Ответственность в административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 01:45, реферат

Краткое описание

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Все правонарушения по степени их общественной опасности подразделяются на 2 вида: проступки и преступления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word 5.docx

— 29.09 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Никто не может, быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Для того, чтобы полнее раскрыть понятие административной ответственности, необходимо дать определение административного правонарушения, которое влечет меры административной ответственности.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Все правонарушения по степени их общественной опасности подразделяются на 2 вида: проступки и преступления.

Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе (к ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения).

Самым опасным видом правонарушения являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжелый вред личности, государству, обществу.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданскую и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы и т.д.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда  в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Уголовная ответственность обладает наиболее жесткими мерами государственного воздействия, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждение, штраф, административный арест).

Административная ответственность за правонарушения, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

 

Понятие административной ответственности.

Административная ответственность –это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за нарушения законности и государственной дисциплины.

В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охрана окружающей среды и природных ресурсов, правила военного учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и другие.

Нарушения административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.

Необходимо также иметь в виду, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.

Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, Закон «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях», а также ряд федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.

Согласно ст.72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен КоАП, пока не разрешен.

Федеральные законы о наложении административных штрафов на предприятия, учреждения и организации действуют непосредственно; в КоАП они не включены.

В Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 года, многократно вносились изменения и дополнения, предусматривающие конкретные виды административных проступков и меры взысканий за них, а также круг органов и должностных лиц, управомоченных налагать административные взыскания.

В особенной части КоАП, кроме классификации административных правонарушения с указанием конкретных мер административных взысканий за их совершение, изложены также процессуальные вопросы – производство по делам об административных правонарушениях.

Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам на ровне со всеми гражданами Российской Федерации.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителя, отрицательной оценки их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В тоже время она имеет свои специфические особенности, характерные признаки:

1.           Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в предела своей компетенции и органы исполнительной власти, указанные в КоАП. Институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.

2.           Если при дисциплинарной ответственности между руководителями, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3.           Большинство составов административных проступков можно назвать «формальными»: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, установленных административно-правовыми актами.

4.           Основанием привлечения к ответственности является конкретное правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев другими нормативными правовыми актами признаны как вредное или запрещенное.

Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Проступки могут быть административные, дисциплинарные и служебные.

Нарушения административных правил могут повлечь уголовную ответственность виновных лиц согласно Уголовному кодексу. Но в большинстве случаев за административные правонарушения (проступки) наступает административная ответственность.

Согласно КоАП, административным проступкам признается посягающее на государственный или общественный порядок собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Как видим, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок представляет собой к тому же посягательства на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указана в статье 41-193 КоАП, и в других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь в меньшей степенью своей общественной опасностью, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности административных деликтов.

Кроме противоправности, признаками административного правонарушения являются также виновность и наказуемость деяния. Конечно, в соответствующих случаях для признания деяния административным правонарушением должна быть установлена причинная связь между деянием и его противоправными последствиями (например, причинение вреда здоровью человека, окружающей среде и т.п.).

5.           Административная ответственность отличается и от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица – граждане и должностные лица, но в некоторых случаях ответственность за административные правонарушения несут и предприятия, учреждения, организации.

 

  

Понятие административного правонарушения

 

  

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

 

  

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

 

  

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

  

Юридический состав административного правонарушения.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но при этом, как и в других отраслях права, под составом правонарушения понимается совокупность таких элементов, как субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается.

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем взрослым, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в статье 14 КоАП. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи с ними – за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушения своими действиями общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки) связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка природы, здоровья, населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исполнительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы – и штраф.

Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответственности. Например, лицо, совершившее административное правонарушение, но не достигшее к этому моменту 16-ти летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К нему применяются иные меры воздействия.

Субъективная сторона состава административного правонарушения – это вина, то есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла и неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП).

Информация о работе Ответственность в административном праве