Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования. К цели исследования можно отнести выявление теоретических и правовых основ пользования и применения сотрудниками и военнослужащими войск и органов ПС России оружия и боевой техники в области охраны сухопутных частей государственной границы и разработка мер по усовершенствованию правового регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
1. Выявление роли использования и применения оружия;
2. Определение правовой сущности использования и применения оружия;
3. Установление отраслевой принадлежности использования и применения оружия представителями власти;
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Основные понятия, признаки и виды мер административного пресечения …………………………………………………………………………
Особые меры административного пресечения…………………….
Виды мер административного пресечения………………………...
Глава 2. Правовое регулирование использования и применения оружия и боевой техники……………………………………………………………………
2.1. Сущность использования и применения оружия и боевой техники в деятельности правоохранительных органов……………………………..
2.2. Особенности практики использования и применения оружия и боевой техники сотрудниками ОВД………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
Эта квалификация точно
распределяется в зависимости от
целей, характера и объекта воздействи
Далее, рассмотрим, более подробно, административное пресечение оружия и боевой техники.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГИЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ.
2.1. СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ
ТЕХНИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Войска и органы пограничной службы Российской Федерации используют оружия и технику, в соответствии с законодательством, приказами и командами начальников (командиров) Российской Федерации. Пограничная служба Российской Федерации, Военно-Воздушные Силы и силы Военно-Морского Флота, проводят оборону государственной границы, применяя при этом оружие и боевую технику для отражения вооруженного вмешательства на территорию России, предотвращая попытки угона за государственную границу воздушных, морских, речных судов и иных транспортных средств без пассажиров. Оружие и боевая техника также применяются против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекающих государственную границу в нарушение установленных Законом РФ "О государственных границах Российской Федерации" правил, в ответ на применение ими силы или в других случаях. К ним относят следующие:
Органы внутренних дел, полиция и другие органы обязаны подавать предупредительные выстрелы. Оружие и боевая техника должны использоваться при неожиданном или вооруженном наступлении на военнослужащих, а также других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских и речных судов и иных транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников, могут использоваться без предупреждения.
Военнослужащие имеют право на использование оружия для обезвреживания животных, угрожающих их жизни и жизни других граждан, вдобавок они имеют право для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Также, существует запрет на применение оружие и боевую технику в отношении: женщин и несовершеннолетних, за исключением тех случаев, когда существует вооруженное нападение с их стороны, или оказание этими лицами небезоружного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или пытаются пересечь государственную границу, если это происходит случайно или в связи с несчастным случаем, под воздействием неодолимых сил природы.7
Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации. Военнослужащие других Вооруженных Сил, воинских формирований и органов Российской Федерации, которые привлекаются к охране государственной границы, могут использовать оружие и боевую технику в соответствии со статьей Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" о применении оружия и боевой техники.
Нерешительность сотрудников полиции
и других силовых ведомств в пресечении
общественно опасных
Наравне с этими обстоятельствами, отрицательное воздействие на успешную деятельность правоохранительных структур оказывает неудовлетворительное изучение сотрудниками содержания законодательных и иных нормативных актов, которые регламентируют порядок и применение огнестрельного оружия. Отмеченная не информированность усугубляется диссонансом и прочими недоработками нормативного механизма этих актов, что приводит к необоснованному привлечению к ответственности и даже осуждению должностных лиц, правомерно применивших табельное оружие.
Правовая основа использования оружия сотрудниками правоохранительных органов заключается, главным образом, в законодательствe о необходимой оборонe (ст. 37 Уголовного Кодекса Российской Федерации). На равных правах с этим законодательством, предусмотрен ряд существенных условий, при условии которых у сотрудников есть право применять оружие (например, федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.
Если учитывать ответственность последствий применения оружия, Закон РФ «О полиции» (ст. 23 гл. 5) и ведомственные нормативные акты (уставы и инструкции) устанавливают перечень условий, при наличии которых его использование признается правомерным.
Сотрудники полиции имеют
Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 23 ФЗ «О полиции», а также в случаях, предусмотренных п. 3, 4, 7, 8 ч.1 ст.21 ФЗ «О полиции».9
Также, сотрудникам полиции не дозволяется применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо уже был известен сотруднику полиции, за исключением случаев, проявления указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью гражданам или сотруднику полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при большом скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайный и посторонние лица.10
Незаконное использование оружия является грубым нарушением закона. Виновные сотрудники правоохранительных органов обязаны нести уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, насколько совершенные противозаконные действия образуют состав преступления (ст. 105, 107–109, 111–116, 118, 285, 286, 293 Уголовного Кодекса Российской Федерации)11 либо дисциплинарного проступка.
При задержании лица, совершившего преступление,
огнестрельное оружие применяется
сотрудниками государственных
При задержании лица, совершившего преступление, применяется служебное огнестрельное оружие в ниже приведенных случаях:
Следовательно можно сделать вывод о том, что огнестрельное оружие и боевая техника применяется для предотвращения, или отражения нападения, посягательства на жизнь граждан. Но, не во всех случаях применение будет законно. Хоть в законе и говорится о том, что нельзя применять оружие в отношении беременных женщин, но этот факт не всегда может быть видимым (беременность на 1-3 месяце). Так же не во всех случаях может быть доказано применение оружия в целях обороны.
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВ
В качестве примера правомерного применения оружия можно рассмотреть следующий случай.
В декабре 2008 г. неизвестными лицами было осуществлено две попытки проникновения в магазин, который охранялся техническими средствами ОВД. Были возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 158 УК РФ.
18 декабря 2008 г. в 22 ч. внутри магазина был выставлен милицейский пост, для несения службы на котором согласно графику был назначен милиционер А. Перед заступлением на службу он был вооружен табельным оружием ПМ и 16 боевыми патронами, экипирован специальными средствами, бронежилетом. Индивидуальный инструктаж проводил начальник ОВО подполковник милиции В.
Около 3 ч. 50 мин. 19 декабря 2008 г., находясь на объекте, А. услышал, что с наружной стороны кирпичной кладки, которая закрывала разбитое накануне витринное стекло, остановились несколько мужчин. Они тихо о чем-то переговаривались. Неожиданно с наружной стороны по кирпичам сильно ударили, а так как работы по заделке разбитой витрины закончились поздно вечером и цемент не успел застыть, кирпичи осыпались и в стене образовался проем, в который влез неизвестный. Как затем было установлено, это был З. – бомж. Милиционер принял решение задержать его. Выйдя из укрытия, он голосом подал команду: «Милиция, стоять на месте», предоставив достаточно времени для выполнения своих требований. Руководствуясь ч. 1 ст. 16 Закона «О милиции», А. привел в боевую готовность табельное оружие. З. проигнорировал требования сотрудника милиции и бросился бежать обратно в разобранный проем. А. схватил его за шубу, пытаясь остановить. Между ними завязалась борьба, в результате которой З. ударил сотрудника локтем в грудь и пытался выбить табельное оружие. Скинув с себя шубу, он вырвался из рук милиционера и стал вылезать в проем. А. схватил З за брюки, но тот оттолкнул его ногой и вылез через проем на улицу. Через стенку А. крикнул ему: «Стой, стрелять буду», предоставив ему достаточно времени для выполнения своих требований, после чего вылез в проем и сделал предупредительный выстрел в воздух. З. не отреагировал и продолжал стремительно убегать от магазина.
А., считая, что З. совершено преступление, предусмотренное на тот момент ч. 2 ст. 158 УК РФ, санкция которой предполагает лишение свободы на срок до 6 лет, и поэтому является тяжким. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15, Закона «О милиции», он принял решение о применении табельного оружия на поражение, по ногам, чтобы причинить минимальный вред преступнику. Милиционер прицелился в ноги и произвел один выстрел. З. остановился и сел на землю. О случившемся было доложено дежурному ОВО при ОВД района. На место происшествия была направлена бригада «Скорой помощи». До прибытия медиков З. была оказана первая медицинская помощь, а потом он был госпитализирован с диагнозом: слепое огнестрельное ранение бедра.
Особое значение имеет вопрос о применении огнестрельного оружия в случаях, когда лицо преследуется на основании показаний потерпевших и очевидцев и свидетелей преступления, которые указали именно на конкретное лицо как на совершившее преступление. Заблуждение при применении огнестрельного оружия в таких случаях бывают, но встречаются довольно редко. В большинстве случаев применение оружия признается законным. Примером является следующий случай.
С 18 ч. 26 июня до 3 ч. 27 июня 1999 г. прапорщик милиции К., милиционер взвода ППСМ 27 отдела милиции РУВД, с табельным оружием и специальными средствами нес службу по охране детского оздоровительного лагеря. Около 3 ч. ночи на территорию лагеря прошла группа местных жителей из трех человек и пыталась проникнуть в корпус, где проживают дети. Они были в сильной стадии опьянения. Он остановил их и отправил в сторону выхода. Следом прошло еще несколько групп по 2–3 человека, которые также были в сильной степени опьянения. Опасаясь за жизнь детей К. остался охранять корпус. Через несколько минут со стороны, куда ушли эти люди, послышались крики, нецензурная брань. Так как сообщить в отделение милиции не было возможности и попросить помощи было не у кого, К. продолжал охранять корпус, в котором отдыхали дети. Через 10 мин. группа из 8–10 человек, проходя мимо К., двинулась на выход за пределы лагеря. Они что-то обсуждали, при этом выражались нецензурной бранью, он стал их сопровождать. В это время к нему подошел воспитатель детского оздоровительного лагеря «Зарница» Б. и пояснил, что его только что ударили ножом и попросил помощи. Он был сильно окровавлен. К. вместе с Б. догнали группу молодых людей и Б. прямо указал на молодого человека – Д., который нанес ему ножевое ранение. В ходе задержания Д., находящегося в составе группы агрессивно настроенных людей в количестве 8–10 человек, пытавшихся совершить нападение на сотрудника милиции с целью завладения табельным оружием и причинения вреда здоровью и жизни, прапорщик милиции К. произвел два предупредительных выстрела в воздух. Затем, с целью задержания Д., пытавшегося скрыться, произвел выстрел на поражение, причинив огнестрельное ранение в область головы. Д. от полученных телесных повреждений, не приходя в сознание, скончался.
Информация о работе Особые меры административного пресечения: применение оружия и боевой техники