Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

Вложенные файлы: 1 файл

орг исполн власти КП.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Введение

     Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

Законодатель не устанавливает понятие органа исполнительной власти,                      ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной власти  и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, ,112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных   правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы»,  «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы  вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и органы исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе   в одном значении).                  

     I.   Понятие и правовой статус органов   исполнительной власти          

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее:               

1. Государственно-правовая  природа органов исполнительной  власти обусловлена конституционным  разделением государственной власти  на законодательную, исполнительную  и судебную. Наличие в системе  государственной власти исполнительных  органов — следствие нормативного  закрепления принципа разделения  властей.

2. Органы исполнительной  власти — это внешняя форма  выражения исполнительной власти. Они образуются для практической  реализации функций и задач  самой исполнительной власти, посредством  которой, как известно, осуществляется  государственное управление в  экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферах жизни общества.    

3. Работа органов исполнительной  власти строится в соответствии  с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;                              

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;              

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;                              

г) единство системы государственной власти;     

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.         

4. Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов  исполнительной власти по своему  содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный  и распорядительный характер; в  результате этой деятельности  решаются и реализуются государственные  задачи и функции.         

6. Существует организационная  структура органа исполнительной  власти, т.е. наличие в нем государственных  должностей функциональных структурных  подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений  и т.д.), способствующих наиболее  эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.                   

  7. Органы исполнительной  власти наделены государством  особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах;  приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;                     

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной  власти постоянно и непрерывно  действует на определенной территории  РФ.     

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления.

10. Определен нормативно  установленный порядок образования, формирования  реорганизации и  ликвидации органа исполнительной  власти.      

11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наименование. 

12. Федеральными законами  и законами субъектов РФ предусмотрена  ответственность органов исполнительной  власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной  власти— юридическое лицо —  имеет гербовую печать, может  вступать в гражданско-правовые  отношения.

14. Финансирование органа  исполнительной власти осуществляется  за счет средств федерального  бюджета или средств бюджета  субъекта РФ, предусмотренных отдельной  статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

II. Президент Российской  Федерации  и исполнительная власть.          

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы  государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой, ни одной из трех ветвей государственной власти.

 Президент РФ как  глава государства имеет множество  важнейших полномочий, которые связаны  с организацией и деятельностью  государственных органов исполнительной  власти:

1) гарантирует права и  свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего  в области организации и функционирования  государственного управления;

2) формирует Правительство  РФ;

3) предлагает для одобрения  Государственной Думе Федерального  Собрания кандидатуру Председателя  Правительства РФ. (В конечном  счете Президент РФ может назначить  на эту должность свою кандидатуру.);    

4) обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти  РФ;

5) вправе принимать или  отклонять отставку Правительства  РФ;

6) определяет внутреннюю  и внешнюю политику Российской  Федерации (тем самым он оказывает  огромное влияние на содержание  деятельности высшего органа  исполнительной власти в стране);                                

7) вправе приостанавливать  дёйствие актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам России или нарушения  прав и свобод человека и  гражданина, но только до решения  данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

8) вправе использовать  согласительные процедуры для  разрешения разногласии между  органами исполнительной власти  Российской Федерации и органами  исполнительной власти субъектов  РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа  исполнительной власти. В случае  не достижения согласованного  решения Президент РФ может  передавать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего  суда: так, ряд споров о компетенции  разрешается Конституционным Судом  РФ.

9) представляет Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру  для назначения на должность  Председателя Центрального банка  РФ; ставит перед Государственной  Думой вопрос об освобождении  его от должности;

10) по предложению Председателя  Правительства РФ назначает: на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров 

11) представляет  Совету  Федерации Федерального Собрания  кандидатуры для назначения на  высшие судебные должности, а  также кандидатуру Генерального  прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет  Совет Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет  руководство Администрацией Президента  РФ;                           

14) утверждает военную  доктрину Российской Федерации;

15) назначает и освобождает  от должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;

16) назначает и отзывает  дипломатических представителей  РФ в иностранных государствах  и международных организациях.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии.

    Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ.       

III. Виды органов  исполнительной власти

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.              

Информация о работе Органы исполнительной власти