Ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:42, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьёй 56 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответственность государственных служащих.docx

— 19.43 Кб (Скачать файл)

    В соответствии со статьёй 56 Закона Республики Беларусь  «О государственной службе»  за    неисполнение    или   ненадлежащее  исполнение  по   вине государственного    служащего   возложенных    на  него   служебных обязанностей,  превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и  исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим  Законом  и  иными  законодательными  актами  ограничений, связанных  с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

    Дисциплинарная  ответственность государственного служащего заключается в наложении руководителем государственного органа или уполномоченным лицом на государственных служащих, совершивших должностные проступки, установленных законом дисциплинарных взысканий. Дисциплинарная ответственность государственных служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее  исполнение   служебных обязанностей.

    Выделяют  следующие меры  дисциплинарной ответственности: 

    
  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • понижение  в  классе государственного служащего на срок до шести месяцев;
  • увольнение   с  занимаемой  должности  в  соответствии   с настоящим    Законом,    законодательством    о    труде   и   иными законодательными актами.
 

      Особенности дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций; основанием является, как правило, дисциплинарный проступок. Конкретный перечень дисциплинарных правонарушений не установлен, за исключением прогула и хищения. Такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий. Должностным проступком служащего государственного аппарата являются любые действия или бездействие, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Они могут выражаться в умышленном нарушении правил служебного распорядка, должностных инструкций, приказа руководителя, правил работы со служебной информацией, отказе участвовать в служебных мероприятиях, отказе от служебной командировки и т.д.

      Понятие дисциплинарного поступка  находит своё отражение и   в иных актах законодательства. Так в ст. 197 Трудового Кодекса  Республики Беларусь даётся определение  дисциплинарного проступка, а  в ст. 198 перечислены меры дисциплинарного  взыскания.

      Право  выбора  меры  дисциплинарного   взыскания  принадлежит руководителю  соответствующего  государственного  органа. При выборе меры  дисциплинарного    взыскания   должны  учитываться   тяжесть дисциплинарного  проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая  служба  и  поведение  государственного  служащего на государственной службе.

    До  применения дисциплинарного взыскания  наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.

    Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания  и оформляется актом с указанием  присутствующих при этом свидетелей.

    За  каждый дисциплинарный проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание. В то же время к государственным служащим, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут быть применены дополнительные меры правового воздействия: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др. 

    Пример:  За отсутствие на работе более трех часов специалисту 1 категории Ш. руководитель государственного органа объявил выговор, лишил премии за месяц, в котором имело место нарушение, уменьшил отпуск на один день. Применение всех этих мер является законным.

    Дисциплинарное  взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.  

    Приказ (распоряжение), постановление о  дисциплинарном взыскании с указанием  мотивов объявляется работнику  под роспись в пятидневный  срок.

    Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного  взыскания.

    Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется  актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

    В ст. 200 Трудового Кодекса РБ определены сроки дисциплинарных взысканий. В  соответствии с ней дисциплинарное взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

    Днем  обнаружения дисциплинарного проступка  считается день, когда о проступке  стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.

    При рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными  органами дисциплинарное взыскание  применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или  прекращения уголовного дела.

    Дисциплинарное  взыскание не может быть применено  позднее шести месяцев, а по результатам  ревизии, проверки, проведенной компетентными  государственными органами или организациями, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    Дисциплинарное  взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем).

    Работники, занимающие выборные должности, могут  быть уволены с работы только по решению органа, которым они избраны, и только по основаниям, предусмотренным  законодательством.

    Если  после применения дисциплинарного  взыскания служащий продолжает не выполнять  возложенные на него обязанности, то возможно применение к нему нового дисциплинарного взыскания. В данном случае имеет место продолжающийся дисциплинарный проступок, который  прекращается лишь надлежащим выполнением  требуемого. Но если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления. Предусматриваются случаи, когда дисциплинарное взыскание может быть досрочно снято.

    Следует отметить, что для отдельных категорий  государственных служащих (сотрудников  МВД, КГБ, работников органов прокуратуры, военнослужащих) дисциплинарная ответственность  устанавливается также за нарушения, не связанные с исполнением служебных  обязанностей и нарушением трудовой дисциплины, а в связи с особым характером службы – также за административному  и аморальные поступки.

    За  совершение уголовных преступлений к государственным служащим применяются  меры уголовной ответственности. При  рассмотрении раздела XIII Уголовного кодекса Республики Беларусь о преступлениях против государства и порядка осуществления власти и управления можно выделить ряд глав и статей в которых непосредственно рассматриваются преступления государственных служащих. Среди таких преступлений следует выделить: умышленное разглашение государственной тайны (ст.373), умышленное разглашение сведений, составляющих служебную тайну (ст.375), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст392), злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424), получение взятки (ст.430). Вот далеко не полный перечень действий государственных служащих, которые влекут за собой уголовную ответственность. Уголовный Кодекс для государственных служащих, совершивших уголовные преступления, предусматривает различные виды наказаний - от  штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до лишения свободы и конфискации имущества.

    За  совершение административных правонарушений государственные служащие привлекаются в соответствии с нормами Кодекса  об административных правонарушениях.

    Ещё одним видом юридической ответственности, к которой могут привлекаться государственные служащие является материальная ответственность.

    В соответствии с законодательством  материальная ответственность государственных  служащих наступает за нанесение  ими имущественного ущерба органам  государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется  путём возмещения причинённого имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения  суда.

    В соответствии со ст. 400 Трудового Кодекса  Республики Беларусь

    Привлечение к материальной ответственности  возможно при одновременном наличии  следующих условий: 

    1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

    2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

    3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

    4) вины работника в причинении ущерба. 

    Государственный служащий, причинивший ущерб, может  добровольно возместить его полностью  или частично, однако, как правило, он несёт полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по его вине нанимателю. В трудовом законодательстве предусматриваются случаи полной материальной ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. О государственной  службе в Республике Беларусь: Закон  Республики Беларусь от 14 июня 2003 г.  №204-3.
 
    1. Трудовой  Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г.  № 296-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 7 мая 2007г.
 
    1. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г. № 275-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 июля 2007г.
 
    1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. №194-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 июля 2007г.
 
    1. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник . – Мн.: Тесей, 2002. – 608с.
 
    1. Кеник К.И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих /К.И. Кеник // Законодательство Республики Беларусь. Отдел кадров [электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа http://pravo.kulichki.com/dop/otdk/otdk0219.htm. Дата доступа - 18.11.2007г.

Информация о работе Ответственность государственных служащих