Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:09, курсовая работа
Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления;
2) Раскрыть сущность парламентской республики в Российской Федерации, её основные преимущества и недостатки.
8. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Однако есть вариант, когда президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, то есть она проиграет выборы, правительство уходит в отставку [3, с. 248].
Выводы по II главе:
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительскими учреждениями (парламентами).
Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Парламентским республиками являются такие государства как Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Эстония, Латвия и др.
Для таких государств характерны следующие признаки:
1) парламент
контролирует исполнительную
2) правительство
формируется по результатам
3) парламент
может выразить недоверие
4) формальный
глава государства – президент,
5) в системе
органов государственной
Таким образом, парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Глава государства – президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.
Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Глава правительства является лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Глава правительства формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др).
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительскими учреждениями (парламентами).
Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Парламентским республиками являются такие государства как Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Эстония, Латвия и др.
Для таких государств характерны следующие признаки:
1) парламент
контролирует исполнительную
2) правительство
формируется по результатам
3) парламент
может выразить недоверие
4) формальный
глава государства – президент,
5) в системе органов государственной власти занимает второстепенное место, хотя в период политических кризисов его роль может возрастать; практически эти функции похожи на функции главы государства в конституционных монархиях.
Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальное равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те, или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Глава государства – президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.
Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Глава правительства является лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Глава правительства формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // "Российская газета", N 245, 23.12.1997
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000 – стр. 69
4. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007.
5. Гущин В.В. Теория государства и права. – М.: Право и закон, 1999 – стр. 35
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2003. - С.223.
7. М.Н. Марченко, О.Э. Лейст, Б.Д. Попков. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 – стр. 172
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 – стр. 248-249
9. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001 – стр. 297
Смоленский М.Б. Теория государства и права. – М., 2005. - С. 112.
10.Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М., 2006.
11. Теория государства и права под ред. Н.М. Марченко. М., 1996. С. 96.
12. Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 37.