Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:28, курсовая работа
Актуальность. В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.
В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы. В широком значении - это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее.
Объектом работы является политическая система современной, ее организация и функционирование, ее социальная роль и взаимодействие с другими элементами общества.
Предмет исследования составляет определение политической системы современной России; моделирование ее структуры.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния.
Задачи работы:
1. Исследовать понятие, сущность и основные субъекты
политической системы общества;
2. Проанализировать роль государства в политической системе
общества.
Практическая значимость работы определяется тем, что она определяет наиболее оптимальное соотношение между государственными структурами и гражданским обществом, способствует совершенствованию правового регулирования деятельности общественных организаций.
На сегодняшний день существует большое количество книг и трудов, где политической системе уделено много внимания. На мой взгляд, наиболее полно этот вопрос раскрыт в многочисленных учебниках по теории государства и права таких авторов, как: А.Б.Венгеров, Марченко М.Н., Корельский В.М. и других. Эти книги стали важной опорой в написании данной работы.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие, функции и классификация политической системы………6
2. Место и роль государства в политической системе общества……. 11
3. Структура и субъекты политической системы…………………….. 19
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………31
С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:
1. Государство — это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно - повторяем - является организацией политической власти.
2. Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно не выделяются). Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства, таким образом оно должно выполнять свою политическую функцию.
3. Власть - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.
4. Государство есть организация политической власти определенного общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Именно из обобщения деятельности конкретных государств выводятся параметры более совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства.
Государствам прошлого и современности свойственны следующие общие (фундаментальные) признаки:
1. Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими странами.
2. Единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей.
3. Единая система законов, зафиксированная в Конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.
4. Монополия на легальное применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, милицию (полицию), службу безопасности, суд, прокуратуру.
5. Право на взимание налогов, идущих на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.
8. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов4.
Государственную
власть в обществе осуществляет особый
слой людей, которые наделены государственными
полномочиями, то есть они имеют возможность
издавать законы, использовать в необходимых
случаях государственное
принуждение, чтобы подчинить
поведение людей воле, отраженной
в правовых актах государства.
Ограничение пределов
действия власти
определенной территорией,
распределение населения
по административно-
Распространение
государственной власти
только на население,
проживающее в рамках
определенной страны, неизбежно
влечет его
деление на
административно-
Государственный суверенитет имеет две стороны. Это внутренняя сторона - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. И внешняя сторона -самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Существует аппарат принуждения. Этот аппарат состоит из армии, органов безопасности и общественного порядка, судов, прокуратуры, тюрем, мест заключения. Больше не существует ни одной другой организации, которая имела бы право содержать такой аппарат принуждения. Сбор налогов и пошлин. Доходы, получаемые в виде налогов, идут на содержание армии, полиции, государственного аппарата, а также для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
Все перечисленные признаки государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги -это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам
государства
(фашизму, государству диктатуры
пролетариата) и потому в
его общее определение
Государство можно считать первой политической организацией. У разных народов государства возникали по разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были факторы: совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Государство - это не единственная политическая организация классового характера. Из курса истории мы знаем, что наряду с возникновением государства и в его рамках возникали различные негосударственные организации и объединения, которые отражали интересы определенного круга людей и принимали участие в политической жизни общества. Примерами таких организаций могут быть объединения собственников - общины, гильдии и цеха, сложившиеся в феодальном обществе. Или разного рода политические партии и движения, которые существуют наряду с государством в нашем обществе. Но, тем не менее, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.
Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны»)5, и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». ст.З «...единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»)6, и в Конституции США («Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки»)7.
Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах других государств. «Народ» при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.
Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.
Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.
Вывод: Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование
политической системы общества осуществляется
на основе правовых норм. Все организационные
структуры политической системы действуют
в рамках и на основе законов, которые
образуют правовой фундамент государственной
и общественной жизни.
3. Структура и субъекты политической системы
Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или верхнего (мегауровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким
образом, на институциональном