Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:55, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы «общество-личность», «государство-гражданин» относятся к числу тех, к которым на протяжении всей истории развития общества было приковано пристальное внимание. Не случайно по этому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
В данной контрольной работе мы рассмотрим понятие и структуру административной правосубъектности индивидуального субъекта, изучим особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта……………………………………………………………………………4
Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ…………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта……………………………………………………………………………4

Особенности правового статуса  иностранных граждан и апатридов  на территории РФ…………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и его обязанностей. Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.

Проблемы «общество-личность», «государство-гражданин» относятся  к числу тех, к которым на протяжении всей истории развития общества было приковано пристальное внимание. Не случайно по этому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В данной контрольной работе мы рассмотрим понятие и структуру административной правосубъектности индивидуального субъекта, изучим особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ.

 

 

 

 

  1. Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта

Правовой статус личности относится к категории наиболее общих понятий теории государства  и права, представляя собой единый для всех граждан правовой статус. Административно-правовой статус является разновидностью правового статуса  граждан и в юридической литературе конструируется по-разному. Одни авторы в структуру (содержание) административно-правового  статуса включают «предоставление  гражданам прав, свобод и возложение на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности  граждан перед государством», другие — «права, обязанности и ответственность  гражданина, обеспечивающие его участие  в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов». [2]

Права и обязанности  граждан в сфере административного  права в основное производит от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового  статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами

административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами данного статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в РФ. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др. [1]

Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституции  РФ, международно-правовыми договорами.

Гражданство России приобретается (ст. 11):

а) по рождению;

б) в результате приема в  гражданство России;

в) в результате восстановления в гражданстве России;

г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Федеральным законом  или международным договором России.

В ст. 14. регламентирован  упрощенный порядок приема в гражданство  Российской Федерации:

а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

б) имели гражданство СССР*, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства и другие условия.

Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство  России и о восстановлении в гражданстве России возникают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлениями о приеме в гражданство России или о восстановлении в гражданстве России, выдворялись за пределы Росси в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные  документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной  службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном  порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание  в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.[5]

Граждане РФ обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и российскими законами. Их правовое положение в сфере государственного управления регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве РФ», конституциями республик, уставами других субъектов Федерации и иными законами.

Выделяют несколько элементов административно-правового статуса граждан:

Административная правоспособность - предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем может быть изменен лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть

временно ограничена в  случаях и порядке, определяемых законодательством, например, в связи  с совершением уголовного или  административного правонарушения. [1]

Административная дееспособность - реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста - обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте - право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста - возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.). Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это зависит от их умственного и психического развития, жизненного опыта, образования и других факторов.

В административном праве  имеются немногочисленные правовые нормы, которые определяют возможность  и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом  или в какой форме может  решаться данный вопрос. Возможность  признания гражданина временно недееспособным предусмотрена, например, Законом РФ 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно закону гражданин  может быть временно, на срок не более  пяти лет и с правом последующего переосвидельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. [2]

Права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными - для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими - для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности  граждан, закрепленные во второй главе  Конституции РФ и реализуемые  гражданином через вступление его  в административно-правовые отношения  с соответствующими субъектами. Это  многочисленные и разнообразные  личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы  граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов  человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые  в административно-правовых отношениях особые специфические права и  обязанности гражданина в тех  или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в  качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и  студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные  права и обязанности отдельных  специфических категорий граждан  в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу  относятся, например, реализуемые в  административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д. [3]

В целях повышения уровня обеспечения прав и свобод граждан  в нашей стране определена система экономических, политических и юридических гарантий.

Экономические гарантии включают в себя создание материальных условий для практической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, что в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан.

К политическим гарантиям  относятся:

• народ — носитель и  источник власти, он реализует конституционное  право в форме «избирать и  быть избранным» (ст. 3);

• участие граждан в  управлении государственными и общественными  делами (ст. 32);

• признание, соблюдение и  защита прав и свобод граждан государством (ст. 2,15,18 и др.).

Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также средства их защиты.

Как видно, между последними двумя гарантиями нет четкого  разграничения в используемых методах  и формах, так как по существу политические гарантии закреплены в соответствующей правовой форме в названных статьях Конституции РФ, но они от этого не утрачивают своего политического смысла.

Юридические гарантии реализуются  государством, уполномоченными должностными лицами специальными способами в виде прокурорского надзора, судебного контроля, государственного и общественного контроля, а также правом на обжалование незаконных решений и действий органов и

должностных лиц с правом на судебную защиту и возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями либо бездействиями органов государственной власти.

Главная черта состоит  в том, что граждане как субъекты административно-правовых отношений выступают как частные лица, реализующее свои субъективные права и несут правовые обязанности в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. [5]

 

2. Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ

Определенными особенностями  характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных  граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также  международными договорами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства регламентирован  Конституцией РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральным  законом «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25.07.2002 г., Федеральным  законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 и ряд других.

Информация о работе Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ