Обеспечение законности в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:41, реферат

Краткое описание

Среди дисциплин, изучающих государство, административное право сосредотачивает свое внимание на административной деятельности государства, изучая задачи, организацию, формы этой деятельности и те законы, которыми она направляется и регулируется. От законности действий органов государственного управления зависит состояние законности и порядок в стране в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы……………………………………………………………………....4
2. Гарантии законности: понятие и виды……………………………………….5
3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды………………………………………………………………………..…6
4. Государственный контроль: понятие и виды……………………………………………………………….............……7
5. Прокурорский надзор в управлении…………………………….…………..13
Заключение…………………………………………………………………..…...16
Список использованных источников и литературы………………………..….17

Вложенные файлы: 1 файл

Морозова О..docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

Судебный  контроль.

Согласно ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского административного  и уголовного судопроизводства. Судебную власть как одну из ветвей государственной  власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел.           Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью. Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды. Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.    Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и её должностных лиц.   Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.    При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым, осуществляя контроль за их деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение.           В условиях рыночной экономики особая роль отводится системе арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жёсткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса РФ, принятого 5 мая 1995 г.

  1. Прокурорский надзор в управлении

Надзор за исполнением  законов является наиболее эффективной  формой контроля со стороны государства  в очень важной для него сфере – обеспечения законности.            Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а, следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры.           В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Этот вид надзора является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.       В число объектов прокурорского надзора в сфере исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Законодательством в перечень объектов общего надзора не включены акты Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, а также Указы Президента РФ.   В предмет прокурорского надзора в сфере исполнительной власти следует включать:          1) законность и обоснованность правовых актов, издаваемых указанными выше органами государственного управления, а также должностными лицами этих органов;        2) соблюдение Конституции РФ и точное и единообразное исполнение законов должностными лицами;        3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина перечисленными выше органами и их должностными лицами является важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти. Согласно действующему законодательству, надзор за соблюдением прав и свобод граждан – одно из основных направлений деятельности прокуратуры ( ст.1 и гл.2 ФЗ «О прокуратуре РФ»).     Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» с достаточной полнотой определил компетенцию органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере исполнительной власти. В своей деятельности они должны строго руководствоваться положениями Закона и не подменять другие государственные органы. Такая подмена опасна тем, что, во-первых, снижает эффективность усилий прокуратуры по решению своих прямых задач и, во-вторых, влечет вмешательство в деятельность этих органов, затрудняя выполнение ими своих непосредственных функций. В конечном счете оказываются необеспеченными в должном объеме и та работа, которая возложена на прокуратуру и те участки работы, которые поручены другим государственным органам, поскольку происходит их фактическое устранение от выполнения возложенных на них обязанностей.     Федеральный закон «О прокуратуре РФ» (ст.21) специально подчеркивает, что проверки исполнения законов проводятся прокурорами лишь на основании поступивших к ним сообщений о нарушениях законов. Прокуроры используют свои полномочия, когда они располагают сведениями о нарушениях законности, требующих их реагирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями определенных законом  обязанностей по отношению к гражданам  государства. В этом заключается  непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении.            Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.       Неотвратимость ответственности за нарушение норм права – необходимое условие законности, воспитания граждан, должностных лиц в духе подлинного уважения к закону.         Ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав человека, следует признать важнейшим средством защиты прав человека.Наказание за такие нарушения должно являться одним из основных средств реализации прав человека.        Настанет время, когда люди станут поступать из сознания необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый свой шаг будут соизмерять со своей гражданской совестью. До тех пор должен существовать и постоянно совершенствоваться правовой институт защиты прав граждан от незаконных действий должностных лиц, позволяющий гражданам участвовать в управлении государством, а власти более ответственно относится к принятию решений, которые могут повлиять на жизнь граждан.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  3. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г «О прокуратуре Российской Федерации»
  4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Ген.прокурора РФ.22 мая 1996 г. №30
  5. Макарейко Н.В. Административное право
  6. Мельников А. Надзор за исполнением законов

 


Информация о работе Обеспечение законности в государственном управлении