Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях является одним из специфических и важных административно-юрисдикционных производств, входящих в административно-юрисдикционный процесс. В этой связи ему присущи все признаки последнего, а также имеются характерные черты, определяемые административно-процессуальным законодательством и анализируемые в юридической литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………2
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы……….…………………….……3-11
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях…………………………………….………………………11-15
3. Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях………………………………………15-19
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении…...19-20
3.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях…..20-23
3.3. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях………………………………………23-25
3.4. Исполнение постановлений о применении административных взысканий……………………………………………………………………..25-28
Заключение…………...…………………..……………………………28-29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2011.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………….………2 
 
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы……….…………………….……3-11 
 
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях…………………………………….………………………11-15 
 
          3. Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях………………………………………15-19 
 
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении…...19-20 
 
3.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях…..20-23 
 
3.3. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях………………………………………23-25 
 
3.4. Исполнение постановлений о применении административных взысканий……………………………………………………………………..25-28 
 
Заключение…………...…………………..……………………………28-29 
 
Список использованной литературы……………...………………….30-31 
Введение. 
 
Вопрос об административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам об административных правонарушениях является актуальным, т.к. глубокие социальные изменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе и совершенствования института административных правонарушений. 
 
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. 
 
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из специфических и важных административно-юрисдикционных производств, входящих в административно-юрисдикционный процесс. В этой связи ему присущи все признаки последнего, а также имеются характерные черты, определяемые административно-процессуальным законодательством и анализируемые в юридической литературе. 
 
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением, расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестования постановлений, а так же их исполнением. 
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы. 
 
Вопрос соотношения материального и процессуального права является принципиальным вопросом правоведения, поскольку это методологический и общий вопрос. Открытие деления права на материальное и процессуальное принадлежит О. Белову, и сделано оно в его «учении», в котором он сформулировал процесс как юридическое отношение между сторонами и судом. 
 
При разработке понятия производства по делам об административных правонарушениях советские ученые подходили к нему со стремлением обеспечить законность в деятельности государственного управления путем упорядочения законом их властных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с гражданами. Поэтому А.Е. Лунев подчеркивал, что под административным процессом следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по осуществлению их компетенции, порядок разрешения дел, возникающих в процессе управления, а также применение норм материального административного права. Он писал в частности: «Весь этот широкий круг вопросов, имеющих важное значение в дальнейшем улучшении работы органов государственного управления, входит в понятие административного процесса»[1].  
 
По данному вопросу представляется примечательной дискуссия виднейшего процессуалиста в административном праве Н.Г. Салищевой с венгерским ученым Ф. Толди. Последний комментировал процессуальный закон 1957 г. в Венгерской Народной Республике и для определения круга отношений, охватываемых процессуальным правом, сослался на работу молодого К. Маркса, который в статье «Дебаты по поводу законов о краже леса» писал, что процесс есть только форма жизни закона, проявление его внутренней жизни. Вслед за К. Марксом Ф. Толди делает вывод, что «материальное право только посредством порядка производства превращается в фактор, формирующий жизненные отношения». 
 
Общая теория права, к сожалению, зачастую уклоняется от изучения процессуальных вопросов, оставляющих на решение ученых, работающих в отдельных отраслях права. Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно провести мнение О.Э. Лейста; «Различаются нормы материального права (определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материального права)»[2]. Не всякая реализация нормы — это процесс в правовом смысле. Д.М. Чечот пишет, что в некоторых случаях и суд может действовать как административный орган, а, следовательно, его отношения не будут в этом случае процессуальными[3]. 
 
Схематически всю последовательность административных, управленческих отношений можно разбить на, во-первых, совокупность мер по принятию правового решения (издание закона, нормы права, акта управления), во-вторых, комплекс мер по реализации нормы права в ординарном порядке, в-третьих, комплекс правовых мер по принудительной реализации правовой нормы. При этом третий этап для правового метода регулирования общественных отношений представляется основным, ибо без необходимости принуждения, общественные отношения могут регулироваться и другими методами: моралью, внутриорганизационными нормами.

 
Принятие правовой нормы

 
Исполнение правовой нормы

 
Принуждение к исполнению правовой нормы

 
Разрешение спора о праве

 
Процедура

 
Процедура

 
Производство

 
Процесс


 
 
 
Производство по делам об административных правонарушениях — это часть административного процесса. Попробуем дать его дефиницию. 
 
Административно - юрисдикционное производство — нормативно установленный порядок и формы осуществления юридических действий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий. 
 
Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях: 
 
1.                Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению административных взысканий. 
 
2.                Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу соответствующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах. 
 
3.                Определенные отношения, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения административного спора и до его разрешения. 
 
Производство по делам об административных правонарушениях — вид административно – юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единообразном применении, закрепленным на федеральном уровне. 
 
Производство по делам административных правонарушениях — это системно образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий, которые:  
 
1.                Образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с соответствующими материальными правоотношениями. 
 
2.                Вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела. 
 
3.                Обуславливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах, документах. 
 
Производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие административного спора о праве, подведомственного судам, когда: 
 
-                    возникает из административных, финансовых или иных властеотношений и весьма тесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями; 
 
-                    хотя бы один из его участников должен обладать властными полномочиями; 
 
-                    заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции; 
 
-                    важнейшей целью, имеющей самостоятельное значение, является признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица); 
 
-                    принятое судебное решение может быть значимо для неопределенного круга лиц, заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного права, и, наконец, административный иск рассматриваться должен специальным административным судом. Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров общим судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов иск; 
 
-                    принятие самостоятельного решение по административному делу всегда будет для суда ограничено определенными пределами. Так, если суд установит, что штраф наложен без учета тяжести совершенного проступка, личности виновного, его имущественного положения, и сумма его занижена, он не имеет право изменить ситуацию «к худшему». 
 
Черты производства по делам об административных правонарушениях. 
 
1.                Данное производство возникает в связи с совершением административного деликта (проступка). 
 
2.                Круг субъектов, уполномоченных осуществлять данное административно – юрисдикционное производство, весьма широк, но их перечень четко определен законами РФ и ее субъектов, с учетом подведомственности их произвольная замена недопустима. 
 
3.                Только посредством данного производства применяются административные взыскания. 
 
4.                Специфика процедуры производства порождена: оперативностью, экономичностью, активностью правоприменяющих органов, простотой, весьма краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной деятельности. 
 
5.                Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данного производства: протокол является основанием для возбуждения дела, постановление о наложении взыскания — результат рассмотрения, решение принимается после завершения стадии обжалования. 
 
6.                Производство по делам об административных правонарушениях нуждаются в едином правовом регулировании на федеральном уровне всех без исключения субъектов административной ответственности. 
 
7.                Предусматриваются широкие права лица, привлекаемого к административной ответственности, но недостаточно регулируется право на защиту потерпевшего. 
 
Принципы производства по делам об административных правонарушениях. 
 
1. Принцип законности. 
 
Процедура осуществления административного принципа должно реализоваться строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное взыскание может быть наложено только компетентными на то органами (должностными лицами). Существуют возможность обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система надзорных органов, следящих за соблюдением законности. Необходимо соблюдать как материальные, так и процессуальные нормы законодательства. 
 
2. Принцип оперативности. 
 
Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально - правовых сроков в сфере административной ответственности, принцип неотвратимости административной ответственности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного взыскания. 
 
3. Принцип непосредственности. 
 
Он состоит в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончании процесса. 
 
4. Принцип равенства сторон. 
 
Перед законом и органом, рассматривающим дело, все граждане, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, возраста равны. 
 
5. Принцип публичности. 
 
Заключается в том, что производство по делам об административных правонарушениях от имени государства, делегирующего полномочие соответствующим органам. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются официально, производство по ним носит публичный характер. 
 
6. Принцип гласности. 
 
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, могут привлекаться представители общественности, трудовых коллективов. 
 
7. Принцип состязательности. 
 
Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения. И тот и другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к административной ответственности лица, так и сторону потерпевшего. Органы, рассматривающие дело, обязаны учитывать позицию участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учетом мнения участников процесса. 
 
8. Принцип национального языка. 
 
На территории Российской Федерации официальное делопроизводство ведется на русском языке. В республиках в составе РФ на государственных языках этих республик. Гражданин РФ, не владеющий русским языком или государственным языком республики в составе РФ, имеет право выступить при рассмотрении дел об административных правонарушениях на том языке, которым он владеет. 
 
9. Принцип объективности истины.  
 
При осуществлении производства по административным правонарушениям доказыванию и оценке подлежат: 
 
-         факт совершения правонарушения; 
 
-         виновность (или невиновность) лица, привлекаемого к административной ответственности; 
 
-         смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства; 
 
-         основания для взыскания имущественного ущерба и его размер; 
 
-         основания для прекращения производства по делу. 
 
Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным лицом) по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. 
 
10. Принцип двустепенности. 
 
Потерпевший и лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладают правом обжалования постановления по конкретному делу. Данное постановление может быть проверено в органе второй инстанции. 
 
11. Принцип диспозитивности. 
 
Участники административно – юрисдикционного производства по собственному усмотрению могут распоряжаться своими правами: обращаться или не обращаться с жалобами в органы административной юстиции, знакомиться или не знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях. 
 
12. Принцип устности. 
 
Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные объяснения, которые записываются в соответствующие протоколы. 
 
Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются общеюрисдикционные принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно – процессуальных норм. Принципы процесса определяют средства достижения его целей. 
 
Задачи производства по делам об административных правонарушениях: 
 
1.     Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела. 
 
2.     Разрешение дела в точном соответствии с законодательством. 
 
3.     Обеспечение исполнения вынесенного постановления. 
 
4.     Выяснение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. 
 
5.     Предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов. 
 
6.     Укрепление законности. 
2. Участники производства по делам об административных  
 
правонарушениях. 
 
КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положением. 
 
Именно они наделены определенными властными полномочиями, необходимыми для вынесения законного и обязательного для исполнения решения по делу. Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой правовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Разумеется, что состав участников производства по конкретному делу может быть различным. Более того, при назначении административного наказания на месте совершения административного правонарушения в производстве может участвовать лишь лицо, его совершившее. 
 
КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключается участие того или иного лица в производстве по конкретному делу, причем дифференцированно к возможным участникам производства. Так, к участию в производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов контроля и надзора за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу; в качестве специалиста, эксперта и переводчика — лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником и др., если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Указанные обстоятельства являются основанием для отвода или самоотвода. Решение по этим вопросам принимается юрисдикционным органом, рассматривающим дело. 
 
Права и обязанности каждого из участников, их административная ответственность установлены КоАП РФ. В нем же определяется их понятие. 
 
Лицо, в отношении которого ведется производство. Им признается физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях. Его права регламентируются весьма подробно. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. По общему правилу дело рассматривается с его участием. 
 
Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Он может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетеля. 
 
Законные представители физического лица. Ими являются его родители, усыновители, опекуны и попечители. Они защищают права и интересы лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, вправе признать обязательным присутствие его законного представителя. 
 
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. 
 
Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшему — представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица защитник допускается к участию в производстве с момента административного задержания. 
 
Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При опросе свидетеля, не достигшего четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя. 
 
Понятой. Им может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Случаи, когда присутствие понятых обязательно, предусмотрены КоАП РФ (глава 27). 
 
Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств. 
 
Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведении экспертизы и дачи экспертного заключения. 
 
Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он должен выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. К участию в производстве могут быть привлечены в качестве специалиста, эксперта, переводчика не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица. 
 
В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, представителя юридического лица, потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении указанного участника о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Однако субъект административной юрисдикции вправе признать их присутствие обязательным. При рассмотрении дела, влекущего административный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным. 
 
Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. 
 
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу и т.д. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора. 
4.                 
Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях. 
 
Стадии правоприменительной деятельности — обособленная часть, как юридического процесса, так и соответствующей процедуры, однако их содержание, естественно, отличается. Поэтому в юридической литературе предлагается выделение двух разновидностей стадий. Так, А.П. Коренев выделяет стадии как совокупность логически сменяющих друг друга отдельных операций и стадий «юридического характера». Похожим образом поступают и другие авторы, различающие стадию логической последовательности, представляющую собой относительно замкнутую самостоятельную систему мыслительных операций, протекающих во времени и направленных на правовое разрешение сложившейся ситуации, и стадию функционального назначения, которая является отдельной частью производства, характеризующейся наличием круга непосредственных специфических задач. 
 
Что касается стадий правоприменительного процесса к ним традиционно относятся: 1) установление фактических обстоятельств (фактической основы дела), 2) выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела), 3) решение дела, выраженное в акте применения. 
 
Существуют и несколько отличные точки зрения. Например, А.П. Коренев полагает, что отдельной (третьей) стадией правоприменительного процесса является уяснение смысла и содержания административно-правовой нормы, то есть её толкования, а последнюю (пятую) стадию составляют действия по обеспечению практического исполнения решения. По мнению С.С. Алексеева, выделение дополнительной стадии, связанной с анализом правовой нормы, оправдано лишь в случае осуществления правоохранительных действий при пробелах в праве. Что касается исполнительных действий, то в определенной части они неотделимы от стадии решения дела, выраженного в правоприменительном акте, а дополнительные действия по организации исполнения данного акта нередко представляют собой самостоятельную правоприменительную деятельность.  
 
Такая позиция достаточно обоснована. Упомянутые три стадии характерны для правоприменительной деятельности в целом, поэтому они имеют  место и в административно-деликтном процессе — деятельности по применению мер административного принуждения в случаях совершения административных правонарушений. 
 
Стадиям производства по делам об административных правонарушениях присущи следующие характерные черты. Во-первых, это самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи. Во-вторых, ей присущ особый круг участников производства. В-третьих, совокупность юридических действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения специально предусмотренной формы. 
 
Помимо стадий выделяются и менее крупные элементы по делу — этапы. Этап характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных действий и представляет относительно самостоятельную часть производства. Таким образом, несколько этапов образуют стадию. Иногда понятия стадия и этап смешиваются, что приводит к неточностям в анализе правоприменительного производства. Например, М.Я. Масленников указывает, что стадиями административного юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих действий, он отмечает также, что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного процессуального документа. В частности, это касается установления лица, совершившего административный проступок. Такое суждение представляется неверным, поскольку установление личности привлекаемого к ответственности лица может рассматриваться как юридическое действие (или несколько действий), но не в качестве стадии производства. Что касается той стадии, в рамках которой данное действие должно быть осуществлено, то это — начальная стадия производства по делу, завершающаяся составлением протокола об административном правонарушении (в котором, кстати говоря, и отражаются сведения о привлекаемом к ответственности лице) и направление его на рассмотрение по подведомственности. 
 
Обратимся сначала к общему обзору стадий производства по делам об административных правонарушениях. 
 
В юридической литературе первая стадия производства именуется по разному. Одни авторы называют её «первичными процессуальными действиями» (например, Шергин А.П.). Однако это не раскрывает содержания данной стадии. Указанного недостатка лишена следующая формулировка рассматриваемой стадии: «административное расследование», но при этом не обращается внимание на принципиальное процессуальное значение стадии, как делают другие ученые, именующие её «возбуждением дела» (Коваль Л.В., Сергун П.П.). Сопоставление приведенных точек зрения позволяет сформулировать более полно название данной стадии, отражающее её содержание: «административное расследование и возбуждение дела об административном правонарушении». 
 
Вторая стадия обычно называется «рассмотрением дела об административном правонарушении», причем иногда уточняется — «по существу». Однако это не полностью характеризует данную стадию, и нередко название дополняется следующим образом: «и разрешение дела» или «разрешение по существу дела». Думается, что наиболее предпочтительным является формулировка: «рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения». В таком случае подчеркивается то, что в итоге рассмотрения дела принимается  решение по нему. 
 
Третья стадия производства по делам об административных правонарушениях представляет собой пересмотр вынесенного постановления по делу в предусмотренных случаях. Некоторые авторы, видимо, исходя из оснований осуществления производства на данной стадии называют её «обжалованием (опротестованием) постановления по делу» (Студеникина М.С., Тищенко Н.М.). Другие акцентируют внимание на сущности правоприменительной деятельности, давая, например, такую обобщенную формулировку, как «пересмотр постановления по делу» (Сергун П.П., Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н.). Встречаются и смешанные варианты: «обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу (Салищева А.Ю.). По мнению Якимовой А.Ю., более целесообразным является отражение в названии стадии содержания правоприменительной деятельности и её результата, а не действия участников производства по делу. Поэтому представляется возможным предложить наименование указанной стадии: «пересмотр дела и вынесение решения». 
 
Четвертая (заключительная) стадия производства по делу обусловлена необходимостью исполнения вынесенного постановления. Вместе с тем встречается и более узкое понимание исполнительных действий: «исполнение постановления о наложении взыскания». Думается, однако, что это не верно, поскольку исполняются и другие виды решений по делу (отметим, что исполнительные действия по некоторым из них достаточно просты и не требуют тщательной регламентации). Поэтому полагаем, что последнюю стадию производства по делу об административных правонарушениях целесообразно именовать «исполнением решения по делу» (Серегин А.С.). 
 
Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по делам об административных правонарушениях, обращая внимание на основные принципы, так как описание самого хода производства затруднено в виду издания нового КоАП РФ. 
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении. 
 
На первой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. 
 
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 
 
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 
 
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 
 
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ); 
 
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 
 
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, протокол об административном правонарушении не составляется. 
 
В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. 
3.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. 
 
Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами. 
 
Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу. 
 
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 
 
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 
 
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 
 
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 
 
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 
 
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 
 
6) имеются ли ходатайства и отводы. 
 
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины. 
 
На стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 
 
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. 
 
Существуют и вещественные доказательства, должны приобщаться к делу об административном правонарушении. 
 
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение: 
 
1) О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
2) О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица 
 
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 
 
1) О назначении административного наказания; 
 
2) О прекращении производства по делу об административном правонарушении. 
 
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 
 
1) Наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ; 
 
2) Объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; 
 
3) Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. 
 
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. 
 
 
 
3.3. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях. 
 
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения. 
 
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано участниками административного процесса: 
 
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд; 
 
2)вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; 
 
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 
 
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела. 
 
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. 
 
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения, а также административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. 
 
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 
 
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению. 
 
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу. 
 
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 
 
1) Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 
 
2) Об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 
 
3) Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 
 
4) Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований или в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 
 
5) Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. 
 
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. 
3.4. Исполнение постановлений о применении административных взысканий. 
 
Исполнение постановлений — завершающая стадия производства по административным правонарушениям (гл. 31, 32). В соответствии со ст. 32.1 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В отличие от приговоров судов, которые по общему правилу могут быть обращены к исполнению лишь по истечении срока кассационного обжалования, постановления о наложении взысканий являются актами управления и вступают в силу немедленно. 
 
Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 32.1 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую, осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством. И та и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами. 
 
На первом этапе (обращение постановлений к исполнению) юрисдикционный орган, прежде всего, должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям. 
 
Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах. 
 
В производстве по некоторым правонарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Примером могут служить производство по нарушениям. За нарушение правил охоты, управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены соответствующих специальных прав на определенный период органами охотничьего хозяйства и государственной автомобильной инспекции. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления путем изъятия удостоверений на право охоты или управления средствами транспорта. 
 
В ст. 31.9 КоАП сказано, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчеркнуть, что постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок со дня вынесения. Позднее начинать исполнительное производство нельзя, это будет нарушением законности. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока производства, он может быть и больше трех месяцев. 
 
Статья 31.5 КоАП предусматривает отсрочку исполнения постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. Она, как жалоба и протест, также приостанавливает исполнение данных постановлений, время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Так, Ц. был подвергнут административному аресту на 15 суток и помещен в изолятор временного содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 31.5 КоАП, отсрочил на один месяц исполнение своего постановления, которым подверг Ц. административному аресту. 
 
Производство по исполнению постановления о наложении штрафа регулируется ст. 32.2; 32.3 КоАП. Они предусматривают два варианта исполнения постановлений. В кодексе один из них называется добровольным, а другой — принудительным. 
 
Согласно ст. 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее тридцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее тридцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вносится гражданином в учреждение банка, если иное не предусмотрено законодательством. Квитанция об уплате представляется органу (должностному лицу), наложившему штраф. 
 
Если нарушитель не работает, либо взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, невозможно, постановление должно быть направлено судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обращения взыскания на его имущество или на долю в общей собственности. Судебный пристав предлагает нарушителю уплатить штраф, а в случае отказа от уплаты описывает, а затем реализует имущество на сумму, необходимую для взыскания штрафа.  
Заключение. 
 
В результате знакомства с исследованием в области производства по делам об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы. 
 
В области права понятие процесса неразрывно связано с разбирательством спора, а при производстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом смысле отсутствует. При отсутствии спора государственный орган (должностное лицо) действует в рамках не юридического процесса, а метериально-правовой процедуры его функционирования. 
 
Самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях обусловливается как минимум двумя причинами: 1) спецификой разбираемой материи: споры из отношений власти и принуждения по своему существу чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности, равенства сторон, состязательности, материального интереса; 2) особенностями самого производства, заключающимся, по мнению многих его исследователей, в упрощенной процедуре. По моему мнению, процедура не может быть упрощенной, но должна быть адекватной для вынесения соответствующего правовой истине решения, обеспечивать убеждение граждан в правильности применения к ним правил, установленных государством. 
 
Среди особенностей производства по делам об административных правонарушениях можно назвать следующие: 1) возложение времени доказательства на властную сторону административного процесса, в отличие от традиционного процесса; 2) возможность и устного, и письменного ведения дела, разрешение дела в отсутствии ответчика, отсутствие многих жестких правил гражданского и уголовного процессов; 3) производство по делам об административных правонарушений — это квазисудебная деятельность; 4) в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют два субъекта, а не как в гражданском процессе; 5) публичный характер правонарушений, вызывающих спор. 
 
В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы производства по делам об административных правонарушениях на компилятивной основе. Глубокий и всесторонний их анализ автору трудно было провести в виду отсутствия знаний в области методологии административно-правовых исследований. Многие вопросы остались вне зоны внимания, но основные подходы к освещению проблематики производства по делам об административных правонарушениях были положены в основу данной работы. 
Список использованной литературы. 
 
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: 
 
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М.: Юристъ, 2007. – 39с. 
 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ в ред. 10.01.2008 г. (посл. изм. 01.07.2008г.) – М.: "ГроссМедиа", 2008. - 288 с. 
 
ЛИТЕРАТУРА: 
 
1. Административное право: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко и др. – М.: Экзамен, 2006. – 509с. 
 
2. Агапов А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – 260 с. 
 
3. Бахрах Д.Н. Административное право: краткий учеб. курс. М.: Норма, 2006-232с. 
 
4. Габричидзе В.Н. Административное право. – М.: Проспект, 2005, - С. 265 
 
5. Гирев, В.Н. Административное право: Практикум: Учебное пособие / В.Н. Гирев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 192с. 
 
6. Дмитриев Ю.А. Административное право. – М.: Эксмо, 2005, - С. 285,355 
 
7. Колесникова Е.А. Административное право. – Ростов н /Д: "Феникс", 2005. – 203с. 
 
8. Комментарий к КоАП. Под ред. Э.Г. Липатова. – М.: Юрайт, 2007. – С. 442 
 
9. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 774с. 
 
10. Конин Н.М. Административное право. – М.: Норма, 2006, - С. 215 
 
11. Котельникова Е.А. Административное право. – Ростов н/Д, «Феникс», 2005. – С. 215 
 
12. Липатов В.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В. Административное право. – М.: Экзамен, 2006. – С. 261 
 
13. Лунев А.Е. Вопросы административного процесса. // Правоведение.— Л., 1962.— №2.— С.43. 
 
14. Миронов А.Н. Административное право. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – С. 110 
 
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. № 5. Бюллетень ВС № 6, 2005. – С. 3  
 
16. Попов Л.Л. Административное право. М., 2007-. 190с. 
 
17. Россинский Б.В. Административное право. – М.: Право и закон, 2005. – С. 217 
 
18. Смоленский М.Б. Административное право—Ростов н/Д:Феникс, 2007.- 350с. 

 


 
[1] Лунев А.Е. Вопросы административного  процесса. // Правоведение.— Л., 1962.—  №2.— С.43.

 


Информация о работе Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях