Подсудность дел, форма и содержание жалобы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть такой способ защиты прав и интересов гражданина, как судебная жалоба.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть подсудность дел, форму и содержание жалобы;
- рассмотреть возбуждение дела по судебной жалобе;
- рассмотреть решение суда и исполнение решения суда по судебной жалобе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Подсудность дел, форма и содержание жалобы……………………………4
§ 2. Возбуждение дела по судебной жалобе…………………………………….8
§ 3. Решение суда и исполнение решения суда по судебной жалобе………...10
Заключение ………………………………………………………………………12
Нормативные документы и литература………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Администр. право.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§ 1. Подсудность дел, форма и содержание жалобы……………………………4

§ 2. Возбуждение дела по судебной жалобе…………………………………….8

§ 3. Решение суда и исполнение решения суда по судебной жалобе………...10

Заключение ………………………………………………………………………12

Нормативные документы и  литература………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из способов защиты прав и интересов гражданина является жалоба. Порядок подачи жалоб, их рассмотрения, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободы граждан – определяются современным законодательством.

Жалоба - это устные или  письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

В соответствии с законом  каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Цель данной работы –  рассмотреть такой способ защиты прав и интересов гражданина, как судебная жалоба.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

- рассмотреть подсудность дел, форму и содержание жалобы;

- рассмотреть возбуждение дела по судебной жалобе;

- рассмотреть решение суда и исполнение решения суда по судебной жалобе.

 

 

 

 

 

 

§ 1. Подсудность дел, форма и содержание жалобы

 

Для уяснения юридических  свойств и процедур разрешения все  жалобы граждан следует поделить на два типа:

- административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке, жалобы;

- судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства.

Ко второму типу относятся  обращения граждан в суд, решения  по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в суд  закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени  условным. Среди них можно выделить жалобы:

- на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

- по делам частного обвинения;

- кассационные;

- надзорные;

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими  в действие механизм правосудия, и  результат рассмотрения которых  – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.1

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.2

Рассмотрение судами жалоб  граждан на акты должностных лиц  и органов исполнительной власти – это административная юстиция или правосудие по административным делам.

В настоящее время нужно  различать два варианта судебного  обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Обжалование по общему праву  в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В соответствии с законом  каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные  действия (решения), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права  которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту  его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (органа, объединения, должностного лица, государственного служащего). Закон предусматривает рассмотрение жалобы одним из двух судов по выбору заинтересованного лица. Следует отметить, что под местом нахождения ответчика подразумевается не место жительства последнего, а место его работы, службы во время совершения обжалуемого действия.3

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд  с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Закон не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию жалобы на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. Пленум Верховного Суда РФ в п.12 Постановления от 21.12.93 г. № 10 обратил внимание судов на необходимость оформления жалоб в соответствии с правилами ст.126, 127 ГПК. По смыслу п.4 ст.126 ГПК в жалобе, в частности, должно быть указано:

- какие именно права и свободы гражданина нарушены обжалуемыми действиями;

- обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) и, если обращался, то получен ли им ответ.

Жалоба подается в суд  с копиями по числу лиц, действия (решения) которых обжалуются, и оплачивается государственной пошлиной в размере 15% установленного Законом о государственной пошлине на день ее уплаты минимального размера оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Возбуждение дела по судебной жалобе

 

При решении вопроса о  принятии жалобы к производству возможны три ситуации: положительное решение  вопроса о принятии и возбуждении  производства по делу, отказ в принятии жалобы, оставление ее без движения.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или  по своей инициативе вправе приостановить  исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд  установлены следующие сроки:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Так как пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом, недопустим отказ в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем введенного законом  срока для обращения в суд, даже если жалоба не содержит просьбы  о восстановлении срока.

Верховный Суд признал, что  обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. «Нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, в каждом случае затрагивают права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав».4

Суд может отказать в принятии жалобы по основаниям, предусмотренным ст.129 ГПК (кроме п.2 данной статьи ГПК, так как по действующему закону несоблюдение досудебного порядка рассмотрения жалобы не влечет за собой отказа в принятии жалобы).5

Оставление жалобы без  движения допустимо по причине, указанным  в ст.130 ГПК. Кроме того, если лицо одновременно с жалобой предъявляет  имущественные требования, основанные на обжалуемом акте, решении, действии (бездействии), дело рассматривается в исковом порядке. Суд в этом случае также выносит определение об оставлении жалобы без движения и разъясняет заинтересованному лицу его право предъявить иск в порядке искового производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Решение суда и исполнение решения суда по судебной жалобе

 

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить  требование гражданина, отменяет примененные  к нему меры ответственности либо иным путем восстановления его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.6

Статья 7 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан говорит: «В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении». Тем самым суду предоставлено право применять к виновным государственным служащим такие меры дисциплинарного воздействия, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Эта норма впервые в законодательстве РФ предоставила суду несвойственное ему право – привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.7

Все решения по судебным жалобам, вынесенные в пользу заявителя, можно подразделить на два вида: решения без исполнительной силы (о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о взимании сбора за парковку автотранспорта и т.п.) и решения с исполнительной силой, т.е. те, которыми в дополнение к признанию действий незаконными удовлетворяются конкретные требования граждан, основанные на субъективном праве из административно-правовых отношений. Последние в случае их неисполнения в добровольном порядке подлежат принудительному исполнению в порядке, установленным Федеральным законом об исполнительном производстве для исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера с применением при необходимости к должнику штрафных санкций до 200 минимальных размеров оплаты труда, а при последующих неисполнениях – и более значительных санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Жалобы – это обращения  граждан с требованиями восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов.

Информация о работе Подсудность дел, форма и содержание жалобы