Основы конституционного права Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Франция – государство в Западной Европе. Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство», её принцип - правление народа, народом и для народа. Столица – город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение.

Содержание

Введение 3
1. Конституция и основы конституционного строя 5
2. Основные права и свободы граждан во Франции 8
3. Система государственных органов Франции 11
4. Конституционные основы местного самоуправления во Франции 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

кр АИГУ зс.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
"ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине Административное  и государственное управление  в зарубежных странах

на тему:

«Основы конституционного права Франции»

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 3 курса

Группы ГМУ – 10-2з

Фрыкина М.Ю.

Принял: к. пед. н. доц.

Селиванова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2013

Содержание

Введение 3

1.  Конституция и основы конституционного строя 5

2. Основные права и свободы граждан во Франции 8

3.  Система государственных органов Франции 11

4.  Конституционные основы местного самоуправления во Франции 18

Заключение 21

     Список использованных источников и литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Франция – государство в Западной Европе. Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство», её принцип - правление народа, народом и для народа. Столица – город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение. Официальный язык государства - французский, на котором говорит большая часть населения.

Население - 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90% - граждане Франции. Плотность населения во Франции - 116 человек/км². По этому показателю страна занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе -2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста. Во Франции насчитывается 57 городских поселений с населением более 100 000 человек. На территории Франции проживают: католики (84%), протестанты (2%), мусульмане (13%), иудеи (1%).

Франция - самая посещаемая страна в мире (по количеству приезжающих иностранцев). Париж - самый туристический город. Эйфелева башня - самая посещаемая и популярная в мире достопримечательность, а это означает, что Франция - бесспорная чемпионка мирового туризма.

Франция является ядерной  державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950-х  годов Франция является одним  из государств, участвующих в создании Европейского союза.

Морские и сухопутные связи республики расположение в центре Европы, способствовали развитию государства, его экономическому и политическому влиянию. Франция осуществляла политику захвата территорий в Америке, колонизировала Индию, африканские страны. Попытка императора Наполеона Бонапарта завоевать весь мир закончилась неудачей, а во время Второй мировой войны французы сами попали под немецкую оккупацию.

Франция является одним  из основателей Евросоюза и определяет его политику. Ее представители выступают в роли посредников в политических разногласиях, таких как грузино-осетинский конфликт 2008 года. В 2001 году страна одной из первых признала геноцид армян, осуществленный турками в 1915 году.

Высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства. Валовой внутренний продукт имеет значение в 1,9 триллиона евро (2,6 триллиона долларов) в 2009 году. ВВП на душу населения в том же году составил 30,691 евро (42,747 долларов). МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к 2015 году на 21 %. Франция - 6-я экономическая держава мира после США, Китая, Японии, Германии и Великобритании. Внутренняя политика основана на уменьшения разрыва доходов между бедными и богатыми, борьбе с нелегальной миграцией и повышении рождаемости.

Конституционное развитие страны имеет длительную историю. Франция стала третьей страной в мире и второй в Европе, создав в 1791 г. писаную Конституцию. Ныне действующая Конституция пятой республики стала образцом для ряда государств с президентско - парламентской формой правления. Поэтому изучение конституционного права Франции будет способствовать лучшему пониманию особенностей организации публичной власти в республиканских государствах, что обуславливает актуальность данной темы.

В данной работе мы будем  рассматривать основы конституционного строя Франции. Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения.

 

1. Конституция и основы конституционного строя

 

Ныне действующая Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 г. на территории Франции и в ее департаментах. Конституция получила одобрение 82,5% принимавших участие в голосовании. Голосование одновременно явилось формой осуждения парламентского режима Четвертой республики (1946-1958).

Принятию этой Конституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946 г. режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвертой республики, способствовал росту политической нестабильности и падению авторитета государственных властей. Серьезный ущерб международным позициям Франции нанесли колониальные войны, особенно в Индокитае и в Алжире.

Конституция 1958 г. в ее первоначальной редакции состояла из краткой преамбулы и 92 статей, сведенных  в 15 разделов. В действующей редакции Конституция состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей.  Два раздела были исключены конституционным законом 1995 г.

Конституция  подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Принцип «правления народа, через народ и для народа» остается основным принципом Французской Республики.

Конституция закрепляет республиканскую форму правления  во Франции, причем особо оговаривает, что данная форма правления не может быть предметом пересмотра. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового, светского и социального государства, что находит своё отражение как в постановлениях Конституции, так и в текущем законодательстве.

Конституция определила основные характеристики государства, установив, что Франция - неделимая, светская, демократическая и социальная республика (ст.1, предложение первое), принципом которой является правление народа, народом и для народа (ч.4 ст.2). В ст.2, кроме того, определены символы государства: национальная эмблема - трехцветный сине-бело-красный флаг, национальный гимн «Марсельеза» и девиз Республики «Свобода, Равенство, Братство», восходящие еще ко временам Великой революции 1789 года. В июне 1992 года эта статья была дополнена еще одной нормой: «Французский язык является языком Республики». Франция, таким образом, восприняла практику некоторых зарубежных конституций о собственной языковой идентификации.

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической  структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояний граждан), более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г.

Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. Конституционное право Франции предусматривает широкое использование референдума. Референдум может назначаться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу вопросов, установленных новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация публичных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.

В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г, осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством от общего числа голосов. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает Президент. Последние существенные поправки внесены в Конституцию в 1992 г. (новая глава в связи с вхождением Франции в Европейский союз), в 1995 г. (относящиеся к вопросам референдума, об отмене депутатской неприкосновенности в случае уголовного преступления), в 1998 г. (о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о Французском Сообществе), в 2000 г. (уменьшение срока полномочий Президента с семи до пяти лет), в 2003 г. о децентрализации государства.

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

 

2. Основные права и свободы граждан во Франции

 

Права и свободы граждан во французском  конституционном праве закрепляются довольно своеобразно. В Конституции Франции отсутствует специальный раздел о правах и свободах человека и гражданина. Основные права и свободы комплексно и детально регулируются в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., дополненной преамбулой конституции 1946. В самом тексте конституции права и свободы содержатся только в нескольких разрозненных статьях: подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии. В качестве важнейших прав Декларация закрепляет свободу, безопасность, сопротивление угнетению, а также право участвовать в управлении государством, свободу мнений и слова, «неприкосновенное и священное» право собственности. И все же главное внимание Декларация уделяет в соответствии с естественно-правовой концепцией не провозглашению прав и свобод, а закреплению их гарантий - как общих, так и специальных важнейших гарантий прав человека общего характера:

  • недопустимость социальных различий, не основанных на соображениях общей пользы;
  • запрет узурпации власти;
  • недопустимость ограничения прав и свобод, за исключением тех, которые «обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами», причем ограничения и запреты могут устанавливаться только законом;
  • гласность налогообложения;
  • подотчетность должностных лиц народу;
  • разделение властей.

Преамбула Конституции Франции 1946 г. провозглашает главным образом социально-экономические права: право на получение должности, членство в профсоюзе, забастовку, участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на равный доступ к образованию, приобретению профессии и культуре (организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней объявляется долгом государства). Подтверждая принцип равноправия, Преамбула гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной и запрещает притеснения по причине происхождения, взглядов или вероисповедания в сфере трудовых отношений. Кроме того, Преамбула закрепляет право убежища на территории Франции всех лиц, преследуемых за свою «деятельность в пользу свободы». Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно участвовать в «бремени, вытекающем из национальных бедствий».

В 1992 г. в Конституцию  был включен новый раздел «О Европейских  сообществах и Европейском союзе», одна из статей которого предоставила на основе взаимности права активного и пассивного избирательного права на коммунальных выборах гражданам Союза, постоянно проживающим во Франции. Но «эти граждане не могут ни осуществлять функций мэра или его заместителя, ни участвовать в назначении коллегий по избранию сенаторов или выбора сенаторов» (ст. 88-3). Пассивное избирательное право выборов в Национальное собрание предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35 лет, в региональные и генеральные советы - с 21 года, в муниципальные советы - с 18 лет. Возрастной ценз пассивного избирательного права для выборов Президента не установлен. Не могут избираться военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе. Прямым избирательное право является при выборах Президента, Национального собрания, органов местного самоуправления. Сенат же избирается непрямыми выборами.

Существенную роль в  обеспечении прав и свобод играет правозащитный механизм. Юридической гарантией прав и свобод личности является беспрепятственное обращение в суд. Право на судебную защиту во Франции складывается из ряда компонентов:

Информация о работе Основы конституционного права Франции