О проблемах определения субъекта административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:11, статья

Краткое описание

Обновление российского законодательства устанавливающего меры административного принуждения, в том числе, меры административной ответственности, происходит сегодня стремительно. Однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона противоречат предписаниям другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны. Все это затрудняет процесс правоприменения.

Вложенные файлы: 1 файл

ЕврАзЮж.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении Правил дорожного движения (далее - ПДД) и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Объектом посягательства дорожных правонарушений являются безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств. Безопасность дорожного движения - это безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийная работа автотранспортных средств.

Установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения: карая нарушителей Правилдорожного движения, административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует уже уголовная ответственность. Эта особенность административного права позволяет ряду исследователей обоснованно называть его "смягченным уголовным правом".

Административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрены главой 12 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вступившего в силу с 01.07.2002 года.

Глава 12КоАП РФ, предусматривающая ответственность за дорожные правонарушения, содержит более 35 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих правонарушения в области дорожного движения. Появились такие новые составы правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст. 12.10); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13); нарушение правил маневрирования(ст. 12.14); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25); нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах (ст. 12.28); выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ч. 3 ст. 12.31); незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35); воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36); нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства (ст. 12.36.1).

Так, ряд статей КоАП РФ, такие как: ст. 12.35("Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию"), ст. 12.36("Воспрепятствование законной деятельности по управлению эксплуатации транспортных средств" (т.е. блокировка колес, эвакуация транспортных средств, снятие государственных регистрационных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения и др.), очевидно, направлены против возможных неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

При малозначительности правонарушения законодателем предусмотрена возможность полного освобождения от административной ответственности (ст. 2.9КоАП РФ). Сотрудник полиции при этом может ограничиться только устным замечанием. Устное замечание, в отличие от предупреждения, не является административным взысканием.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49Конституции РФ и ст. 1.5КоАП РФ, используется с учетом определенных особенностей административного процесса, заключающихся в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его личная вина (ст. 2.2КоАП РФ). В соответствии с предписаниями ст. 26.1КоАП презумпция невиновности в административном праве заключается в том, что административная ответственность применима только в случае, если: имеет место событие административного правонарушения; обнаружен состав административного правонарушения; подтверждается виновность совершившего правонарушение; учтены смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; определены характер и размер причиненного ущерба, ибо они оказывают воздействие на применение административной ответственности; отсутствуют обстоятельства, исключающие ее наступление.

Однако это положение не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функцию фото- и киносъемки, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи скорости движения автотранспорта. В соответствии со ст. 2.6.1КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации такими техническими средствами привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Вместе с тем собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или использовании лица либо к данному моменту выбыло из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий

Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАПобусловлено единством их родового объекта.

Дела о привлечении к административной ответственности по главе 12Кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения) уполномочены рассматривать должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения или судьи. Критерием, определяющим орган, уполномоченный рассматривать соответствующие дела, служит тяжесть наказания. Если санкция названной нормы предполагает наказание, существенно ограничивающее права нарушителя (лишение права управления транспортными средствами), дело рассматривается мировыми судьями, а в отдельных случаях (например, когда в качестве санкции выступает возможность применения административного ареста) - судьями районных судов. Согласно ч. 2 ст. 4.1Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Рассмотрение дела судом повышает вероятность всестороннего изучения его обстоятельств и принятия беспристрастного решения.

Вместе с тем сами водители не должны оставаться безучастными к происходящим вокруг них действиям по доказыванию их вины. Не секрет, что зачастую принципы законности и справедливости нарушаются именно теми, кто должен их неуклонно соблюдать. Поэтому каждому водителю очень важно знать не только свои права, но и права инспектора ГИБДД.

Необходимо помнить, что если для граждан действует принцип: "разрешено все, что не запрещено", то для государства, его органов и должностных лиц применяется другое правило: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом". Поэтому доводы некоторых зарвавшихся представителей власти о том, что "посколькуКоАПРФ не запрещено, то это возможно", - не правомерен.

В соответствии со ст. 32.2КоАП РФ штраф уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение тридцати дней со дня вступления постановления в силу. Постановление вступает в силу через 10 дней. Это время на обжалование. Подача жалобы приостанавливает срок вступления постановления в законную силу вплоть до рассмотрения и вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе. Не вступившее в законную силу постановление не подлежит исполнению (штраф не уплачивается).

Если поданная жалоба не удовлетворена, течение 30-дневного срока на добровольную уплату штрафа начинается заново.

Необходимо знать, что в соответствии со статьей 20.25КоАП РФ установлено, что неуплата административного штрафа в 30-дневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кроме того, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано направить судье, должностному лицу, вынесшим постановление, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. В противном случае по истечении 60 дней со дня вступления в силу постановления о штрафе соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа. За непредставление документа об уплате штрафа статьей 19.7КоАП РФ предусмотренопредупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Жизнь и здоровье людей в условиях огромного прироста автопарка, а следовательно, интенсивности дорожного движения остается актуальной проблемой во многих странах мира. В России в последние 15 лет состояние безопасности дорожного движения имеет стойкую тенденцию к ухудшению. В этих условиях важное значение имеют меры административно-правового обеспечения дорожной безопасности, так как абсолютное большинство нарушений в этой области осуществляется в виде административных правонарушений.

Представляется, что изменение национальной административно-наказательной политики на дорогах России, адекватной преобразованиям в экономической и социальной сферах, позволит обеспечить безопасность дорожного движения, а соответственно, снизить дорожную аварийность и травматизм.

 

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения, при ДТП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) вступил в силу 1 июля 2002 года. Законом установлены новые виды административных правонарушений, в большинстве случаев изменена мера административной ответственности в области дорожного движения. Не оставили законодатели без внимания и процедуру рассмотрения подобных дел.

Достаточно сказать, что теперь административные правонарушения в области дорожного движения выделены в отдельную главу. В КоАП РСФСР ответственность за подобные нарушения была предусмотрена главой 10, которая называлась «Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи».

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак — это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность. Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины. Вина — это основной признак административного правонарушения, без которого лицо не может быть привлечено к ответственности. Новым Кодексом установлено такое понятие, как презумпция невиновности: при недостаточности доказательств либо при неоднозначности таковых лицо, в отношении которого ведется административное разбирательство, не может быть привлечено к ответственности.

Произошли изменения и в вопросах привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД) военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Статья 2.5 КоАП РФ определяет, что указанные лица теперь несут административную ответственность за нарушение ПДД на общих основаниях, то есть к ним применяются такие виды наказания, как штраф и лишение права управления транспортным средством. Однако к таким лицам не применяется административный арест, а к военно-служащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется также и штраф.

Что касается непосредственно составов административных правонарушений в области дорожного движения, то они определены в тридцати шести статьях главы 12 КоАП РФ.

Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

предупреждение;

административный штраф;

конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);

лишение права управления транспортным средством;

административный арест (статья 12.27, часть 2).

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее — уполномоченные лица).

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, конфискации предмета правонарушения или административного ареста, рассматриваются судьями. Следует подчеркнуть, что в отношении военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, подобные дела рассматривают судьи гарнизонных военных судов.

Информация о работе О проблемах определения субъекта административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения