Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика государственных органов исполнительной власти.
Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.
Введение.
Темой моей курсовой работы является «Органы
исполнительной власти в Российской Федерации».
Структура курсовой работы включает в
себя общую характеристику исполнительной
власти, в неё входят принцип разделения
властей, понятие и классификация органов
исполнительной власти и механизм исполнительной
власти. Большое внимание уделено организации
и деятельности органов исполнительной
власти на федеральном уровне в Российской
Федерации. В этом разделе я рассмотрела
деятельность и полномочия Правительства
Российской Федерации, федеральные министерства
и иные федеральные органы исполнительной
власти. Наконец, я рассмотрела положение
органов исполнительной власти субъектов
федерации.
Целью моей курсовой работы является
характеристика государственных органов
исполнительной власти.
Вопрос об исполнительной власти является
одним из труднейших вопросов правовой
науки. Реальные характеристики этой ветви
власти отражают состояние государственности
в данный момент в целом, позволяют оценить
потенциал и перспективы государственно-правовых
методов разрешения социальных проблем.
Однозначного понимания системы исполнительной
власти в практике и в законодательстве
Российской Федерации пока не сложилось,
однако важные изменения во взглядах на
эту ветвь власти произошли после принятия
Конституции РФ 1993 года. Именно в этом,
по моему мнению, и заключается актуальность работы.
Объектом данной работы являются общественные отношения регулирующие
деятельность федеральных органов исполнительной
власти.
Основы конституционного строя закрепляют
принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, так же устанавливается
круг органов, осуществляющих государственную
власть в Российской Федерации.
В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась
от употребления термина государственное
управление, который широко используется
в законодательстве многих стран и долгие
годы употреблялся и у нас в конституционном
и административном законодательстве,
и вместо него введен новый термин – исполнительная
власть, актуальным является вопрос о
соотношении государственного управления
и исполнительной власти.
Перечисленные термины определяют содержание
курсовой работы, в которой использовались
различные источники, начиная от законов,
которые издавал президент, и заканчивая
обычной учебной литературой. Хочется
особенно отметить такой источник как
Устав г. Москвы. Он определяет положение
города в системе органов субъектов федерации.
Также устав регламентирует деятельность
органов исполнительной власти в г. Москве.
Предметом данной курсовой работы являются
органы исполнительной власти, их структура
и система, а также организационная структура
аппарата, штаты государственных органов
исполнительной власти.
Задачи данной работы являются: раскрытие
понятия федеральных органов исполнительной
власти; его компетенции; сущность, система,
структура, отрасли и сферы управления.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- проанализировать диалектику «государственного
органа исполнительной власти» и его отражение;
- выделить и изучить основные связи между
данным органом и роли принципа разделения
властей в правовом государстве;
- раскрыть особенности, специфику и сущность
«государственного органа исполнительной
власти»;
- проанализировать влияние основных форм
данного понятия.
Основной задачей является раскрыть сущность
понятий государственного управления
и исполнительной власти, организационно-правовой
механизм функционирования исполнительной
власти как самостоятельной ветви единой
государственной власти и рассмотреть взаимосвязь
и соотношение государственного управления
и исполнительной власти.
Структура системы федеральных
государственных органов
Действующее российское законодательство,
наряду с широким использованием термина
"органы исполнительной власти",
часто содержит упоминания об "исполнительных
органах"[6], о "государственных органах
управления"[7]. Указ Президента РФ "О совершенствовании
структуры федеральных органов исполнительной
власти" ст17 марта 1997 г.[8]
В соответствии с Указом Президента РФ
от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»[9] структурными элементами системы
федеральных государственных органов
исполнительной власти являются Правительство
РФ, федеральные министерства и ведомства
(федеральные службы и агентства, а также
создаваемые ими территориальные органы
исполнительной власти).
Правительство Российской Федерации на
основании ст. 110 Конституции РФ осуществляет
исполнительную власть Российской Федерации
и состоит из Председателя Правительства
РФ, его заместителей и федеральных министров,
а в ст. 1 Федерального конституционного
закона «О Правительстве Российской Федерации»[10] говорится, что Правительство
РФ является высшим коллегиальным органом
исполнительной власти, возглавляющим
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации. В этом же Законе
достаточно детально регламентируются
порядок формирования Правительства РФ,
его полномочия, организация деятельности
и взаимоотношения его с Президентом,
палатами Федерального Собрания, органами
судебной власти, а также с органами государственной
власти субъектов РФ.
Председатель Правительства РФ назначается
и освобождается от должности Президентом
РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном
в Конституции РФ. После назначения на
должность он представляет Президенту
РФ предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти (перечень
предлагаемых к созданию федеральных
министерств и ведомств), а затем определяет
основные направления деятельности Правительства
и организует его работу. Назначение на
должность и освобождение от должности
заместителей Председателя Правительства
осуществляется по предложению последнего
Президентом РФ.
Правительство РФ на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных законов,
нормативных актов Президента РФ издает
постановления и распоряжения и обеспечивает
их исполнение. Заседания Правительства
проводятся не реже одного раза в месяц,
и в ст. 28 Закона «О Правительстве Российской
Федерации» дан исчерпывающий перечень
вопросов, решения по которым принимаются
исключительно на заседаниях Правительства
(проекты программ социального и экономического
развития, проекты программ приватизации
федеральной государственной собственности,
решения о подписании соглашений с органами
исполнительной власти субъектов РФ и
др.). Правительство решает вопросы с обязательным
участием федеральных министров или представителей
федеральных министерств, к ведению которых
эти вопросы отнесены.
В основе взаимоотношений Правительства
РФ с органами государственной власти
субъектов Федерации лежит положение
о том, что в пределах ведения Российской
Федерации и ее полномочий по предметам
совместного с субъектами Федерации ведения
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
Федерации образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации. Правительство
РФ координирует деятельность органов
исполнительной власти субъектов РФ и
осуществляет контроль за их деятельностью
по вопросам совместного ведения.
Основные правила внутренней организации
деятельности Правительства (планирование
заседаний, организация работы его членов,
порядок внесения в Правительство и рассмотрения
проектов актов, организация заседаний
Правительства и т.д.) урегулированы в
Регламенте Правительства РФ.
Всестороннее обеспечение и обслуживание
деятельности Правительства возложено
на Аппарат Правительства РФ, который
возглавляется Руководителем Аппарата
Правительства (членом Правительства),
назначаемого и освобождаемого от должности
Президентом РФ по представлению Председателя
Правительства РФ. Аппарат Правительства
РФ является государственным органом,
образованным для обеспечения деятельности
Правительства и организации контроля,
за выполнением органами исполнительной
власти принятых им решений. Состав, функции
и полномочия этого органа урегулированы
специальным Положением о нем[11]. Структура
Аппарата Правительства РФ утверждена
распоряжением Правительства РФ от 26 апреля
2004 г. № 520-р и включает:
– заместителей руководителя
аппарата правительства РФ, полномочных
представителей правительства РФ в палатах
федерального собрания РФ, в конституционном
суде РФ, верховном суде РФ и высшем арбитражном
суде РФ;
– секретариаты председателя
правительства РФ, заместителя председателя
правительства РФ и руководителя аппарата
правительства РФ – министра российской
федерации;
– административный департамент
правительства РФ;
– департамент государственного
управления и местного самоуправления
правительства;
– департамент массовых коммуникаций,
культуры и образования правительства
РФ;
– департамент международного
сотрудничества правительства РФ;
– департамент оборонной промышленности
и высоких технологий правительства РФ;
– департамент отраслевого развития
правительства РФ;
– департамент регионального
мониторинга правительства РФ;
– департамент экономики и финансов
правительства РФ;
– правовой департамент правительства
РФ;
Структура системы федеральных органов
исполнительной власти кроме Правительства
включает в себя федеральные министерства,
службы и агентства, руководство деятельностью
которых может осуществлять непосредственно
Президент РФ или Правительство РФ, а некоторые
федеральные службы и агентства подведомственны
федеральным министерствам. В целом система
и структура федеральных органов исполнительной
власти[12] включает:
I. Федеральн
– Министерство внутренних дел
РФ (МВД России)[13];
– Федеральная миграционная служба
(ФМС России);
– Министерство РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России);
Министерство иностранных дел РФ (МИД
России);
– Министерство обороны РФ (Минобороны
России);
– Федеральная служба по военно-техническому
сотрудничеству (ФСВТС России);
– Федеральная служба по оборонному
заказу (Рособоронзаказ);
– Федеральная служба по техническому
и экспортному контролю (ТЭК России);
– Федеральное агентство специального
строительства (Спецстрой России);
– Министерство юстиции РФ (Минюст
России);
– Федеральная служба исполнения
наказаний (ФСИН России);
– Федеральная регистрационная
служба (Росрегистрация);
– Федеральная служба судебных
приставов (ФССП России);
– Государственная фельдъегерская
служба РФ (федеральная служба) (ГФС России);
– Служба внешней разведки РФ
(федеральная служба) (СВР России);
– Федеральная служба безопасности
РФ (федеральная служба) (ФСБ России);
– Федеральная служба РФ по контролю,
за оборотом наркотиков (федеральная служба)
(ФСКН России);
– Федеральная служба охраны
РФ (федеральная служба) (ФСО России);
– Главное управление специальных
программ Президента РФ (федеральное агентство)
(ГУСП);
II. Федеральные службы и федеральные
агентства, руководство которыми осуществляет
Правительство РФ:
– Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России);
– Федеральная служба по тарифам
(ФСТ России);
– Федеральная служба государственной
статистики (Росстаг);
– Федеральная служба по финансовым
рынкам (ФСФР России);
– Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор);
– Федеральное агентство по атомной
энергии (Росатом);
Федеральные министерства являются федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной актами Президента РФ
и Правительства РФ в сфере деятельности.
При этом под функциями по принятию нормативных
правовых актов понимается, издание на
основании и во исполнение Конституции
РФ и федеральных законов, обязательных
для исполнения органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами установленных Конституцией
РФ, федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами общеобязательных правил
поведения, распространяющихся на неопределенный
круг лиц. Министерство возглавляет входящий
в состав Правительства РФ федеральный
министр. Министерство в установленной
сфере деятельности не вправе осуществлять
функции по контролю и надзору, правоприменительные
функции, а также функции по управлению
государственным имуществом, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента РФ.
Федеральная служба (служба) является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в установленной сфере деятельности,
а также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны государственной границы,
борьбы с преступностью, общественной
безопасности. При этом под функциями
по контролю и надзору понимаются: действия
по контролю и надзору за исполнением
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, их должностными
лицами, юридическими лицами и гражданами
установленных Конституцией РФ, федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти,
органами местного самоуправления, их
должностными лицами разрешений (лицензий)
на осуществление определенного вида
деятельности и (или) конкретных действий
юридическим лицам и гражданам; регистрация
актов, документов, прав, объектов, а также
издание индивидуальных правовых актов.
Федеральные службы в пределах своей компетенции
издают индивидуальные правовые акты
на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ, нормативных правовых
актов федерального министерства, осуществляющего
координацию и контроль деятельности
службы. Федеральная служба может быть
подведомственна Президенту РФ или находиться
в ведении Правительства РФ.
Федеральную службу возглавляет руководитель
(директор) федеральной службы. Федеральная
служба по надзору в установленной сфере
деятельности может иметь статус коллегиального
органа. Федеральная служба не вправе
осуществлять в установленной сфере деятельности
нормативно-правовое регулирование, кроме
случаев, установленных указами Президента
РФ, а также управление государственным
имуществом и оказание платных услуг.
Федеральные агентства являются федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
в установленной сфере деятельности функции
по оказанию государственных услуг, по
управлению государственным имуществом
и правоприменительные функции, за исключением
функций по контролю и надзору. При этом
под функциями по оказанию государственных
услуг понимается осуществление федеральными
органами исполнительной власти услуг,
имеющих исключительную общественную
значимость и оказываемых на установленных
федеральным законодательством условиях
неопределенному кругу лиц; под функциями
по управлению государственным имуществом
понимается осуществление полномочий
собственника в отношении федерального
имущества, в том числе переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям,
федеральным казенным предприятиям и
государственным учреждениям, подведомственным
федеральному агентству, а также управление
находящимися в федеральной собственности
акциями открытых акционерных обществ;
под правоприменительными функциями понимается
издание индивидуальных правовых актов,
а также ведение реестров, регистров, кадастров.
Территориальные органы федеральных министерств,
служб и агентств также входят в систему
органов исполнительной власти Российской
Федерации[14]. Эти органы (к ним относятся,
например, Управление ФСБ по Саратовской
области, Управление Приволжской железной
дороги и т. д.) осуществляют свою деятельность
под руководством соответствующих федеральных
министерств, служб и агентств, а по вопросам,
входящим в компетенцию субъектов Федерации
– во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти этих
субъектов. В целях координации деятельности
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти создаются
региональные коллегии, являющиеся совещательным
органом при полномочном представителе
Президента РФ в регионе[15].
Создание, реорганизация и ликвидация
территориальных органов производятся
соответствующим центральным органом
федеральной исполнительной власти по
согласованию с органами исполнительной
власти субъекта РФ. Теми же органами и
в том же порядке производится назначение
на должность и освобождение от должности
руководителей территориальных органов
управления.
2.2. Структура системы органов исполнительной
власти (государственного управления)
субъектов российской федерации.
Кроме федеральных органов государственного
управления в единую систему исполнительной
власти Российской Федерации входят также
и органы исполнительной власти субъектов
РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется
также в уставах и других законах субъектов
Федерации. Система государственной власти
и ее исполнительных органов в субъектах
РФ устанавливается ими самостоятельно,
но в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации. Основополагающая
роль здесь принадлежит Федеральному
закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации»[16] (в ред. от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ),
в соответствии с которым структура исполнительных
органов государственной власти субъекта
РФ определяется высшим должностным лицом
субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти этого
субъекта) в соответствии с конституцией
(уставом) этого субъекта РФ. Полномочиями
высшего должностного лица субъекта РФ
(руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ) может быть наделен законодательным
(представительным) органом государственной
власти этого субъекта РФ достигший 30-летнего
возраста гражданин России по представлению
Президента РФ в установленном законом
порядке. Наделение этими полномочиями
производится на срок не более пяти лет.
Предложение о кандидатуре высшего должностного
лица субъекта РФ (руководителя высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) вносится Президентом
РФ в законодательный (представительный)
орган соответствующего субъекта РФ не
позднее чем за 35 дней до истечения срока
полномочий высшего должностного лица
этого субъекта РФ. Перед внесением Президентом
РФ предложения о кандидатуре на эту должность
проводятся соответствующие консультации.
Законодательный орган субъекта РФ рассматривает
представленную Президентом РФ кандидатуру
в течение 14 дней со дня вынесения представления.
Его решение считается принятым, если
за него проголосовало более половины
от установленного числа депутатов законодательного
органа субъекта РФ. В случае отклонения
представленной кандидатуры Президентом
РФ не позднее семи дней со дня отклонения
повторно вносится предложение о кандидатуре.
А в случае двукратного отклонения представленной
кандидатуры Президент РФ назначает временно
исполняющего обязанности высшего должностного
лица субъекта РФ на период до вступления
в должность лица, наделенного полномочиями
высшего должностного лица субъекта РФ,
но не более чем на шесть месяцев. В случае
двукратного отклонения представленной
кандидатуры (кандидатур) руководителя
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ проводятся соответствующие
консультации с законодательным собранием
субъекта РФ, и по их результатам Президент
РФ вправе внести предложение о кандидатуре
высшего должностного лица субъекта РФ
либо назначить временно исполняющего
обязанности руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ.[17]
Наименование должности высшего должностного
лица субъекта РФ устанавливается конституцией
(уставом) соответствующего субъекта РФ
с учетом исторических, национальных и
иных традиций данного субъекта РФ. По
сложившейся практике в национальных
республиках России они обычно именуются
президентами, а в других субъектах РФ
– губернаторами или главами администрации
субъекта РФ (края, области и т. д.).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (Президент
республики, губернатор или глава администрации
края или области) возглавляет высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ. Он представляет субъект
РФ в отношениях с федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических
связей, при этом вправе подписывать договоры
и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует
законы, удостоверяя их обнародование
путем подписания законов или издания
специальных актов, либо отклоняет законы,
принятые законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта
РФ; формирует высший исполнительный орган
государственной власти субъекта РФ (правительство,
администрация), назначает министров и
руководителей иных исполнительных органов
в соответствии с законодательством этого
субъекта РФ; вправе участвовать в работе
законодательного (представительного)
органа государственной власти этого
субъекта РФ с правом совещательного органа,
а также осуществляет иные полномочия
в соответствии с федеральным законодательством
и законодательством этого субъекта РФ.
Заключение.
Итак, мы видим, что в настоящее время в
Российской Федерации существует и функционирует
довольно-таки сложная система исполнительной
власти. Нельзя забывать о том, что, прежде
всего она является подсистемой государственной
власти, ее ветвью в структуре разделения
власти как единого целого организационно-правового
механизма государственной организации
общества и ведения его дел. Эта подсистема
имеет определенное структурное строение,
включающее уровни (строение по иерархической
вертикали); звенья (одноуровневые образования
однородных органов); виды и формы органов
исполнительной власти. Орган исполнительной
власти является первичной и основной
структурной единицей рассматриваемой
системы. Он имеет сложное структурное
внутреннее строение и включает структурные
подразделения аппаратного назначения,
не имеющие властных полномочий, а иногда
и самостоятельные органы (конструкции
органа в органе), состав служащих государственной
службы как специального института государственной
власти.
Особенное внимание следует уделить рациональному
выполнению исполнительно-распорядительных
функций, исключению при этом дублирования
и несогласованности, обеспечению постоянного
контроля за исполнением правительственных
решений, повышению персональной ответственности
государственных служащих любого ранга
за выполнение принятых решений.
На основе всего сказанного можно сделать
выводы о том, что:
1. Исполнительная власть, согласно Конституции
РФ, является самостоятельной ветвью государственной
власти, основное назначение которой –
организация исполнения актов законодательной
власти и других нормативных актов.
2. Механизм исполнительной власти включает
всю систему органов государственной
власти, призванную обеспечивать ее фактическую
и юридическую реализацию на всей территории
РФ, которая образуется:
- федеральными органами государственной
власти (согласно Указу Президента РФ
«О системе федеральных органов исполнительной
- органами исполнительной власти субъектов
Федерации;
- органами исполнительной власти, формируемыми
субъектами Федерации самостоятельно.
Высшим органом исполнительной власти
является Правительство РФ.
3. Государственное управление, под которым
понимается специфический вид государственной
деятельности (исполнительно-
От исполнительной власти, учитывая мобильность
ее действий, субординацию и подчиненность
ее органов по вертикали, в решающей мере
зависят темпы социально-экономических
преобразований и наше движение вперед.
I.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г. с учетом внесенных поправок от
30.12.08.//Российская газета. 21.01.2009 №7.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12. 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП
РФ) (ред. от 09.02.2009) // Российская газета.
31.12.2001. N 256.
5. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. №
649 (СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023).
8. Постановлением Правительства РФ от
1.06.2004 г. № 260 (СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Конституционное
право Российской Федерации. М., 2006.
4. В.П. Мозолин, А.И Масляев Административное
право Российской Федерации: Учебник –
М.; ИКД «Зерцало – М». 2007 г.
7. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В.
Административное право Российской Федерации
/ Под ред. Л.Л. Попова: учебник – высшее
образование, Юрайт – Издат., 2009
8. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельникова
В.А. (общая часть – Административное право
Российской Федерации). Учебник - «Феникс»-
2006г.-187с.
Информация о работе Органы исполнительной власти в Российской Федерации