Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:01, реферат

Краткое описание

Исходя из того, что основанием для квалификации деяния как административного правонарушения является наличие элементов состава правонарушения, нужно исследовать объект и объективную сторону (объективные элементы), субъект и субъективную сторону (субъективные элементы) административного правонарушения.
Многогранность избирательных правоотношений обусловливает их разнообразие. Это и регистрационные, и финансовые, и рекламные, и другие правоотношения. Выделение конкретной группы правоотношений, на которые посягает конкретный деликт, позволяет определить непосредственный объект административного правонарушения.
Выделяется 12 групп административных правонарушений в зависимости от непосредственного объекта противоправного посягательства.

Содержание

1. Введение.
2. Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
3. Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения
4. Административное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании
5. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан.
6. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан.
7. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административные  правонарушения, посягающие на свободу  совести, свободу вероисповедания  и религиозные объединения.

 

  Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являются  общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания.

  Статья 28 Конституции  РФ гарантирует каждому свободу  совести и свободу вероисповедания,  включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.[3]

  Согласно Федеральному  закону свобода совести и свобода  вероисповеданий включают следующие  права граждан: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавать религиозное объединение, вступать и выходить из него; получать религиозное образование и воспитание; не подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к ее исповеданию или отказу от такового, к участию или неучастию в богослужениях и других религиозных обрядах, в обучении религии; право индивидуально или совместно молиться и совершать религиозные культы, обряды, богослужения и церемонии в молитвенных зданиях и на их территории, в местах паломничества, на кладбищах, в домах и квартирах граждан; в других же местах – в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций; пользоваться предметами культа и религиозной литературой; право на замену воинской службы лицам, которые в силу их религиозных убеждений не могут нести таковую, на альтернативную гражданскую службу и др.[4]

  Под иными убеждениями,  упомянутыми в диспозиции ч. 1 ст. 5.26, понимаются любые, кроме  религиозных, мировоззренческие,  в том числе атеистические  убеждения.

  Пункт 6 ст. 3 Федерального  закона «О свободе совести  и о религиозных объединениях» устанавливает, что воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется по закону.

  Под религиозным  объединением понимается добровольное  объединение граждан Российской  Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими признаками: вероисповедание; совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; религиозное обучение и воспитание своих последователей.[5]

  Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций. Религиозные группы  осуществляют свою деятельность  без государственной регистрации и не обладают правоспособностью юридического лица. Религиозная организация может быть создана не менее чем десятью совершеннолетними гражданами РФ, объединенными в религиозную группу, которая просуществовала на данной территории не менее 15 лет или входит в структуру централизованной религиозной организации.

  Объективная сторона  правонарушения, предусмотренного  ч. 1 данной статьи, выражается в  действиях или бездействии, препятствующих  гражданам осуществлять право  на свободу совести и вероисповедания.

  Такое воспрепятствование  может быть выражено в принудительном  обучении религиозным дисциплинам  в учебном заведении лиц, исповедующих  другую религию или не исповедующих  никакой; в указании в официальных  документах на принадлежность  гражданина к религии; запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях или лечебных учреждениях или, наоборот, принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц, пребывающих в этих учреждениях; в нарушении органами юстиции порядка регистрации религиозных организаций и т.д.

  Субъектом правонарушений  могут быть как граждане, так  и должностные лица.

  Субъективная сторона может  характеризоваться умыслом, неосторожностью.

  Рассматриваемое правонарушение  является смежным с преступлением, предусмотренным ст. 148 УК РФ. При разграничении административной и уголовной ответственности за схожие деяния следует учесть, что уголовно наказуемое деяние не только препятствует осуществлению права на свободу совести и вероисповедания отдельных граждан, но создает препоны для деятельности религиозных организаций в целом.

Часть 2 данной статьи содержит двойной  объект посягательства – свобода  совести и вероисповедания и  общественная нравственность. Непосредственным объектом правонарушения являются религиозные, нравственные, атеистические, мировоззренческие взгляды и убеждения. Предмет правонарушения – почитаемые гражданами предметы, знаки и эмблемы мировоззренческой символики (предметы культа – иконы, церковная утварь, религиозные книги, одеяние священнослужителей и т.п.; к знакам и эмблемам мировоззренческой символики относятся знаки как религиозного, так и нерелигиозного характера, выражающие идейные позиции их носителей и почитателей, – православный и католический крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида, красная пятиконечная (красноармейская) звезда, медицинский красные крест и полумесяц, голубь мира и т.п.).[6]

  Пункт 6 ст. 3 Федерального закона  «О свободе совести и о религиозных  объединениях» запрещает проведение  публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан вблизи объектов религиозного почитания. Гарантией реализации этого требования и является норма ч. 2 данной статьи.

  Объективная сторона правонарушения  по ч. 2 статьи 5. 26 заключается в совершении одного из следующих действий: а) оскорблении религиозных чувств граждан – публичным образом или в частном порядке путем грубого, неуважительного отзыва, высмеивания религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью; б) осквернения почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство над принципами индивидуальной и общественной нравственности), однако, что важно для правильной квалификации деяния, без признаков повреждения или уничтожения.

  Субъектом правонарушения по  ч. 2 могут быть достигшие 16-летнего  возраста граждане. Субъективная  сторона – умысел.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

Административное  нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании

 

   Статья 5.38. Нарушение  законодательства о собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетировании устанавливает  административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

  На обеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2485). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание – совместное  присутствие граждан в специально  отведенном или приспособленном  для этого месте для коллективного  обсуждения каких-либо общественно  значимых вопросов;

3) митинг – массовое  присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;[11]

4) демонстрация – организованное  публичное выражение общественных  настроений группой граждан с  использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие – массовое  прохождение граждан по заранее  определенному маршруту в целях  привлечения внимания к каким-либо  проблемам;

6) пикетирование –  форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

  Исходя из конституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

  Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

  Порядок подачи уведомления  о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного  мероприятия, маршруты движения  участников;

4) дата, время начала и окончания  публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников  публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо  наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества  лиц, уполномоченных организатором  публичного мероприятия выполнять  распорядительные функции по  организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о  проведении публичного мероприятия.

  Орган исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления  после получения уведомления  о проведении публичного мероприятия  обязан:

1) документально подтвердить получение  уведомления о проведении публичного  мероприятия, указав при этом  дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора  публичного мероприятия в течение  трех дней со дня получения  уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

 

3) в зависимости от формы публичного  мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора  публичного мероприятия информацию  об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей  компетенции совместно с организатором  публичного мероприятия и уполномоченным  представителем органа внутренних  дел общественный порядок и  безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся  причинами проведения публичного  мероприятия, органы государственной  власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о  проведении публичного мероприятия  на трассах проезда и в местах  постоянного или временного пребывания  объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом  от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан