Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:13, реферат
Краткое описание
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Всесторонность и полнота и исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В ст.28.4 КоАП РФ предусмотрен
перечень дел об административных правонарушениях,
которые возбуждаются прокурором согласно
Закону " О Прокуратуре РФ". В установленные
сроки о возбуждении дела об административном
правонарушении прокурором выносится
мотивированное постановление. При вынесении
данного постановления прокурор должен
выяснить: образует ли действие характер
административного правонарушения, какое
предписание закона нарушено, истек ли
срок привлечения к административной
ответственности, установлено ли лицо,
совершившее административное правонарушение
и т.д. Если производство по делу об административном
правонарушении возбуждено постановлением
прокурора, то протокол не составляется.
Протокол об административном
правонарушении составляется немедленно
после выявления совершения административного
правонарушения. В случае если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств
дела, либо данных о физическом лице или
сведений о юридическом лице, в отношении
которых возбуждается дело об административном
правонарушении, протокол об административном
правонарушении составляется в течение
двух суток с момента выявления административного
правонарушения.
Должностное лицо, может самостоятельно
принять решение о наложении административного
наказания и исполнить его немедленно.
Важным условием при назначении административного
наказания без составления протокола
является совершение малозначительного
нарушения, а также то, что привлекаемое
к ответственности лицо не оспаривает
назначенное ему административное наказание.
В противном случае составляется протокол
об административном правонарушении.
Нововведением КоАП РФ является
назначение административного расследования
при выявлении административных правонарушений
в области антимонопольного законодательства,
законодательства о рекламе, законодательства
о защите прав потребителей, налогов и
сборов, таможенного дела, охраны окружающей
среды, производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, пожарной безопасности, дорожного
движения и на транспорте. Главным условием
для принятия решения о проведении административного
расследования является необходимость
осуществления экспертиз или иных процессуальных
действий, требующих значительных временных
затрат. Срок расследования не может превышать
один месяц с момента возбуждения дела.
Протокол (постановление
прокурора) об административном правонарушении
направляется судье, в орган, должностному
лицу, уполномоченным рассматривать дело
об административном правонарушении,
в течение трех суток с момента составления
протокола (вынесения постановления) об
административном правонарушении.
В случае наложения административного
ареста, протокол передается на рассмотрение
судье немедленно после его составления.
Уполномоченные лица вправе
применять предусмотренные КоАП РФ меры
процессуального обеспечения производства.
К ним относится: доставление, административное
задержание; личный досмотр, досмотр вещей;
досмотр транспортных средств, находящихся
при физическом лице; осмотр принадлежащих
юридическому лицу помещений, территорий,
находящихся там вещей и документов; изъятие
вещей и документов; отстранение от управления
транспортным средством соответствующего
вида и т.п.
2.2 Рассмотрение
дела об административном правонарушении
Эта стадия является центральной
в производстве по делам об административных
правонарушениях. В процессе ее осуществления
условно можно выделить группы взаимосвязанных
действий судьи, органа, должностного
лица, именуемые этапами. Традиционно
выделяются этапы: а) подготовки дела к
рассмотрению, б) анализа обстоятельств
дела и собранных материалов, в) принятия
и объявления постановления по делу.
Судья, орган, должностное лицо
при подготовке к рассмотрению дела об
административном правонарушении выясняют
следующие вопросы:
1) относится ли
к их компетенции рассмотрение
данного дела;
2) имеются ли
обстоятельства, исключающие возможность
рассмотрения данного дела судьей,
членом коллегиального органа, должностным
лицом;
3) правильно ли
составлены протокол об административном
правонарушении и другие протоколы,
предусмотренные КоАП РФ, а также правильно
ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли
обстоятельства, исключающие производство
по делу;
5) достаточно ли
имеющихся по делу материалов
для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли
ходатайства и отводы.
Задачи: всестороннее, полное,
объективное и своевременное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение
его в соответствии с законом, а также
выявление причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения.
При подготовке к рассмотрению
дела об административном правонарушении
разрешаются следующие вопросы, по которым
в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении
времени и места рассмотрения
дела;
2) о вызове лиц,
указанных в ст.25.1, 25.10 КоАП РФ, об
истребовании необходимых дополнительных
материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении
рассмотрения дела;
4) о возвращении
протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела в орган, должностному лицу,
которые составили протокол, в
случае составления протокола
и оформления других материалов
дела неправомочными лицами, неправильного
составления протокола и оформления
других материалов дела либо
неполноты представленных материалов,
которая не может быть восполнена
при рассмотрении дела;
5) о передаче
протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела на рассмотрение по подведомственности,
если рассмотрение дела не
относится к компетенции судьи,
органа, должностного лица, к которым
протокол об административном
правонарушении и другие материалы
дела поступили на рассмотрение,
либо вынесено определение об
отводе судьи, состава коллегиального
органа, должностного лица.
"Дело об административном
правонарушении рассматривается
по месту его совершения. По
ходатайству лица, в отношении
которого ведется производство
по делу об административном
правонарушении, дело может быть
рассмотрено по месту жительства
данного лица". [14]
Дело об административном правонарушении,
по которому было проведено административное
расследование, рассматривается по месту
нахождения органа, проводившего административное
расследование. Например, дело о правонарушении,
влекущем лишение права управления транспортным
средством, может быть рассмотрено по
месту учета транспортного средства. Частью
2 статьи 29.7 КоАП РФ также предусмотрено,
что при рассмотрении дела об административном
правонарушении заслушиваются объяснения
физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых
ведется производство по делу, показания
других лиц, участвующих в производстве
по делу об административном правонарушении,
пояснения специалиста и заключение эксперта,
исследуются иные доказательства. Срок
рассмотрения дела начинает отсчитываться
со дня получения уполномоченным на рассмотрение
дела об административном правонарушении
судьей, органом, должностным лицом протокола
об административном правонарушении и
других материалов. КоАП РФ установил
срок рассмотрения дела в пятнадцать дней.
Установленный срок может быть продлен
в двух случаях. Во-первых, в случае поступления
ходатайств от участников производства
по делу об административном правонарушении
и, во-вторых, когда возникла необходимость
в дополнительном выяснении обстоятельств
дела. "Решение о продлении установленного
срока принимается судьей, органом, должностным
лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного
определения. Срок может быть продлен
не более чем на один месяц".[15]
Порядок рассмотрения дела
об административном правонарушении представляет
собой определенную последовательность
процессуальных действий, направленную
на защиту прав и законных интересов лиц
участвующих в производстве по делу об
административном правонарушении и установление
объективной истины. Прежде чем перейти
к рассмотрению дела по существу, субъект
уполномоченный рассматривать дело должен
установить наличие всех условий необходимых
для рассмотрения дела об административном
правонарушении.
На стадии анализа обстоятельств
и собранных материалов дела, изучаются
и проверяются доказательства. Доказательствами
по делу об административном правонарушении
являются любые фактические данные, на
основании которых судья, орган, должностное
лицо, в производстве которых находится
дело, устанавливают наличие или отсутствие
события административного правонарушения,
виновность лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения
дела. Эти данные устанавливаются протоколом
об административном правонарушении,
иными протоколами, объяснениями лица,
в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
показаниями потерпевшего, свидетелей,
заключениями эксперта, иными документами,
а также показаниями специальных технических
средств, вещественными доказательствами.
Объяснения лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
показания потерпевшего и свидетелей
представляют собой сведения, имеющие
отношение к делу и сообщенные указанными
лицами в устной или письменной форме.
В случаях, если при производстве
по делу об административном правонарушении
возникает необходимость в использовании
специальных познаний в науке, технике
или искусстве, судья, орган, должностное
лицо, в производстве которых находится
дело, выносят определение о назначении
экспертизы. Заключение эксперта не является
обязательным для судьи, органа, должностного
лица, в производстве которых находится
дело об административном правонарушении.
Это обусловлено тем, что заключение эксперта
является видом доказательств, а в соответствии
со ст.26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное
лицо оценивают доказательства по своему
внутреннему убеждению и никакие доказательства
не могут иметь заранее установленную
силу.
Однако заключение эксперта,
как одно из важных доказательств по делу
об административном правонарушении,
не может быть произвольно проигнорировано
и, в силу этого, несогласие с заключением
должно быть мотивировано.
Существуют и вещественные
доказательства. Вещественными доказательствами
являются объекты материального мира.
Орудиями совершения правонарушения являются
предметы, с помощью которых оно было совершено
(например, при нарушении правил пользования
объектами животного мира - рыболовная
сеть и др.). Предметами совершения правонарушения
являются объекты, на которых непосредственно
было направлено правонарушение (например,
выловленная рыба). Вещественные доказательства
должны приобщаться к делу об административном
правонарушении. Фотографирование или
иная фиксация вещественных доказательств
необходимы в тех случаях, когда приобщение
или сохранение их в неизменном виде являются
невозможными.
Документы признаются доказательствами,
если сведения, изложенные в них должностными
лицами и гражданами, имеют значение для
производства по делу об административном
правонарушении
При необходимости получения
каких-либо сведений, необходимых для
осуществления производства по делу об
административном правонарушении, орган
или должностное лицо, в производстве
которых находится данное дело вправе
направить определение об истребовании
сведений.
В отличие от запроса, предусмотренного
ст.26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные
органы органов исполнительной власти,
определение об истребовании сведений
может быть направлено в любую организацию,
независимо от форм собственности. Судья,
члены коллегиального органа, должностное
лицо, осуществляющие производство по
делу об административном правонарушении,
оценивают доказательства по своему внутреннему
убеждению, основанному на всестороннем,
полном и объективном исследовании всех
обстоятельств дела в их совокупности.
Никакие доказательства не могут иметь
заранее установленную силу.
Статья 29.8 КоАП РФ обязывает
составлять протокол о рассмотрении дела
об административном правонарушении,
когда оно рассматривается коллегиальным
органом. По результатам рассмотрения
дела об административном правонарушении
может быть вынесено постановление:
1) о назначении
административного наказания;
2) о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении.
Постановление о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя
бы одного из обстоятельств, исключающих
производство по делу, предусмотренных
ст.24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного
замечания в соответствии со
ст.2.9 КоАП РФ;