

     

    Заключение………..…………………………………………………….……..28

     

    Список использованной литературы………………….…………………......30

     

    Введение

     

    Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

    Административное право этоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

    Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.  

    Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения государственных органов управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления.

    Важно учесть, что сфера государственного управления мобильна. Здесь постоянно происходят изменения, диктуемые потребностями социальной и экономической жизни общества, все более усложняющихся процессов управления. Административное право призвано четко реагировать на эти изменения, что вызывает необходимость совершенствовать его нормы. Данная работа ведется постоянно, намечена подготовка ряда важных законодательных и подзаконных актов, регулирующих в новых условиях соответствующие стороны управленческой жизни.

    Именно по этому, изучение административно-правовых норм и отношений, является, несомненно, важным в контексте изучения административного права. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

    Цель данной работы состоит в исследовании понятий «административно-правовые нормы» и «административно-правовые отношения» в их взаимосвязи и в рассмотренииих особенностей.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    - рассмотреть сущность и назначение административно-правовых норм;

    - дать общее понятие и выявить основные черты административно-правовых отношений.

    Объектом исследования в данном случае будут административно-правовыеотношения.

    Предметом исследования – правовые нормы и отношения.

    Следует подчеркнуть, что почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые нормы и отношения, причем интерес этот нe ослабевает. Разумеется, это нe случайно, поскольку именно в данной проблематике во многом проявляется сложная гамма взаимоотношений и связей, складывающихся в области административного права. В литературе существуют различные взгляды, подходы к проблемам развития административно-правовой науки, в которых отражена специфика позиций, критериев и на которые опираются авторы. Среди активно занимавшихся и занимающихся этой проблемой назовем Ю.М. Козлова, Д.Н.Бахраха, Л.Л. Попова, Ю.Н.Старилова и др.

    Указанные выше цель и задачи сформировали структуру настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, основной части в которой выделены две главы с несколькими параграфами в каждой, заключения и списка литературы.

     

     

    § 1. Административно-правовые нормы

     

    1.1. Понятие и особенности административно-правовых норм

     

    Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самогоадминистративного права в определенные укрупненные группы, образующие административно-правовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.

    Начинаем анализ проблемы с характеристики первичной клеточки, своеобразного фундаментаадминистративного права – с рассмотрения понятия, структуры и других элементов административно-правовой нормы. В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы.

    Краткоохарактеризуем их, а затем сформулируем собственное определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.

    Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можноопределить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления»1.

    Административно-правовые нормы, отмечают Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов – это установленные государством, егоорганами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия2.

    Как отмечает А.И. Бобылев, «правовые нормы составляют базу правового регулирования, от степени разработанности правовых норм, ясности и четкости обязательных предписаний зависит уровень складывающихся на их основе правоотношений и издаваемых правоприменительных актов»3.

    По мнению Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева, С.В. Тихомирова, «под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы»4.

    Выделим некоторые характерные черты, присущие административно- правовой норме: 
    1) являются разновидностью юридических норм; 
    2) объектом регулирования выступают особого родаобщественные отношения – управленческие; 
    3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления; 
    4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций; 
    5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах); 
    6) имеют представительно-обязывающий характер; 
    7) обеспечиваются мерами государственного принуждения; 
    8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка; 
    9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.)5 .

    Исходя из имеющихся определений и основываясь на вышеприведенных особенностях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы пришли к выводу, что наиболее точно следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения, предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности власти перед обществом и гражданином.

    Рассуждая об особенностях административно-правовой нормы, нельзя не сказать оструктуреадминистративно-правовой нормы.

    Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

    Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), ноони как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

    Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает наобщие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строгоопределенными частными случаями.

    Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

    Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые заадминистративные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Таким образом, мы выяснили, чтоадминистративно-правовая норма – это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

     

    1.2. Виды административно-правовых норм

     

    В научной литературе существуют различные классификации административно-правовых норм. По нашему мнению, наиболее точную классификацию дает Демьян Николаевич Бахрах.

    Информация о работе Нормы административного права и административно-правовые отношения